![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тесты по дисциплине (обучающие, контролирующие)⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
1. Слово «философия» первым употребил: а) Фалес; б) Пифагор; в) Сократ; г) Диоген. 2. Что такое философия: а) мировоззрение; б) теоретическое мировоззрение; в) наука; г) методология познания. 3. Специфическая черта научности философского знания: а) объективность; б) истинность; в) всеобщность; г) теоретическая форма осмысления проблем. 4. Две специфические составляющие философского знания: а) научность и ценностность; б) объективность и истинность; в) доказательность и проверяемость; г) доказательность и истинность. 5. Основной вопрос философии есть: а) проблема соотношения материи и сознания; б) важнейшая проблема эпохи; в) система нравственных норм; г) проблема первоначал. 6. В чем отличие материализма и идеализма: а) в ценностном отношении к миру; б) в подходе к соотнесению материи и сознания; в) в различных идеалах жизни. 7. Определите, какие из приведенных ниже суждений верны: а) если мысль истинная, то она материалистическая; б) если мысль материалистическая, то она истинная; в) если мысль идеалистическая, то она ложная; г) если мысль ложная, то она идеалистическая; д) истинными или ложными могут быть как материалистические, так и идеалистические мысли, суждения, теории. 8. Согласие, с каким из нижеследующих положений означает агностицизм: а) некоторые вещи никогда не станут объектами нашего знания; б) процесс познания бесконечен; в) человек никогда не сможет до конца исчерпать всех тайн природы; г) все научные теории неполны и не отражают объект абсолютно точно; д) сущность вещей принципиально непознаваема; е) в науке есть неразрешимые задачи; ж) чем больше познаем, тем меньше знаем. 9. Религию можно определить как мировоззрение, которое полагает наличие: а) акта веры; б) мистического содержания; в) всеобщего мирового закона; г) сверхъестественного начала. 10. Философию отличает от религии: а) теоретическое осмысление мировоззренческих проблем; б) отсутствие акта веры; в) отказ от сверхъестественного начала; г) идея совершенной мудрости. 11. Выделите признаки, обязательные для философского мировоззрения: а) системность; б) абстрактность; в) логическая непротиворечивость; г) простота; д) эмпирическая обоснованность; е) наглядность; ж) конкретность; з) максимальная общность; и) оценочный характер. 12. Какие из перечисленных вопросов имеют философский характер: а) в чем смысл существования человека; б) каковы пути разрешения экологического кризиса; в) что есть истина; г) в чем сущность гравитации; д) возможно ли создание искусственного интеллекта; е) расширяется ли Вселенная; и) что такое свобода. 13. Основную задачу первые греческие философы видели: а) в поиске первоначала многообразного мира; б) в исследовании сущности человека; в) в познании общества; г) в исследовании души человека. 14. Подлинное бытие в атомизме Демокрита – это: а) пустота; б) атомы; в) вещи; г) Космос. 15. Кто утверждал, что «все течет, все изменяется» и «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»: а) Демокрит; б) Гераклит; в) Пифагор; г) Протагор. 16. Антропологический поворот в античной философии связан с именем: а) Демокрита; б) Пифагора; в) Сократа; г) Гераклита. 17. Сущность концепции этического рационализма в учении Сократа состоит: а) в поиске разумом общезначимых регуляторов поведения людей; б) в отождествлении добродетели и знания о ней; в) в осознанном следовании нравственным предписаниям; г) в подчинении нравственных предписаний интересам государства. 18. Основоположником объективного идеализма является: а) Аристотель; б) Платон; в) Плотин; г) Пифагор. 19. Диалектика, по Платону, это: а) общая теория развития мира; б) учение о понятиях и методах логического мышления; в) учение о развитии через противоположности; г) учение о цикличности в развитии мира. 20. По мнению Аристотеля человек – это: а) высшее природное существо; б) разумное животное; в) носитель идей; г) общественное животное, наделенное разумом. 