![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные требования к составлению психокоррекционной программы ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы: - принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; - принцип единства диагностики и коррекции; - принцип приоритетности коррекции каузального типа; - деятельностный принцип коррекции; - принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента; - принцип комплексности методов психологической коррекции; - принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционнои программе; - принцип опоры на различные уровни организации психических процессов; - принцип программированного обучения; - принцип возрастания сложности; - принцип учёта объёма и степени разнообразия материала; - принцип учёта эмоциональной сложности материала. При составлении коррекционнои программы необходимо соблюдать следующие требования: 1. Чёткое формулирование целей коррекционнои программы. 2. Определение круга задач, конкретизирующих цели работы. 3. Определение стратегии и тактики проведения коррекционнои работы. 4. Набор конкретных методик и техник для предстоящей работы. 5. Чёткое определение формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая или смешанная). 6. Определение общего времени, необходимого для реализации всей программы. 7. Определение частоты необходимых встреч (ежедневные встречи, один раз в неделю, раз в две недели и т.д.). 8. Определение длительности каждой встречи, каждого коррекционного занятия (от 10—15 минут в начале работы до 1, 5—2 часов на заключительном этапе, в соответствии с возрастными особенностями участников). 9. Разработка конкретной коррекционной программы в целом и определение содержания каждого конкретного занятия (если проводятся отдельные занятия, то разработка содержания конкретных занятий, в соответствии с общими целями работы). 10. Планирование форм участия других лиц (медиков, учителей, родителей, значимых взрослых и т.д.). 11. Определение форм контроля динамики хода коррекционной программы. 12. Внесение дополнений и изменений в программу по ходу работы (по необходимости). 13. Оценка эффективности реализованной программы (если реализуется программа в целом).
Приложение 5
Этический кодекс Российского психологического общества (отдельные положения)
Предисловие Профессиональная деятельность психолога, в какой бы области он ни работал (профориентация, организация производства, клиническая, возрастная, педагогическая психология, судебно-психологическая экспертиза, преподавательская или научная деятельность), характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой. Чтобы быть полезным, психолог нуждается в доверии. Доверие общества к психологу может быть достигнуто только при соблюдении этических основ их поведения, содержащихся в настоящем кодексе. Этический кодекс психолога служит: а) для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов и б) для регуляции отношений психологов с обществом. Этический кодекс даёт возможность психологам и людям, с которыми они профессионально связаны: а) руководствоваться принципами, правилами, нормами получения и применения психологических знаний, б) устанавливать стандарты, по которым могут быть оценены результаты применения психологических знаний. Таким образом, принципы и правила, излагаемые ниже, дают возможность, в случае нарушения этических стандартов, применять санкции к его нарушителям. Психолог и требования к нему 1. Наименование «психолог» может быть принято лицом, имеющим университетское образование по специальностям «психология», «клиническая психология», а также лицами, которым в установленном порядке присвоены учёные степени кандидата наук по отраслям и специальностям психологической науки. Учёная степень в последнем случае принимается во внимание только в том случае, если она признана «ВАК РФ». 2. Разрешается указание на принадлежность к подразделениям или комитетам ассоциации, кроме тех случаев, когда психолог в этом качестве выступает как официальный представитель ассоциации. 3. Задачей психолога является а) расширение знаний о человеке и обществе и б) приложение этих знаний и умений для блага как индивида, так и общества в целом. Психолог уважает достоинство и неприкосновенность человеческой личности, уважает и защищает фундаментальные права человека. Психологи являются представителями свободной профессии. 4. Психолог осуществляет профессиональную ориентацию и психологическую поддержку населения в Российской Федерации (из приложения к постановлению Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1). 4.1. Профессиональная ориентация — это обобщённое понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. 4.2. Основные методы профессиональной ориентации: а) информирование — индивидуальное, групповое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации); б) психологическое и медицинское консультирование; в) психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика; г) различные педагогические методы. 4.3. Психологическая поддержка — система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования её способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению её конкурентоспособности на рынке труда и адаптированное™ к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путём оптимизации психологического состояния человека как следствия полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей. 4.4. Основные методы психологической поддержки: а) психологическое просвещение; б) психологическое и психотерапевтическое консультирование; в) психологическая диагностика; г) психологический тренинг; д) психологическая коррекция; е) другие индивидуальные и групповые методы психологической работы. 