Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3 социальная стратификация
Лекция
4 Мобильность, виды мобильности. 1. Понятие «социальная общность» является ключевым в социологии, так как именно социальные общности, с одной стороны, выступают основными субъектами социального действия, а с другой стороны, опосредуют взаимодействие человека и общества. В социологии разграничивают понятия «социальная группа» и «социальная общность». Социальная общность – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия. В этом определении следует подчеркнуть ряд моментов: 1. Социальные общности не являются умозрительными абстракциями, а существуют реально. 2. Социальные общности – не сумма индивидов, а целостность. 3. Социальные общности сами являются источником своего развития, самодвижения. Выделяют основные виды социальной общности: 1. Агрегация – множество индивидов, находящихся в одном и том же месте в одно и то же время (очередь, пассажиры в транспорте). 2. Социальная категория – совокупность людей, выделяемая исследователем на основе одной или нескольких сходных характеристик. При этом данные характеристики не являются социально значимыми, т.е. не влияют на образ жизни и поведение человека (например, блондины, брюнеты, пользователи тостеров и т.д.) 3. Квазигруппа: а) толпа – внутренне неорганизованное множество индивидов, обладающих пространственной близостью, общими внешними стимулами и эмоциональной общностью; б) аудитория – множество индивидов, связанных с коммуникатором с целью получения информации или эмоций (зрители в кинотеатре, лектории, консерватории). в) социальные круги – совокупность людей, существующая для обмена информацией, причем это обмен может осуществляться спонтанно, несистематически. Разновидностью социальных кругов являются дружеские круги (приятели), профессиональные круги, контактные круги (случайные знакомства в транспорте), стаусные круги (элитные клубы). 3 Социальная группа - совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами данной группы с точки зрения других.
Социальные группы классифицируют по различным основаниям: 1. По характеру взаимодействия индивидов в группе выделяют: 1) малые группы - все члены группы контактируют друг с другом лично; 2) большие группы - не все члены группы могут общаться лично, контакты внутри таких групп опосредованы. Малые группы, в свою очередь, бывают первичные и вторичные. Первичные группы характеризуются интимностью общения, цель их создания – общение как таковое (семья, друзья ). Вторичные группы создаются для достижения инструментальных целей, характеризуются формальностью общения (учебная группа, команда, трудовой коллектив). 2. По характеру связей индивида с группой выделяются: 1) Группа членства – любая группа, членом которой является индивид; 2) Референтная группа - это та группа, ценности которой являются значимыми для индивида. 3. По степени реальности существования выделяют 1) номинальные группы – мы можем наблюдать только представителей этих групп, но сами группы целиком ненаблюдаемые
|