Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел А. 1 Какие мероприятия относятся ко времени правления Ивана IV?






 

1 Какие мероприятия относятся ко времени правления Ивана IV?

1) введение «заповедных лет»; 2) ограничение местничества в армии;

3) ликвидация Боярской думы; 4) созыв первого Земского собора;

5) реформа местного управления; 6) введение патриаршества.

Укажите верный ответ: а) 1, 2, 3, 4. 6)2, 4, 5. в) 1, 3, 6. г) 1, 2, 4, 5.

2. В чем состояла денежная реформа 1535-1538 гг.?

а) во ведении золотого рубля;

б) во ведении единой денежной единицы — серебряной копейки;

в) во ведении бумажных ассигнаций;

г) в сокращении в монетах содержания серебра.

3. Какие усовершенствования в сельском хозяйстве произошли к XVI в.?

а) применение трехполья; б) применение минеральных удобрений;

в) использование бронзового плуга; г) начало разведения тонкорунных овец.

4. Какое событие произошло в год коронации Ивана IV?

а) взятие Казани; б) пожар в Москве;

в) набег крымского хана; г) солнечное затмение.

5. Что такое «черные сотни»?

а) особые отряды царя Ивана IV;

б) крестьянские общины;

в) городские общины ремесленников и торговцев;

г) объединения православных монахов.

6.Что было одной из причин начала Смуты?

а) отсутствие наследников у Бориса Годунова;

б) подрывная деятельность польских спецслужб;

в) пресечение в России правящей царской династии;

г) недовольство народа произволом опричников.

7.С каким событием связано имя М. В. Скопина-Шуйского?

а) со свержением и убийством Лжедмитрия I;

б) со снятием осады с Троице-Сергиева монастыря;

в) с Первым ополчением;

г) с подавлением восстания И. И. Болотникова.

8.В каком году русские войска взяли Казань?

а) в 1545 г.; б) в 1552 г.; в) в 1553 г.; г) в 1558 г.

9. Какой город стал последним оплотом войска Болотникова?

а) Новгород; б) Калуга; в) Тула; г) Коломна.

10. Какое сооружение было построено в честь взятия Казани?

а) Покровский собор на Красной площади; б) Архангельский собор в Кремле;

в) церковь Вознесения в Коломенском; г) Колокольня Ивана Великого.

11. Какие приказы существовали при Иване IV?

а) Малороссийский, Сибирский; б) посольский, разрядный;

в) мануфактурный, лекарский; г) морской, солдатский.

12.Когда было создано Второе ополчение?

а)в1607г.; б)в1611г.; в) в 1612 г.; г) в 1619 г.

13.Какие города вошли в опричнину?

а) Александрова слобода, Кострома, Ярославль; б) Казань, Чебоксары; Путивль;

в) Тверь, Псков, Торжок; г) Смоленск, Коломна, Воронеж.

14.Что не относится к реформам Избранной рады?

а) создание стрелецкого войска; б) введение подушной подати;

в) реформа центрального управления; г) принятие Уложения о службе.

15.Какие города были основаны во второй половине XVI в.?

а) Вологда, Тотьма, Вязьма; б) Великие Луки, Томск, Енисейск;

в) Екатеринбург, Одесса, Очаков; г) Саратов, Царицын, Тобольск.

16.Чем закончилась Ливонская война?

а) потерей Россией всех завоеваний в Прибалтике;

б) приобретением Россией выхода к Балтийскому морю;

в) отторжением от России Смоленска и Слободской Украины;

г) заключением военного союза России и Речи Посполитой против Швеции.

17.Кого семибоярщина пригласила на русский престол?

а) Владислава; б) Василия Шуйского; в) Сигизмунда III; г) Лжедмитрия II.

18.Из какой страны приплыли моряки и купцы, которых в 1553 г. принял царь Иван IV?

а) из Китая; б) из Германии; в) из Англии; г) из Италии.

 

19. Кто входил в Избранную раду?

а) Годунов, Скуратов, Басманов; б) Глинский, Шуйский, Вяземский;

в) Адашев, Курбский, Сильвестр; г) Воротынский, Вельский, Захарьин-Юрьев.

20.В каком году Иван IV совершил поход на Новгород?

а) в 1471 г.; б) в 1552 г.; в) в 1570 г.; г) в 1584 г.

21. С чем связано имя Ивана Федорова?

а) с челобитной к царю Ивану IV; б) с осадой и взятием Казани;

в) с деятельностью посольского приказа; г) с созданием в Москве первой типографии.

22.Каковы были последствия Деулинского перемирия?

а) Россия теряла Смоленск, Чернигов, Путивль;

б) Россия теряла Копорье, Ивангород, Корелу;

в) на русский престол приглашали королевича Владислава;

г) Россия получала устье Невы и побережье Финского залива.

23.Что такое «заповедные лета»?