5. Требования к Результатам работы Психолога 5.1. В качестве Результатов исследования психолога выступают все сведения об Испытуемом, сохраняющиеся на любых видах носителей информации, на основании которых Психолог квалифицирует психологические характеристики Клиента, принимает решение о задачах и характере практического взаимодействия с ним и исполняет его. 5.2. Результаты исследования Клиента являются обязательным условием любых действий Психолога относительно Клиента. В результатах исследования должна содержаться информация о том, на основании каких теоретических, методических, экспериментальных данных Психолог предпринимает конкретные действия по консультированию или оказанию помощи Клиенту. Результаты исследования должны быть представлены в форме научных документов, принятых в психологическом сообществе, и содержать достаточные основания для работы с Клиентом. 5.3. Результаты исследования в случае их неконтролируемого хранения могут представлять опасность как для Клиента, так и для Психолога и для Общества. Обращение с результатами исследования должны быть жёстко регламентированы. Психолог может делать видео-или аудиозаписи консультации или лечения или разрешить третьим лицам слышать их лишь после согласия на это Пациента или Клиента; это положение распространяется и на телефонные разговоры. Главные Этические принципы и правила деятельности Психолога Содержание принципов и правил работы Психолога. Этика работы основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и её уважения, сближения людей, создание справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности Психолога. Этические принципы и правила работы Психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий. 6. Принцип ненанесения ущерба Клиенту 6.1. Правило взаимоуважения Психолога и Клиента. 6.2. Правило безопасности для Клиента применяемых методик. 6.3. Правило предупреждения опасных действий Заказчика относительно Клиента. 7. Принцип компетентности Психолога Согласно принципу компетентности Психолог может оказывать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификацию и образование. В своей работе он руководствуется научными и профессиональными стандартами и применяет апробированные и проверенные методики. Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты. Психолог может взяться за выполнение только такой работы, которая даёт возможность соблюдения вышеперечисленных обязательств. В соответствии со своей компетенцией в психологических вопросах он действует на свою ответственность и независимо. Психолог обязан путём добросовестной подготовки быть информированным в новейших достижениях науки. В этой связи он также должен быть в курсе предписаний, регулирующих его профессиональную деятельность. 7.1. Правило сотрудничества Психолога и Заказчика. 7.2. Правило профессионального общения Психолога и Клиента. 7.3. Правило обоснованности результатов исследования Психолога. 8. Принцип беспристрастности Психолога Принцип беспристрастности Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Недопустимо влияние положительного или отрицательного отношения Заказчика к клиенту на формулирование выводов об Испытуемом. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться только на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое производит Клиент, его социальное положение не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога. 8.1. Правило адекватности методик, применяемых Психологом. 8.2. Правило научности результатов исследования Психолога. 8.3. Правило взвешенности сведений, передаваемых Заказчику Психологом. 9. Принцип конфиденциальности деятельности Психолога Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, им полученный в процессе работы с Клиентом на основании доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий. Результаты исследований должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать ни Клиента, ни Заказчика, ни Психолога, ни психологическую науку. Клиническим психологам запрещается, помимо своего профессионального окружения, применять иностранные или технические термины. Психодиагностические данные, полученные относительно студентов при их обучении, должны рассматриваться как конфиденциальные, как и сведения о клиентах или пациентах. При демонстрации конкретных случаев следует заботиться о защите достоинства и благополучии Клиента, в отношении которого должны соблюдаться правила конфиденциальности. 9.1. Правило кодирования сведений психологического характера. 9.2. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. 9.3. Правило корректного использования Результатов исследования. 10. Принцип осведомлённого согласия Принцип осведомлённого согласия требует, чтобы Психолог, Заказчик и Клиент были извещены об Этических Принципах и правилах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие. Список литературы 1. Дневник педагогической практики студента – практиканта: методические рекомендации/ под ред. профессора В.Г.Рындак. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. 2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.: Сфера, 1997. 3. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. М.: МПА, 1995. 4. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию. М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 5. Польская О.Я. Психологический практикум в школе. М.: Просвещение, 1984. 6. Психолого-педагогическая практика: Методические рекомендации для студентов факультета психологии/ Авторы – составители И.Х.Пикалов, М.Н.Олекс. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. 7. Рудакова Р.Б., Бетехтина Е.А. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы по психологии. Методические рекомендации для студентов факультета психологии. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. 8. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. М.: Владос, 2003.
|