21. Добровольное следование судьбе, апатия, отношение к жизни и смерти как к естественно необходимому, характеризуют принципы человеческой жизни: а) в стоицизме; б) в скептицизме; в) в эпикуреизме; г) в платонизме. 22. С точки зрения христианства, тело человека: а) темница души; б) источник греха; в) ничто, а душа – все; г) подчинено душе. 23. Человек является образом и подобием Бога: а) по происхождению от Бога; б) по воле Божьей; в) благодаря единосущности с Богом. 24. С точки зрения христианской философии, Бог является: а) безличным перводвигателем мира; б) универсальным принципом бытия; в) абсолютной личностью. 25. Познание человеком Бога, с точки зрения патристики, возможно: а) через познание гармонии и целесообразности всего сущего; б) через познание самого себя как единства души и тела; в) через познание собственной души. 26. Главной целью схоластики является: а) философско-теологическое обоснование христианских догматов; б) рационалистическое, логическое обоснование христианской догматики; в) критика христианской догматики. 27. С точки зрения А. Августина, познание Бога достигается: а) разумом; б) чувствами, созерцанием; в) верой. 28. Какое суждение истинно для учения А. Августина: а) вера основывается на разуме; б) вера является самостоятельным источником истины и исключает ценность разумного познания; в) разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может. 29. В философии А. Августина свобода является: а) свойством воли; б) свойством разума; в) социальной характеристикой человека. 30. Учение Ф. Аквинского опирается на философию: а) Аристотеля; б) Сократа; в) Платона. 31. С точки зрения Ф. Аквинского, общее существует: а) как самостоятельная реальность наряду с единичными вещами; б) как сущность единичных вещей; в) в Боге как полноте бытия и в связи единичных вещей через Бога. 32. В философии Ф. Аквинского зло в мире идет: а) от человеческой деятельности; б) от Бога; в) от природы. 33. В гуманизме Возрождения доминирует: а) предметно-практическая ориентация; б) этическая ориентация; в) эстетическая ориентация. 34. Гуманистическая система ценностей основывается на принципе: а) теоцентризма; б) антропоцентризма; в) космоцентризма. 35. С точки зрения гуманистов главная цель жизни человека: а) самореализация; б) служение Богу; в) служение обществу. 36. У гуманистов взгляд на природу является: а) генетическим; б) атеистическим; в) материалистическим; г) пантеистическим. 37. В обосновании пантеизма философы Возрождения опираются на: а) неоплатонизм; б) материализм; в) дуализм. 38. Тождество Бога и природы утверждает: а) теоцентризм; б) пантеизм; в) космоцентризм; г) антропоцентризм. 39. Кому принадлежит следующая мысль: «Мир имеет свой центр повсюду, а окружность нигде в результате уподобления мира Богу»: а) Н. Копернику; б) Т. Кампанелле; в) Н. Кузанскому; г) П. делла Мирандоле. 40. Кто является автором следующего высказывания: «Как Бог развертывает из себя многообразное богатство природных вещей, так и человеческий ум развертывает понятия, свернутые в нем»: а) Плотин; б) Н. Кузанский; в) Дж. Бруно; г) Л. да Винчи. 41. Главный принцип диалектики Бога и мира в учении Н. Кузанского: а) совпадение противоположностей; б) причинность; в) гуманизм. 42. С точки зрения Дж. Бруно, мир – это: а) объективная реальность; б) самодвижущаяся природа; в) развернутая сущность Бога. 43. В эпоху Нового времени формируется картина мира: а) космоцентрическая; б) эволюционистская; в) субъект-объектная; г) антропоцентрическая. 44. В философии на первый план выходит проблематика: а) гносеологическая; б) аксиологическая; в) онтологическая; г) социальная. 45. Основоположником эмпиризма является: а) Декарт; б) Бэкон; в) Локк; г) Юм. 46. Какого рода заблуждения Бэкон считал порождением слепой веры в авторитеты: а) идолы пещеры; б) идолы рода; в) идолы театра; г) идолы рынка. 47. Метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, называется: а) индукцией; б) дедукцией; в) рационалистическим; г) эмпирическим. 48. Метод познания, основанный на выведении частных положений из общих, называется: а) индукцией; б) дедукцией; в) анализом; г) синтезом. 49. Высказывание «Мыслю, следовательно, существую» принадлежит: а) Декарту; б) Бэкону; в) Юму; г) Локку. 50. Тезис о том, что в разуме нет ничего, что предварительно не прошло бы через чувства, характеризует: а) рационализм; б) эмпиризм; в) сенсуализм; г) номинализм. 51. Учение о первичных и вторичных качествах развито: а) Локком; б) Бэконом; в) Декартом; г) Беркли. 52. Философия Беркли характеризуется как: а) материалистический сенсуализм; б) идеалистический сенсуализм; в) дуализм; г) материализм. 53. Позиция Д. Юма по вопросу об источнике наших ощущений: а) Бог; б) этот вопрос неразрешим; в) материальный мир. 54. Какая идея объединяет всех философов Просвещения: а) перестройка жизни на разумных началах, путем распространения знания и воспитания; б) материалистическое мировоззрение; в) необходимость юридического равенства всех граждан; г) идея собственности как естественного свойства человека. 55. История, с точки зрения Вольтера, это арена борьбы: а) просвещения и невежества; б) классов; в) этносов и разных культур; г) великих личностей. 56. Монтескье предлагал: а) отделить церковь от государства; б) разделить поровну между гражданами частную собственность; в) уравнять в правах женщин и мужчин; г) разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную. 57. Кто высказал идею об отрицательном воздействии научно-технического прогресса на состояние нравственности: а) Вольтер; б) Дидро; в) Руссо; г) Гельвеций. 58. В чем усматривал Руссо источник социального неравенства и отчуждения людей: а) в правлении непросвещенных людей; б) частной собственности; в) физическом неравенстве; г) отсутствии свободы. 59. Вольтер трактует человека как: а) социальное животное; б) разумное существо; в) природное существо; г) ощущающее существо. 60. В этической теории Гельвеций определяет добродетель через: а) общий интерес; б) частный интерес; в) потребности; г) разум. 61. Гольбах и Гельвеций пришли к выводу, что интересы людей зависят: а) от реальных потребностей; б) от их ментальности; в) от обстоятельств; г) от формы их деятельности. 62. Преодолеть социальное неравенство людей, говорит Руссо, можно путем: а) отказа от государства и возврата человека к «естественному состоянию»; б) отмены частной собственности; в) уравнивания собственности людей; г) просвещением людей. 63. Согласно Канту субъект: а) является источником знания; б) определяет форму знания; в) интуитивно познает объект. 64. Объективность знания по Канту означает: а) всеобщность и необходимый характер знания; б) независимость знания от субъекта; в) отражение свойств вещей самих по себе. 65. Связующее звено между рассудком и чувственностью, по Канту: а) практика; б) опыт; в) воображение. 66. Свобода человека, согласно Канту, проявляется: а) в следовании познанной необходимости; б) в возможности выбора действий; в) в следовании нравственному императиву. 67. Кантовские идеи о безусловном – это: а) обобщения опыта; б) конечные цели стремлений че-ловека; в) сверхчувственные сущности. 68. Высшей формой развития абсолютного духа, по Гегелю, является: а) философия; б) искусство; в) религия. 69. С точки зрения Гегеля, всеобщая причина развития находится: а) в воздействии одних факторов, систем на другие; б) во взаимодействии внутренних противоположностей систем; в) в спонтанных переходах от одного состояния системы к другому. 70. Условием могуществ разума является, согласно Гегелю: а) опора разума на опыт; б) непротиворечивость мышления; в) способность разрешать противоречия. 71. Диалектика у Гегеля является: а) отражением развития объективного мира; б) саморазвитием идеи; в) методом познания и преобразования объективного мира. 72. Сущностным свойством человека, по Фейербаху, выступает: а) врожденное стремление к счастью; б) разумный эгоизм; в) нравственный долг. 73. Выход из отчужденного состояния человечества Фейербах видит а) в изменении отношений человека к природе; б) в изменении отношений человека к человеку; в) в изменении общественных условий жизни. 74. В какой работе Маркс сформулировал тезис о необходимости философии не только объяснять, но изменять мир: а) Тезисы о Фейербахе; б) Экономическо-философские рукописи 1844 г.; в) Немецкая идеология; г) Предисловие «К критике политической экономики». 75. Какая проблема находится в центре внимания Маркса в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.»: а) отчуждения человека; б) потребностей человека; в) духовного производства; г) материального производства. 76. Что, по мысли Маркса, лежит в основе отчуждения человека в обществе: а) частная собственность; б) характер труда; в) социальное устройство общества; г) нравственные отношения. 77. В чем Маркс увидел источник развития общества: а) в развитии потребностей людей; б) в развитии производительных сил общества; в) в научно-техническом прогрессе; г) в противоречии субъекта и объекта. 78. Что лежит в основе формационной концепции истории: а) различие в культурных ценностях; б) способ производства; в) уровень духовного развития общества; г) тип государственного устройства. 79. По Марксу, сущность человека определяется: а) совокупностью всех общественных отношений; б) природой; в) духовностью; г) разумностью. 80. Что выделяется в качестве причины смены общественно-экономических формаций: а) материальные потребности людей; б) противоречие в способе материального производства; в) духовные потребности. 81. Материалистическое понимание истории есть: а) отрицание влияния идейных факторов на общественное развитие; б) утверждение о том, что материальные потребности людей являются движущими силами развития общества; в) выдвижение в качестве идеала развития такого общества, которое полностью удовлетворит материальные потребности людей; г) утверждение об определяющей роли материального производства в жизни общества. 82. Согласно учению Г.С.Сковороды, Вселенную и человека связывает: а) практическая деятельность; б) божественное происхождение Вселенной и человека; в) мир символов. 83. Кто из русских философов считал, что существует три мира: макрокосм, микрокосм и мир символов: а) митрополит Илларион; б) Г.С. Сковорода; в) А.С. Хомяков. 84. Кому принадлежит высказывание о том, что Россия не имеет внутреннего стержня культурного развития, не дала миру ни одной идеи, оставшись в стороне от культурного прогресса: а) А.И. Герцену; б) П.Я. Чаадаеву; в) Ю.Ф. Самарину. 85. Сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям характеризует понятие: а) софийности; б) всеединства; в) соборности. 86. Представители славянофильства: а) И.В. Киреевский; б) А.И. Герцен; в) А.С. Хомяков; г) Ю.Ф. Самарин; д) В.Г. Белинский; е) К.С. Аксаков. 87. Социально-культурное многообразие удерживается, по мнению К.Н. Леонтьева, прежде всего: а) развитием науки и техники; б) государственной политикой; в) религией. 88. Социальный идеал В.С. Соловьева: а) демократия; б) самодержавие; в) свободная теократия. 89. Какую форму государственного устройства считали приемлемой для России И.А. Ильин и И.Л. Солоневич: а) монархию; б) республику; в) диктатуру. 90. Представитель религиозного космизма: а) Н.Ф. Федоров; б) П.А. Флоренский; в) В.И. Вернадский; г) А.Л. Чижевский. 91. Мысль о том, что свобода предшествует бытию, принадлежит: а) Н.А. Бердяеву; б) А.С. Хомякову; в) В.С. Соловьеву; г) Н.Ф. Федорову. 92. Согласно Н.А. Бердяеву, путь человека в Царство Божие лежит через: а) веру; б) познание; в) творчество. 93. В позитивизме Конта главной задачей философии является: а) выяснение всеобщих законов бытия; б) систематизация научного знания; в) анализ истории развития науки; г) анализ языка науки. 94. Важнейшая функция философии с точки зрения неопозитивизма: а) систематизация научного знания; б) осмысление истории развития науки; в) логический анализ научных понятий; г) выявление значения социокультурных факторов в развитии науки. 95. В структурализме культура исследуется в качестве: а) системы ценностей; б) преобразования природы; в) меры развития человека; г) знаковой системы. 96. В философской герменевтике под познанием понимается: а) отражение объективных свойств мира; б) способ бытия человека в мире; в) средство преобразования мира; г) главный вид человеческой деятельности. 97. Представителем «философии жизни» является: а) А. Бергсон; б) Т. Кун; в) А. Камю; г) Г. Гадамер. 98. Источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом в структуре психики человека (по З. Фрейду) является: а) «Я»; б) «Сверх-Я»; в) «Оно». 99. Критерий подлинности человеческого бытия в экзистенциализме: а) его направленность к будущему; б) его прикованность к настоящему; в) его обращенность в прошлое; г) его служение идеалам. 100. Балансирование на грани жизни и смерти, ощущение хрупкости своего бытия характеризует существование человека с точки зрения: а) неотомизма; б) герменевтики; в) экзистенциализма; г) философии жизни. 101. Современный неотомизм отвергает: а) рационализм; б) гармонию веры и разума; в) иррационализм. 102. Образ «лабиринта» в постмодернизме – символ: а) равнозначной множественности путей, истин. б) системности мира; в) отказа от рационального постижения мира.
5. Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» 1. Истоки философии. Религия и мифология. 2. Философское мировоззрение. Специфика философского знания. 3. Основные разделы философского знания. 4. Место философии в системе культуры. 5. Проблема человека в буддизме, конфуцианстве, даосизме. 6. Общая характеристика философии Античности. Человек в учениях Сократа, Платона, Аристотеля. 7. Общая характеристика средневековой философии. Природа и человек как творения Бога. 8. Принципы философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм. 9. Научная революция XVII века и проблема обоснования достоверности знания. Ф. Бэкон и Р. Декарт. 10. Социально-исторические предпосылки философии Просвещения. Трактовка человека и общества в философии Просвещения. 11. Немецкая классическая философия: основные идеи и представители. 12. Основные черты философии марксизма. 13. Традиции и особенности русской философии XI-XIX веков. 14. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX- начала XX века. 15. Общая характеристика философии XX века. Мир человека в современной западной философии. 16. Экзистенциализм о сущности, существовании и свободе человека. 17. Неопозитивизм, структурализм, герменевтика. 18. Религиозная философия XX века: «антропологический поворот». 19. Философская категория бытия и ее смысл. Бытие и субстанция. 20. Основные формы бытия. Материальное и идеальное. 21. Понятие движения, формы движения. 22. Пространство и время. 23. Проблема сущности человека. Соотношение социального, биологического и духовного в человеке. 24. Понятие сознания. Концепции сущности и происхождения сознания в современной философии. 25. Сущность и существование в бытии человека. Проблема смысла человеческой жизни. 26. Понятие процесса познания. Структура процесса познания. 27. Проблема истины в философии. Критерии истины. 28. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании. 29. Структура научного знания. 30. Общество как целостная и развивающаяся система. 31. Понятие гражданского общества. 32. Понятия «культура» и «цивилизация». Многообразие цивилизаций и культур. 33. Религиозные ценности и их роль в современном мире. 34. Добро и красота, их соотношения в духовном мире современного человека. 35. Социальные и философские проблемы информатики. 36. Понятие компьютерной революции, противоречия компьютеризации. 37. Понятие личности. Процесс социализации личности. 38. Проблема свободы и ответственности личности. 39. Современная цивилизация и ее особенности. 40. Глобальные проблемы современности, их происхождение и пути решения.
|