а) время сыска беглых крестьян;

б) время нахождения в кабальной зависимости;

в) годы, когда был запрещен переход крестьян в Юрьев день;

г) годы, когда запрещалось приносить царю челобитные.

24.Кем объявил себя Григорий Отрепьев?

а) сыном царя Федора Ивановича; б) сыном царя Ивана IV;

в) племянником царя Бориса Годунова; г) сыном короля Сигизмунда III.

25.Какие сооружения принадлежат к шатровому стилю?

а) церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор (храм Васи­лия Блаженного);

б) Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Троицкая церковь в Вяземах; -

в) Благовещенский собор в Кремле, церковь Ризоположения в Кремле;

г) Теремной дворец в Кремле, Троицкий собор Ипатьевского монастыря.

26.Какой из народов не входил в состав Российского государства в конце XVI в.?

а) татары; б) калмыки; в) удмурты; г) марийцы.

27.В каком городе началось формирование Второго ополчения?

а) Рязань; б) Ярославль; в) Нижний Новгород; г) Кострома.

28.Какое положение содержало Уложение о службе?

а) обязанность для дворян пожизненно служить на военной или граж­данской службе;

б) единый порядок службы для помещиков и вотчинников;

в) создание постоянного регулярного войска;

г) определение порядка службы для бояр и удельных князей.

29. Какое событие произошло в 1589 г.?

а) был избран на царство Борис Годунов; б) издан указ о пятилетнем сыске крестьян;

в) в России введено патриаршество; г) в Москве открыта первая аптека.

30. Какое событие не относится к периоду правления Бориса Годунова?

а) заключение мира с Крымским ханством; б) Тявзинский мир со Швецией;

в) начало похода Ермака в Сибирь; г) неурожай и голод в Российском государстве.

31.К каким последствиям привел созыв Земского собора в 1549 г.?

а) к ограничению власти царя и формированию конституционной монархии;

б) к началу формирования сословно-представительной монархии;

в) к отстранению бояр от власти;

г) к обострению конфликта между царской властью и церковью.

32.Какая купеческая семья получила от царя право владения земля­ми в Приуралье?

а) Демидовы; б) Строгановы; в) Рябушинские; г) Морозовы.

33. Как назывался принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности и служебного положения предков?

а) кормление; б) разряд; в) местничество; г) откуп.

34.Кто был первым патриархом Русской Православной церкви?

а) Макарий; б) Иов; в) Гермоген; г) Афанасий.

35.Какие обязательства брал на себя Василий Шуйский при избра­нии на царство?

а) передать всех крестьян и казаков под власть дворян;

б) не лишать жизни и имущества бояр без согласия суда Боярской думы;

в) изгнать из России всех поляков-католиков;

г) управлять страной вместе с Земским собором.

36. Какой русский город сдерживал осаду войска польского короля в 1609-1611 гг.?

а) Псков; б) Смоленск; в) Нижний Новгород; г) Изборск.

37. Кто был одним из руководителей Первого ополчения?

а) К, Минин; 6) И. Болотников; в) П. Ляпунов; г) П. Басманов,

38. В течение каких лет продолжалась Ливонская война?

а) 1543—1567 гг.; б) 1565-1572 гг.; в) 1558—1582 гг.; г) 1558—1572 гг.

39.Какой зодчий был создателем крепости в Смоленске?

а) Петрок Малый б) Андрей Чохов; в) Федор Конь; г) Петр Фрязин.

40. Что было одним из аргументов в пользу избрания новым русским царем Михаила Федоровича Романова?

а) он состоял в родстве с Борисом Годуновым;

б) он обладал большим политическим опытом и выдающимся умом;

в) его отец боярин Федор (митрополит Филарет) сыграл значительную роль в изгнании поляков из Москвы;

г) он был родственником последнего «законного» царя Федора Ивановича

. Раздел В

  1. Прочитайте текст и напишите имена автора послания и его адресата.

«Не думай, царь, и не помышляй в заблуждении своем, что мы уже погибли и истреблены тобою без вины, и заточены, и изгнаны несправедливо, и не радуйся этому, словно легкой победой похваляясь: казненные тобой, у пре­стола Господня стоя, взывают об отмщении тебе, заточенные же и неспра­ведливо изгнанные тобой из страны взываем день и ночь к Богу, обличая те­бя. Хотя и похваляешься ты постоянно в гордыне своей, в этой временной и скоропреходящей жизни, измышляя на людей христианских мучительней­шие казни, к тому же надругаясь над ангельским образом и попирая его, вместе со вторящими тебе льстецами и товарищами твоих пиров бесовских, единомышленниками твоими боярами, губящими душу твою и тело, кото­рые детьми своими жертвуют, превзойдя в этом жрецов Крона».

Ответ:

автор _______________________________________________,

к кому обращено______________________________________.

2. Соотнесите события и даты.

