Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4 гендер и этничность как факторы социальной дифференциации
Лекция 1 Гендерные различия в современном обществе. 2 Понятие и виды этноса. 3 Современные этнические проблемы.
1. Термин гендер (от англ. Gendeг - пол, род) введен в оборот американским психоаналитиком Р.Столлером в 1968 г.; обозначает социальный пол или, другими словами, все то социальное, что образуется над биологическим полом (sех). То есть быть мужчиной или женщиной - это не просто быть человеком с женской или мужской анатомией; одного этого недостаточно, общество предписывает индивидам соответствовать определенным социокультурным образцам поведения и внешнего вида: мужского и женского. Таким образом, если биологический пол отражает различия между мужчинами и женщинами как биологическими особями, то гендер - различия между феминностью (женственностью) и маскулинностью (мужественностью) как социальными моделями поведения. Феминность (женственность) ассоциируется с интравертивностыо, зависимостью, неуверенностью, сентиментальностью; Маскулинность (мужественность) – с экстравертивностью, независимостью, активностью, самоуверенностью. Высший уровень близости черт феминности и маскулинности, достигнутый индивидом, свидетельствует об андрогинности (от аndro - мужчина, gynе - женщина).Андрогинный индивид имеет больший выбор вариантов поведения, является более гибким в плане социального приспособления. С точки зрения гендерного подхода, совсем необязательно жестко привязывать бытие мужчины к маскулинному поведению и бытие женщины к феминному поведению, ибо модель поведения не программируется биологически, а обусловлена ценностями той или иной культуры. Гендер как социальный феномен проявляется на двух уровнях: 1. Социетальном; 2. Индивидуальном. На социетальном уровне гендер включает в себя следующие элементы: 1. Гендерное разделение труда (или гендерные роли) – распределение производительного и домашнего труда между членами общества в соответствии с их полом. 2. Гендерные идеалы – совокупность черт личности, предписывающих определенные чувства, стремления, желания и поведение представителям каждого пола. 3. Гендерные биологические сценарии поведения – нормативные образцы сексуального желания и сексуального поведения, предписываемые в зависимости от биологического пола. 4. Гендерный социальный контроль – формальное или неформальное одобрение и вознаграждение поведения, соответствующего полу, и социальная изоляция, презрение и медицинское лечение не соответствующего полу поведения. 5. Гендерная идеология – система идей, оправдывающая существование в обществе гендерного неравенства. На индивидуальном уровне гендер выстраивается из: 1. Биологического пола – совокупности первичных и вторичных половых признаков. 2. Гендерной идентичности – личностного осознания и принятия своей принадлежности к определенному полу. 3. Гендерной личности – интернализованных (то есть включенных во внутреннюю структуру личности) моделей поведения, чувств и эмоций, служащих укреплению семейных структур и института материнства и отцовства. 4. Гендерного брачного и репродуктивного статуса – исполнение или отказ от супружества, деторождения, родственных ролей. 5. Гендерной презентации – демонстрации себя как индивида, принадлежащего к определенному полу, посредством одежды, косметики, украшений и других символов. Биологический пол человека может не совпадать с его гендерной идентичностью. Например, мужчина может чувствовать себя комфортно как биологическая особь мужского пол, но при этом его могут не устраивают культурные стереотипы мужского поведения. Так, Джона Леннона осуждали, когда он не выполнял свои профессиональные обязанности и оставался дома с недавно родившимся сыном. Развитие гендерной идентичности включает в себя 3 процесса: 1. моделирование, или имитация поведения взрослых; 2. подкрепление, или поощрение поведения, соответствующего полуребенка, а также осуждение неуместного поведения; 3. самосоциализация, или воспроизведение образцов поведения, вызывающих наибольшее одобрение со стороны других.
В общественных науках существует несколько теорий, объясняющих дифференциацию гендерных ролей и причины ее возникновения: 1. Функциональная теория. Т.Парсонс полагает, что подобная дифференциация имеет позитивную функцию, поскольку способствует нормальному функционированию семьи, где роль отца – инструментальная (поддержание связей между семьей и внешним миром, материальное обеспечение семьи); а роль матери – экспрессивная (регулирование взаимоотношений в семье, забота и эмоциональная поддержка). Роль жены в этой теории выводится из способности женщины рожать и ухаживать за детьми. 2. Конфликтная теория. Р.Коллинз считает, что гендерное неравенство обусловлено конфликтом между господствующей группой (мужчинами) и зависимой группой (женщинами). Возникновение этого неравенства он связывает с тем фактом, что мужчины были крупнее и сильнее женщин и оказывали на них сексуальное давление. В настоящее время, по его мнению, мера зависимости женщины определяется двумя факторами: 1) материальной зависимостью; 2) ценностью женщины как собственности, подлежащей обмену. 3. Неомарксистская теория видит корни гендерного неравенства в структуре самого капитализма, исключающей свободу сексуального выбора и использующей женщин, их подчиненное положение для обеспечения гибкости рынка в условиях капитализма. С этой целью женщинам на рынке труда отводится вторичный сектор низкооплачиваемых должностей, которые в случае необходимости всегда можно сократить под лозунгом необходимости возвращения женщины к домашнему очагу. 4. Неопсихоаналитическая теория. Н.Ходоров полагает, что гендерные различия формируются в результате насаждения гендерных идеалов и формирования гендерной идентичности с детских лет. 5. Феминистичекая теория: 1) либеральный (умеренный) феминизм основан на предположении, что достичь равенства женщин с мужчинами возможно в рамках существующего общества посредством социально-экономических и юридических реформ; 2) марксистский (социалистический) феминизм основан на том, что угнетение женщин – продукт капиталистических отношений, устранение дискриминации женщин возможно и связано с завершением капиталистической фазы; 3) радикальный феминизм видит причину женской дискриминации в существовании патриархата в обществе и в андроцентризме всей современной культуры. Дискриминацией называется практика ограничения доступа к материальным или символическим благам, умаления прав людей, выделяемых по какому-либо признаку – расе, полу, национальности, вероисповеданию и т.п. В современном украинском обществе дискриминация женщин проявляется в следующих сферах: 1. Сфера семейной жизни: 1) увеличение временных затрат на ведение домашнего хозяйства у семейных женщин (женщины в будни тратят на работу по дому 3 часа, в выходные – 5-6 часов, мужчины – до 1 часа); 2) Насилие в семье (побои со стороны мужей или сожителей пришлось пережить каждой пятой женщине). 2. Сфера труда: 1) женщины чаще проигрывают в конкурентной борьбе в силу распространенности стереотипа, что когда работы на всех не хватает, то в первую очередь необходимо ею обеспечить мужчин; 2) возможности для занятия предпринимательской деятельностью у женщин крайне ограничены; 3) общая структура занятости женщин имеет форму пирамиды: чем выше социальный статус должности, тем меньше на этих должностях женщин; 4) заработная плата женщин составляет около 65 % от заработной платы мужчин. 3. Общественно-политическая жизнь. Недостаточным является участие женщин в управлении государством: 1) среди депутатов парламента женщины составляют 8 % (в Финляндии – более 50%, в Швеции – 45%). 2) среди руководителей центральных и местных органов власти женщины составляют – 7%, например, среди руководителей областных советов – 3 женщины. Нигде в мире женщины не могут похвастаться равноправием с мужчинами, хотя по данным Программы развития ООН и производят 55 % мирового богатства (с учетом неоплачиваемого домашнего труда), заняты 2/3 рабочего времени в мире, но получают 1/10 мирового дохода и владеют 1/100 мировой собственности (по данным международной организации труда). В среднем в мире они занимают лишь 13 % мест в парламентах и 14 % высших управленческих постов в компаниях и на предприятиях. Таким образом, пол как признак биологического различия людей является не менее важным признаком социального различия, то есть основой для определения и самоопределения места индивида в социальном пространстве.
2. Формирование этноса связано с осознанием принадлежности к общности, принятием ее ценностей, норм. Этничность предполагает чувство единства, которое выражается через противопоставление «мы – они». В социологической среде до 70-х годов бытовало мнение, что общее значение этничности будет постепенно снижаться, поскольку будут стираться религиозные, культурные и другие этнические различия. Однако последние десятилетия продемонстрировали возрождение этничности. В условиях нарастания социальной напряженности, углубления экономического кризиса обращение к этническим корням выполняет защитные функции. Этничность не может исчезнуть, ибо она олицетворят собой культурное наследие. Слово " этнос" греческого происхождения, переводится как народ. Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами, стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и хозяйственной деятельности. К основным характеристикам этноса можно отнести следующее: · общее название, · миф об общих предках, · общая историческая память, · один или более дифференциальных элементов общей культуры (язык, религия, традиции, фольклор), · связь с конкретным " родным краем", территорией, · чувство солидарности со значительной частью населения (самоидентификация). Признаки этноса можно объединить в три группы: 1. Объективные биологические и природные черты (типичная внешность, «родной край»). 2. Объктивно-культурные черты (язык, фольклор, традиционная одежда и еда, бытовые традиции, религия, менталитет). 3. Субъективные критерии (самоидентификация, чувство принадлежности, солидарности, единства с определенной этнической группой). Исторические типы этноса: 1) Род – форма общности людей, основанная на кровном родстве. 2) Племя – объединение нескольких родов, имеющее общий язык, территорию, нравы и обычаи. Род и племя зарождаются и существуют при первобытнообщинном строе. 3) Народность – форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающаяся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладельческого и феодального обществ. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность. Формированию народности содействует более четкая организационная структура общества, развитые политические формы. Народности существуют сейчас и не только в развивающихся странах, но и в индустриально развитых обществах. (Франция: бретонцы, корсиканцы; Великобритания: уэльсцы, галлы, нормандцы). 4) Нация – тип этноса, возникающий в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений. Нации более многочисленные, чем народности, они насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Признаки нации, отличающие ее от народности: · устойчивая государственность; · общность экономической жизни, основанная на едином национальном экономическом рынке; · унификация языка, главным образом в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации; · развитие профессиональной культуры и искусства; · формирование социально-классового состава, соответствующего эпохе промышленно-культурного развития. В зарубежной литературе сложились две совершенно разные тенденции в понимании нации: - этатическая (фр. «этат» – государство) – присущая англо-романским странам. Понятием " нация" обозначаются все граждане государства независимо от этнической принадлежности (Франция, США, Канада). - этническая («этнос» – народ), свойственная Германии. Понятием " нация" обозначаются люди имеющие общее происхождение, независимо от того, гражданами какой страны они являлись или являются. В разных культурах сформировались разные типы наций: нации-государства в англо-романском мире и нации-этносы в германском мире. История человечества знает немало примеров переселения народов. Люди разных этнических групп перемешиваются, особенно это ощущается в крупных городах, которые притягивают переселенцев. Так складывается этническая структура – разделение общества, территориальных или корпоративных общностей на этнические группы.Этническая структура современных обществ формируется в пределах государственных границ, она складывается из этнических групп (народов), которые населяют страну и определенных этнических отношений.
Современные западные концепции уделяют основное внимание таким сложным образованиям как нации, и акцентируют внимание на том факте, что этничность предполагает чувство единства, которое выражается через противопоставление «мы – они». То есть специфика этнического в современном мире сводится преимущественно к содержанию этнического сознания и самосознания. В рамках данных концепций выделяют конструктивистскую и психологическую теории. Конструктивистская теория (Э. Геллнер) - предполагает, что этнические общности возникают не в результате естественноисторического процесса, а представляют собой продукт деятельности интеллектуальной элиты, целенаправленно формируемое объединение людей вокруг какого-либо ключевого символа (языка, мифа об общем происхождении, исторической памяти и т.д.) Нации и этнические общности целенаправленно конструируются. Этнос – это объединение людей, которое целенаправленно формируется государством, интеллектуальной элитой для реализации экономических, культурных, политических и других интересов. Процесс строительства нации проходит ряд этапов: 1.Начинается с того, что у национальной элиты обостряется чувство этнической идентификации, вырастает интерес к историческому прошлому, культурным особенностям своего народа. 2.Эта активная, образованная часть нации приступает к пропаганде своих идей, формирует широкий круг сторонников национальной идеи, создания национальной государственности. Выдвигаются и приобретают широкую известность лидеры национального движения, формируются общественно-политические движения. 3.При благоприятных обстоятельствах этот процесс завершается созданием национального государства. Психологическая концепция (Э. Ренан) сосредотачивается на психологических предпосылках развития этносов, на воле, желании принадлежать к этнической общности. Центральная идея данного подхода: понять, что собой представляет нация, нельзя через перечисление ее признаков, так как одинаковость людей не означает, что они составляют органическую целостность. Нация - это не схожесть признаков составляющих ее единиц, а особая форма общности людей, основанная на внутреннем психологическом единстве. Объективные признаки нации являются лишь факторами, которые: а) в данных исторических условиях помогли национальной общности возникнуть; б) являются формами и символами, в которых нация проявляет себя, свою суть. Нация рассматривается как общность, объединенная стихийной волей, в основе которой лежит стремление к политической самостоятельности, осознание себя как активно действующего субъекта исторического процесса. По вопросу о предпосылках, причинах развития национальных общностей существует две основные точки зрения: 1. Марксистская концепция называет основным признаком нации общность экономической жизни и подчеркивает, что само появление наций обусловлено становлением капиталистического способа производства с его единым экономическим рынком. В период рабовладения и феодализма отсутствуют стабильные экономические связи, а, следовательно, здесь могут существовать только нестойкие и мало объединенные народности, где основой объединения является территория. 2. Конструктивистская теория (Геллнер) - на этнические процессы влияют как изменения в экономической системе общества, так и культурные изменения. В аграрном обществе существует четкая иерархия населения и множественность культур, а, следовательно, низкий уровень объединения людей, которые относятся к разным культурным кругам. Это общество не может способствовать появлению такой развитой этнической общности как нация. Переход к индустриальному обществу разрушает статусные ограничения, стимулирует социальную мобильность, появление развитой системы образования, что способствует формированию универсальной, единой для всего общества культуры. Поддерживаемая государством, эта культура является основой для становления однородного общества, а потом и нации. Важнейшим фактором развития наций является создание собственного государства. 3. Современные тенденции развития межнациональных отношений в мире: 1. Стремление этносов к политической независимости, создание независимых государств. 2. Сближение различных этносов, ломка межэтнических перегородок. Черты, характеризующие этническое сознание народа Украины в началее 21 ст.: 1. Несмотря на достаточно спокойную ситуацию, складывающуюся в Украине по поводу межнациональных отношений, сокращается численность индивидов, уверенных в том, что обществу не грозят межнациональные конфликты. 2. Склонность к восточнославянскому обособлению: положительный индекс социальной дистанции имеют украинцы, русские, белорусы и евреи. 3. Антисемитизмне является распространенным явлением. В массовом сознании евреи оказываются вытесненными за пределы близких контактов, но социальная дистанция по отношению к этой группе невелика, они значительно ближе населению Украины, чем другие этнические группы. 4. Ксенофобия – обособление от всех «чужих», недоверие по отношению практически ко всем этническим группам, с которыми нет длительного опыта совместного проживания. Эта черта присуща массовому сознанию закрытого традиционно-архаичного типа. 5. Регионализм - существование разного отношения к проблеме государственного суверенитета, противоположных политических симпатий, внешнеполитических ориентаций в разных регионах Украины. Национально-этнические конфликты - это конфликты, связанные с борьбой за права и интересы этнических групп. Типология этнических конфликтов: 1. Культурно-языковые конфликты, связанные со стремлением сохранить или возродить полноценное функционирование языка и традиционной культуры в условиях прогрессирующей аккультурации. 2. Социально-экономические конфликты, в которых выдвигаются требования выравнивания уровня жизни между отдельными этническими группами. 3. Статусные конфликты, связанные с выдвижением требований по изменению политического статуса и объема властных полномочий определенной автономной этнотерриториальной структуры. 4. Территориальные. 5. Сецессионные конфликты, в которых выдвигаются требования по созданию собственной независимой государственности или воссоединения с соседним государством. Исходя из особенностей противостоящих сторон, выделяют: - горизонтальные конфликты между этнические группами (осетино-ингушский); - вертикальные конфликты между этнической группой и государством (чеченский). Для актуализации конфликтов нужны конфликтная ситуация и конфликтные люди (группы). Конфликтные люди - это стремящиеся к власти и собственности силы, которые используют стихийную неудовлетворенность, подогревают ее, выставляя себя защитниками нации. Обстоятельства, необходимые для урегулирования конфликтов (по Дарендорфу): Во-первых, наличие ценностных предпосылок. Каждая из конфликтных сторон должна признать наличие конфликтной ситуации, за оппонентами признать само право на их существование. Во-вторых, определенная степень организованности сторон: чем более они организованны, тем легче достичь договоренности и добиться исполнения условий договора. В-третьих, конфликтующие стороны должны согласиться относительно определенных правил игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей, т.е. обеспечивать баланс интересов. Эта предпосылка фактически во всех этнических конфликтах отсутствует. Пути разрешения конфликтов: 1) устранение сверхцентрализации; 2) разработка общей концепции переустройства всей системы межнациональных отношений, основанной на равноправии, балансе интересов, диалоге; 3) развитие экономических связей; 4) создание в районах с обозначившимся напряжением в межнациональных отношениях общественных структур типа круглого стола, антиконфликтных комиссий, формирование института посредников; 5) развитие прогнозирования, направленного на принятие незамедлительных мер по предупреждению, локализации или скорейшему, с наименьшими потерями, разрешению.
|