1) взятие Казани; а) 1547 г.;

2) венчание Ивана IV на царство; б) 1552 г.;

3) введение опричнины; в) 1565 г.;

4) Стоглавый собор. г) 1551 г.; д) 1550 г.

       
       

3. Расположите в хронологической последовательности строитель­ства оборонительные сооружения Москвы,

а) Кремль; б) Белый город;

в) Китай-город; г) Земляной город (Скородом).

       

 

4.Соотнесите понятия и определения.

1) опричнина; а) служилые люди, составлявшие постоянное войско,

набиравшиеся из свободного сельского и городского населения;

2) приказы; б) личное владение царя, где было существовало особое

управление и войско;

3) дворяне; в) центральные органы управления, ведавшие отдельны-

ми отраслями жизни государства;

4) стрельцы; г) представители военно-служилого сословия, получав-

шие за службу землю;

д) представители высшего слоя аристократии, владели

значительными землями — вотчинами.

       
       

5.Прочитайте отрывок из постановления и определите, с деятель­ностью какого органа оно связано.

«Писати живописцем иконы с древних преводов, как греческие живо­писцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии живо­писцы, и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти...

В мирских свадьбах играют глумотворцы и арганники, и смехотворцы, и гусельники и бесовские песни поют, и как к церкви венчатися поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовски­ми рыщут, а священницы им о том не возбраняют и не запрещают... О том... запрещати великим запрещением».

а) Земский собор; б) Избранная рада;

в) Стоглавый собор; г) Боярская дума.

6.Соотнесите имя автора и его произведение.

1) Авраамий Палицын; а) Домострой;

2) Митрополит Макарий; б) Букварь;

3) Иван Пересветов; в) Великие Четьи-Минеи;

4) Сильвестр. г) Челобитная Ивану Грозному;

д) Сказание.

       
       

7. Соотнесите договор и год, когда он был заключен.

1) Деулинское перемирие; а) 1582г.;

2) Столбовский мир; 6) 1595 г.; 3)Тявзинский мир;

в) 1612 г.; 4) Ям-Запольский мир.

г) 1617 г.;

д) 1618 г.

       
       

8.Прочитайте отрывок из летописи и впишите пропущенное на­звание.

«А учинити государю у себя в_________________________________

князей и дворян и детей боярских дворовых и городовых 1000 голов, и поместья им подавал в тех городах с одново, которые города поймал в

____________________; а вотчинников и помещиков, которым не быти

в__________________, велел ис тех городов вывести и подавати земли

велел в то место в иных городах...

Государство же свое Московское, воинство и суд и управу и всякие дела земские, приказал ведати и делати боярам своим, которым велел быти в земских: князю Ивану Дмитреевичю Белскому, князю Ивану Федорови­чу Мстиславскому и всем бояром; а конюшему и дворетцкому и казначе­ем и дьяком и всем приказным людем велел быти по своим приказом и управу по старине, а о болших делех приходите к бояром; а ратные ка­ковы будут вести или земские великие дела, и бояром о тех делех прихо­дите ко государю, и государь з бояры тем делом управу велит чините».

9. Прочитайте отрывок из произведения и напишите его название. «Как детей учить и страхом спасать. Наказывай сына твоего в юности, и он успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на уда­ры дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары телу, спасаешь душу от смерти. Не улыбайся ему, не играй с ним; ибо в малом деле посмеявшись, в большом пострадаешь. Не дай ему власти в юности и сокруши ему ребра, пока он растет, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе, ибо в таком случае будет больно и до­садно твоей душе, убыточно твоему дому, будет погибель имению твое­му, укоризна от соседей, пред властью поплатишься и претерпишь раз­ные неприятности». Ответ: ______________________________________________.

10. Прочитайте отрывок из работы историка Р. Г. Скрынникова и впишите в текст имя человека, которого он характеризует.

«Англичанин Джером Горсей отметил величественные манеры_______

_____________________, красоту его лица и приветливость в обраще­нии с людьми. Английские послы утверждали, что царь был рослый и до­родный человек, выделявшийся своей представительностью, имел пра­вильные черты лица, черные редкие волосы, отличался в упор смотря­щим взглядом.

В полной мере современники оценили мудрость_________________в годы Смуты, когда трон достался его ничтожным преемникам. Даже враги, отдавая должное ему, писали, что у него было множество великих замыслов и только неблагоприятные обстоятельства помешали ему их осуществить.

При вступлении на престол_______________________ торжественно обещал покончить с нищетой народа в своем царстве. После коронации он не раз повторял, что готов разделить с подданными последнюю со­рочку. Как доносили из Москвы иноземные послы, царь намеревался облегчить участь крестьян, регламентировать их платежи в пользу дво­рян. Но какими бы ни были его помыслы, он никогда их так и не осущест­вил. Отмена Юрьева дня и проведение в жизнь указа о сыске беглых крестьян безмерно расширили власть феодальных землевладельцев над сельским населением».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.036 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал