Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отечественная история с древнейших времен до начала XX века. 5 страница






В третьей четверти IV в. до н.э. процесс формирования Боспорского царства завершился. В состав государства на северо-восточном берегу Черного моря вошли многочисленные греческие города, такие, как Фанагория, Гермонасса (Таманский полуостров) и Горгиппия, а также обширные территории, занимаемые варварскими племенами. На землях синдов и других народов возникла густая сеть многочисленных боспорских поселений сельского типа и усадьб. Восточная граница Боспорского царства в то время достигала района современного Новороссийска.

IV в. до н.э. – время наивысшего расцвета Боспора. Государство стало одним из крупнейших экспортеров в города Греции многих важнейших товаров – хлеба, рыбы, кожи, шерсти и др. Пшеница была главным продуктом. Она выращивалась как на месте, так и импортировалась из степей за Азовским морем. Зерно составляло основной предмет экспорта. Сам царь был главным продавцом зерна. Представители местной аристократии обладали крупными земельными владениями вблизи города, где они обычно проводили лето, живя в традиционных палатках кочевников, наблюдая за полевыми работниками и находясь в постоянной готовности защитить их в случае вторжения с севера. В ответ города Аттики, в первую очередь Афины, поставляли в Северное Причерноморье вино, оливковое масло, престижную посуду, оружие и др.

Наличие значительных материальных ресурсов позволяло боспорским купцам совершать торговые экспедиции на север, основывать новые фактории и колонии, которые стали контактными зонами не только греков и варваров, но и различных этнополитических объединений кочевников.

В конце IV в. до н.э., после смерти Перисада I на Боспоре начались жестокие междоусобные войны его сыновей – Сатира, Евмела и Притана. В кровопролитных войнах, помимо жителей боспорских городов, принимали участие и племена кочевников. Район боевых действий охватывал все Прикубанье, а возможно, и Нижний Дон.

Когда Херсонес заключил с Боспором союз против наступавших скифов, выяснилось, что сил у этого государства для борьбы не хватает. Тогда херсонесцы обратились к Понтийскому царству – эллинистическому государству, ставшему к этому времени крупнейшим в Малой Азии. Понтийский царь Митридат VI Евпатор (113 г. до н.э.) присоединил к своей державе Боспор и Херсонес, нанеся поражение скифам и таврам. Фактически все Северное Причерноморье вошло в состав Понтийского царства. Однако сам Митридат погиб в борьбе с Римом, а с его смертью рухнула и власть Понтийского царства над Северным Причерноморьем. Теперь сюда простер свою длань императорский Рим.

Воцарившись на боспорском престоле, Котий I вынужден был смириться с присутствием римских войск. Последующие полтора века стали временем относительной стабильности и спокойствия в Северном Причерноморье, эпохой экономического расцвета боспорских городов, эпохой их «сарматизации». В первые века н.э. античные города Северного Причерноморья подверглись «варваризации», главным образом под воздействием сарматов. Племенная знать и рядовые кочевники-сарматы нередко переселялись в города. Некоторые из варваров смогли достичь высоких постов в боспорской администрации, например, Неол, ставший наместником в Горгиппии. В конце II и первой половине III вв. н.э. большинство городских должностей в Танаисе и др. городах исполнялись негреками и потомками от смешанных браков. Соответственно этому процессу трансформировались культурные привязанности боспорского населения. Изменились даже имена правящей династии, среди царей известно несколько правителей, носивших имя Савромат.

В III в. н.э. Боспору удалось освободиться от власти Рима. Но его история длиась недолго. Боспорское государство просуществовало до IV в. н.э. и пало под ударами кочевников-гуннов.

Древнейшие народы в сопредельных регионах (Закавказье, Средняя Азия). Крупнейшими рабовладельческими государствами, которые оказали в древности заметное влияние на ход мировой истории и развитие тех земель, где сформировался славянский этнос, стали государства Закавказья и Средней Азии. Вместе с Причерноморьем государства этих регионов являлись окраинными землями рабовладельческого мира.

Возникшая у закавказских племен собственная письменность рассказывает об объединении в IX в. до н.э. восьми местных племен в государство Урарту, которое сложилось на Армянском нагорье в районе горы Арарат и озера Ван. Одной из причин, подтолкнувших эти племена к объединению, стала нависшая над ними внешняя угроза со стороны Ассирии.

Урарту было типичной древневосточной деспотией. Главным собственником и рабовладельцем Урарту являлся царь, стоявший во главе большого войска. Он владел землей, многими городами, крепостями, каналами и многочисленными рабами. Урартские цари неоднократно совершали удачные походы на соседние страны, из которых приводили тысячи рабов. Сохранившаяся наскальная надпись сообщает, что царь Сардури, сын Аргишти, за один год захватил 13 тыс. юношей, более 46 тыс. женщин, взял в плен 12 тыс. воинов, добыл 2, 5 тыс. коней.

Урарты были искусными кузнецами, трудолюбивыми земледельцами, изобретательными строителями, толковыми чиновниками-администраторами. Поэтому в Урарту были развиты различные отрасли экономики. Урартские ремесленники были опытными мастерами, постигавшими технику обработки бронзы, железа, драгоценных металлов, камня, глины, дерева и т.д. Семидесятикилометровый канал, снабжавший столицу Урарту – город Тушпу, действует до сих пор. Вся роскошь царских дворцов и храмов, известная по описаниям и археологическим раскопкам, было делом рук местных мастеров, большая часть которых принадлежала, по всей вероятности, к рабам.

Благодаря искусству кузнецов урартская сталь была одной из лучших. Даже ассирийцы, располагавшие мощнейшей армией из наемников, и знавшие толк в хорошем оружии, предпочитали оружие, изготовленное в Закавказье, и во время походов в Урарту, стремились как можно больше захватить мечей, кинжалов, наконечников копий.

Как отмечалось выше, урарты были замечательными земледельцами. В долинах рек Урарту преобладало земледелие, требовавшее искусственного орошения. Возделывались разные сорта пшеницы, ячменя, проса, выращивались виноград, инжир, миндаль. Урарты сумели перенять у других народов Древнего Востока приемы орошаемого земледелия и прорыли немало сложных разветвленных каналов; некоторые из них достигали протяженности 70 км. Орошение полей в горных долинах позволяло получать высокие урожаи, накапливать огромные запасы продовольствия и содержать большое число солдат и чиновников.

В горах Урарту получило развитие полукочевое (эйлажное) скотоводство. Из домашних животных были известны коровы и овцы. Постепенно расширялось коневодство, имевшее огромное значение для потребностей царского войска. Разводились верблюды.

Большие богатства принадлежали храмам и жрецам. Жители Урарту приносили своим многочисленным богам в жертву быков, баранов, а в особо важных случаях – людей. В народе сохранились пережитки религиозных представлений времени первобытного общества: был развит культ дерева как символа жизни, широко применялись магические заклинательные рисунки, у населения Урарту была своя письменность (клинопись), возникла математическая наука, были созданы свои меры, своя цифровая система.

Урарты создали высокую культуру городского строительства. Часть урартских городов построена по заранее составленному плану, что бывало на Древнем Востоке довольно редко. Основатели городов стремились использовать особенности рельефа – возвышенности, берега рек, чтобы лучше «вписать» город в окружающую местность и защитить его от нападений, По четкому архитектурному плану строились и дворцы местных правителей, также отличавшиеся этим от царских дворцов в других странах Востока»: там подобные сооружения чаще всего достраивались вокруг центрального ядра, разрастаясь, как снежный ком, и превращаясь в довольно бесформенные здания. Дворцы и храмы в Урарту украшались росписями и каменными изваяниями.

Урарту просуществовало около трех столетий и стало на долгие годы соперником могущественной Ассирийской державы, крупной военной силой Древнего Востока. Так как Урарту было разноплеменным по своему составу, это делало его непрочным. Около 640 г. до н.э. царь Урарту Сардури III добровольно признал себя подвластным Ассирии. Окончательно оно было разгромлено около 590 г. до н.э. мидянами – южными соседями урартцев. К тому времени Мидия уже была молодым и более сильным рабовладельческим государством.

В VI в. до н.э. южные земли Закавказья покорила Персия. Через два века на смену персидскому владычеству пришла держава Александра Македонского.

В середине I тыс. до н. э. на территории Закавказья возникли небольшие рабовладельческие государства. Самыми значительными из них были Колхида (Западная Грузия), Иберия (Восточная Грузия), «Страна огня» – Албания (Азербайджан) и Армянское царство.

Наивысшего расцвета в это время достигло Армянское царство (Великая Армения). Период наивысшего расцвета Армении падает на правление царя Тиграна Великого (95-56 гг. до н.э.). Она включала тогда огромную территорию от Средиземного моря до Каспия. Столицей государства был город Тигранакерт (к юго-западу от озера Ван). К I в. н.э. Армянское рабовладельческое государство практически прекратило свое существование, попав в зависимость от Римской империи.

В Средней Азии к середине I тыс. до н.э. произошел массовый переход к оседлому земледелию с искусственным орошением, который привел к возникновению рабовладельческих отношений. Созданный индоевропейскими народами Средней Азии древний эпос («Авеста») упоминает Хорезм – «страну солнца» (по нижнему течению Амударьи), Согдиану – «богатую людьми и стадами» (в долине Заревшана), Бактрию – «страну с высокоподнятыми знаменами» (в верховьях Амударьи). Особенность развития этих стран, как и других стран Древнего Востока, состояла в сохранении элементов родоплеменного строя.

Таким образом, в глубокой древности юг Русской равнины, сопредельные регионы с будущими Древнерусским государством и Россией, были населены народами, стоявшими на разных ступенях политического и социально-экономического развития. Вступая в разнообразные контакты друг с другом, они взаимообогащали духовную культуру, привносили новые элементы в политическую жизнь. Сформировавшиеся здесь политические институты, особенности материальной и духовной культуры, оказывали разнообразное воздействие на другие народы, находившиеся в зоне контактов древнейших цивилизаций. Не вызывает сомнения, что древнейшие народы и государства, сформировавшиеся на юге нашей страны, в сопредельных регионах оказали огромное влияние на процесс развития тех племен, на основе которых в последующем происходил процесс этногенеза восточных славян.

Вопросы для самоконтроля:

1. Кто такие киммерийцы? Где находилась их прародина, и какие причины вынудили киммерийские племена мигрировать в Северное Причерноморье?

2. Какие существуют в исторической литературе точки зрения по вопросу о происхождении скифов?

3. Расскажите о завоевательных походах скифов.

4. Охарактеризуйте основные занятия сарматских племен.

5. Что составляло основу экономики греческих городов-колоний?

6. Какие древнейшие государства существовали в Закавказье и в Средней Азии? Охарактеризуйте их политический и социально-экономический строй.

Рекомендуемая литература:

1. Такая вот история // https://www.rostov.net/history/slava/pre.html.

2. История Отечества: Учебник для вузов / Под ред. акад. Г.Б. Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИДАНА, Единство, 2002.

3. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

4. История России. Учебник. Издание второе, перераб. и доп. / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М.: ООО «ТК Велби», 2002.

5. Россия и мир: Учебная книга по истории. В 2-х частях. Ч.1 / Под общ. ред. проф. А.А. Данилова. М.: ВЛАДОС, 1995.

6. Наше Отечество. Ч.1 / Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. и др. М.: ТЕРРА, 1991.

Проблема этногенеза восточных славян

Понятия «славяне», «восточные славяне», «этногенез». Одной из сложных и дискуссионных проблем в современной исторической науке является проблема этногенеза славян, в том числе и такой важной ветви славянства, как восточные славяне. Славяне были и остаются крупнейшей в Европе группой народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. Наряду с западными и южными славянами восточные славяне были одной из трех основных групп древних славян, образовавшейся после распада их этнической и языковой общности примерно в V-VI в. н.э.

К восточным славянам относились поляне, древляне, северяне, дреговичи, радимичи, кривичи, полочане, вятичи, словене, бужане, волыняне, дулебы, уличи, тиверцы, хорваты. В число западных славян входили поморяне, ободричи, вагры, полабы, смолинцы, глиняне, лютичи, велеты, ратари, древане, руяне, лужичане, чехи, словаки, кошубы, словинцы, мораване, поляки. К южным славянам относились словенцы, хорваты, сербы, захлумляне, болгары.

Как известно, из восточных славян вышли русские, украинцы и белорусы; из западных славян – поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане; южных славян – болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы и боснийцы.

Понятие этногенеза. Довольно сложной проблемой в современной исторической науке остается проблема этногенеза славян. Этногенез – слово из двух греческих составляющих: «этнос» и «генезис». «Этнос» – слово греческое, его латинский аналог – natio, русский аналог – «народ» (от корня «род»). Этнос – это этническая общность - исторически возникший вид устойчивой социальной группы людей, представленный племенем, народностью, нацией и другими образованиями. Основными условиями возникновения этноса являются: 1) общность территории как естественной базы объединения людей, 2) общность или близость их языка, 3) этническое самосознание.

Слово «генезис» происходит от греческого «gé nesis» и в переводе означает «происхождение», «возникновение». В более широком смысле под «генезисом» понимается зарождение и последующий процессразвития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

Таким образом, этногенез – это процесс зарождения и развития того или иного этноса до момента его исчезновения.

Трудности в изучении этногенеза славян. Проблема этногенеза славянства, т. е. процесса его происхождения и развития, как было отмечено выше, одна из дискуссионных проблем в исторической науке. Трудности в изучении этногенеза славянства объясняются двумя объективными причинами. Во-первых, корни происхождения того или иного народа теряются в глубокой древности. Многочисленные миграции, ассимиляции, происходившие в античности, в большой степени затрудняют работу современных исследователей. Во-вторых, формирование этнической карты мира началось в отдаленную эпоху первобытнообщинного строя, когда письменность еще не появилась. Поэтому отсутствие достоверных письменных источников о славянах на протяжении длительного времени – вторая причина трудностей в изучении истории происхождения славян, в то время как археологические памятники (древние предметы, сооружения, изобретения, погребения и т.п.) не дают сведений о языке – важнейшем этническом признаке.

Происхождение этнонима «славяне». Этноним «славяне» появляется в письменных источниках с середины VI в. Названия «Sklabenoi» и «Sciaveni» неоднократно встречался в текстах византийских и готских историков того времени.

На рубеже XIX-XX вв. языковед И.А. Бодуэн де Куртенэ выдвинул предположение о происхождении этнонима «славяне». По мнению этого исследователя, название славяне возникло вначале в среде римлян, захвативших на восточных границах славянского государства множество рабов, вторая половина имени которых оканчивалась на «слав» – Владислав, Судислав, Мирослав, Ярослав и т.д. И якобы это окончание римляне превратили в нарицательное название всякого раба вообще (в поздней латыни раб – sclavas), а в дальнейшем и народа, поставлявшего большинство этих рабов. От римлян это было усвоено и самими славянами. Эту теорию впоследствии сильно развили немецкие ученые-националисты, особенно в известный период 1933-1945 гг., использовавшие ее для принижения роли культуры и значения славянских народов в истории раннесредневековой Европы. Однако, как отмечают современные исследователи, у этой теории есть множество слабых сторон, не выдерживающих никакой серьезной критики.

Римская империя, существовавшая много веков, вела многочисленные войны, в ходе которых она брала и без того огромное количество пленных – рабов, вдруг обратила внимание на пленных славян, и по их имени стали называться все рабы. По словам В.П. Кобычева невозможно объяснить, каким образом оскорбительный для себя термин восприняли все славянские народы, в частности, восточные, которые ни под прямым, ни под косвенным владычеством римлян никогда не находились. Плюс, сам автор гипотезы исходит из того, что корень «слав» является исконно славянским, и, следовательно, славянам не было никакой нужды заимствовать это слово у кого бы то ни было, – оно и без того у них имело самое широкое хождение, причем со значением возвышенным, ибо многие славянские имена имели окончание – «слав».

Большинство исследователей полагает, что термин «славяне» происходит от понятия «слово». Этот термин обозначал ничто иное как «ясно говорящий» этнос. Есть предположение: в термине «славяне» заключено противопоставление другому этническому термину - немцы, производимому от слова «немой», т. е. говорящий на непонятном языке.

Индоевропейцы – предки славян. Исторической наукой уже давно доказано, что древние славяне, так называемые протославяне или праславяне, принадлежали к древнейшему индоевропейскому единству, к индоевропейской языковой семье.

Смутное упоминание об этом содержится в «Повести временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, который вскользь упомянул о том, что было время, когда род и язык людской был един.

В основу этнической классификации народов положены лингвистические различия между ними, т.е. язык. Современная наука делит все народы, в зависимости от того, на каких языках они говорят, на языковые семьи, а семьи – на группы. Индоевропейская языковая семья включает в себя: славянскую, балтийскую, германскую, кельтскую, романскую, греческую, албанскую, иранскую, индоарийскую и армянскую группы. Предки славян, так называемые протославяне или праславяне, как отмечалось выше, принадлежали к индоевропейской языковой семье.

Еще в прошлые столетия ученые-лингвисты обратили внимание на то, что лексика, фонетика и грамматика языков значительного числа народов, населяющих Евразию, имеют много общих черт. На основе подобных совпадений было установлено, что все эти языки некогда имели общую основу. Они восходили к языку, который условно назвали праиндоевропейским, а носителей этого языка – индоевропейцами.

В 1786 г. Уильям Джонс, судья по профессии и любитель изящной словесности по призванию, прочитал в Королевском научном обществе в Калькутте доклад о сходстве европейских и северо-индийских языков. Это сравнение потрясло научную общественность, так как человеку XVIII столетия трудно было себе представить народы и общества менее сходные, чем европейцы и индусы.Наблюдение Уильяма Джонса оказалось верным. Начатое им исследование продолжили немецкие филологи братья Якоб и Вильгельм Гримм, больше известные как авторы сказок. Братья Гримм были выдающимися филологами, и фактически создали современный литературный немецкий язык, до того существовавший как набор отдельных диалектов.

Окончательно концепцию индоевропейских языков, их родства и происхождения, сформулировал еще один немецкий лингвист Август Шлейхер. Он первым установил, что предком всех индоевропейских языков был не санскрит, как считали раньше, а некий исчезнувший и совершенно самостоятельный язык. А. Шлейхер попытался реконструировать этот язык, и, увлекшись, даже пробовал писать на нем. Следствием того, что наиболее активно разработкой индоевропейской тематики занимались немецкие лингвисты, стало то, что довольно долго господствовал другой термин – «индогерманский», и лишь позднее он был заменен общепринятым ныне «индоевропейский».

Индоевропейский праязык существовал с глубокой древности приблизительно до III тыс. до н.э., после чего начинает распадаться на ветви. Из индоевропейцев в дальнейшем выделились восточная группа языков и народов (индийцы, иранцы, армяне, таджики), западноевропейская группа (англичане, германцы, французы, итальянцы, греки) и славянская группа (восточные, западные и южные славяне).

Относительно возникновения славянской ветви, или группы языков, существует две точки зрения: согласно одной из них, славянская группа возникла непосредственно из индоевропейского праязыка при его распаде. Согласно другой, при распаде индоевропейского праязыка возникла сначала единая балто-славянская группа, из которой значительно позже, в V в. н.э., выделился праславянский язык. Часть исследователей полагает, что вторая точка зрения более аргументирована как исторически, так и лингвистически.

Проблема первоначального места локализации индоевропейцев. Если многие чисто лингвистические вопросы в отношении индоевропейских языков были решены еще в XIX столетии, то более сложными оказались вопросы о том, каков был народ, чей язык породил самые распространенные на Земле наречия; где находилась прародина индоевропейцев?

Индоевропейский народ существовал как единое целое в эпоху энеолита – в переходный период от каменного к бронзовому веку (V – IV тыс. до н.э.).

Общепризнанной точки зрения по поводу того, где следует искать прародину индоевропейцев, пока не существует. Решение вопроса о прародине индоевропейцев пока остается сложным. Для установления места, где могли располагаться объекты, названия которых имели в индоевропейских языках единое происхождение, потребовалось привлечь данные палеоботаники, палеозоологии, а также палеоклиматологии и палеогеографии. В качестве аргументов места (т.е. указателей на какие-либо географические реалии) при проведении исследований использовались слова, обозначавшие растения, животных, минералы, части ландшафта, формы хозяйственной деятельности и социальной организации.

В ходе исследования процесса по выяснению первоначальных мест возникновения индоевропейцев, учеными были предложены следующие варианты регионов их локализации:

− балкано-дунайская;

− центрально-европейская;

− южно-русская;

− волжско-енисейская;

− восточно-анатолийская.

В соответствии с балкано-дунайским вариантом локализации индоевропейцев их прародина находилась в Юго-Восточной Европе (Балканы, Дунай, Карпаты). Археологическими памятниками ранних индоевропейцев являются культуры энеолита этого региона.

Согласно центрально-европейскому варианту локализации прародина индоевропейцев находилась в бассейнах рек Рейна, Вислы и Днепра, в Прибалтике и некоторых других местах.

В соответствии с третьей гипотезой - южнорусской - прародина индоевропейцев располагалась в степях Северного Причерноморья (Украина и юг России - междуречье Днепра и Дона, включая Крымский полуостров). Представленные здесь археологические памятники ранних индоевропейцев - древности ямной либо среднестоговской археологических культур.

Волжско-енисейская гипотеза помещает индоевропейцев в районе северного Прикаспия, Арала и северного Балхаша.

Но наиболее распространенной точкой зрения в современной исторической науке является утверждение, согласно которому образование индоевропейской языковой общности произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии (Западной Азии) в VI-V тыс. до н.э. До III тыс. до н.э. индоевропейцы еще представляли собой единое целое. Они говорили на одном языке и молились одним богам.

В соответствии с данным подходом прародина индоевропейцев лежала в области Армянского нагорья и Курдистана (стык границ современных Турции, Ирана, Ирака, Армении). Миграция индоевропейцев шла в двух направлениях - предки греков, фракийцев, фригийцев и анатолийцев ушли с прародины на запад, остальные на восток, откуда одна часть расселилась в Иране и Индии, а другие, двигаясь в обход Черного моря, через Кавказ, Украину, проникли в Европу с востока;

В 1984 г. два крупных лингвиста Т. Гамкрелидзе и В. Иванов опубликовали фундаментальную книгу об индоевропейцах. Они попробовали восстановить язык древних индоевропейцев и найти их прародину по остаткам древних слов и оборотов речи во всех современных языках. Тщательный анализ лингвистических материалов, мифологии праиндоевропейцев (точнее следов мифов, сохранившихся у их потомков) и сопоставление этих данных с результатами исследований палеобиологов позволили им определить в качестве наиболее вероятной прародины индоевропейцев район современной Восточной Анатолии вокруг озер Ван и Урмия. Оттуда одна их ветвей индоевропейцев двинулась в Среднюю Азию, в Восточный Прикаспий, в Южное Предуралье, а потом и в Восточную Европу. Ученые пришли к заключению, что «лексические связи и структурно-типологические сходства индоевропейской, семитской и картвельской праязыковых семей исключают Балканы, территорию, расположенную к северу или к востоку от них, из «кандидатов» на конкурс возможных предков...».

Существуют также гипотезы, объединяющие сразу несколько прародин индоевропейцев, причем каждая из них рассматривается, как регион, с которым связан определенный этап в развитии индоевропейского сообщества. Примером может служить гипотеза В.А. Сафронова. В соответствии с данными лингвистики о трех длительных этапах эволюции индоевропейского праязыка, автор указывает три большие ареала обитания праиндоевропейцев, последовательно сменявшие друг друга в связи с миграционными процессами. Им соответствуют археологические культуры -эквиваленты этапов эволюции индоевропейской пракультуры, генетически связанные между собой. Первая, раннеиндоевропейская, прародина была расположена в Малой Азии с археологической культурой-эквивалентом Чатал-Хююк (VII-VI тыс. до н.э.); вторая, среднеиндоевропейская, прародина – на Северных Балканах с культурой эквивалентом Винча (V-IV тыс. до н.э.), и, наконец, третья, позднеиндоевропейская, прародина в Центральной Европе с культурой-эквивалентом в виде блока двух культур – Ледьел (4000-2800 гг. до н.э.) и культуры воронковидных кубков (3500-2200 гг. до н.э.)

Академик Б.А. Рыбаков считал, что приблизительным геометрическим центром первоначального «индоевропейского массива» была северо-восточная часть Балканского полуострова и Малая Азия. По мнению ученого, те племена, из которых путем постепенной консолидации образовались праславяне, жили почти на краю индоевропейских пространств, севернее горного барьера, который отделяет южную Европу от Северной и тянется от Альп на восток, завершаясь на востоке Карпатами.

Отдать предпочтение какой-либо версии довольно трудно. В пользу каждой из них есть свои аргументы. Есть аргументы и против каждой из них. Окончательное решение, по всей видимости, дело будущего.

Занятия индоевропейцев. Основным занятием индоевропейцев было пашенное земледелие. Земля обрабатывалась с помощью упряжных пахотных орудий (рала, сохи). Индоевропейцам, видимо, было известно садоводство. Существенное место в хозяйстве индоевропейских племен занимало скотоводство. Скот использовали в качестве основной тягловой силы. Животноводство обеспечивало индоевропейцев основными продуктами питания – молоком, мясом, а также сырьем - кожами, шкурами, шерстью и т.д. Индоевропейцы разводили лошадей и использовали колесные повозки (соответствующие слова в их языке были). Индоевропейцы жили в горно-лесистой местности, довольно далеко от моря. В их языке были слова для обозначения различных деревьев, гор и возвышенностей, но не было термина для обозначения моря.

Причины распада индоевропейского единства. В соответствии с точкой зрения, которую обосновывает историк И.Н. Данилевский, на рубеже IV-III тыс. до н.э. жизнь индоевропейских племен стала преображаться. Начались глобальные климатические изменения: понизилась температура, повысилась континентальность – более жаркие, чем прежде, летние месяцы чередовались с все более суровыми зимами. В результате снизились урожаи зерновых культур, земледелие перестало давать гарантированные средства для обеспечения жизни людей в зимние месяцы, а также дополнительные корма для животных. Постепенно усилилась роль скотоводства. Увеличение стад потребовало расширения пастбищ и поиска новых территорий, где могли бы прокормиться и люди, и животные. Взоры индоевропейцев обратились к бескрайним степям Евразии. Наступил период освоения соседних земель. приспособление к изменившимся природно-климатическим условиям заставило племенные объединения, сформировавшиеся в рамках праиндоевропейских племен, отправиться на поиски новых, более подходящих в хозяйственном отношении территорий. Продолжавшееся дробление этнических объединений вело к колонизации новых земель. С начала III тыс. до н.э. открытие и колонизация новых территорий стали нормой жизни индоевропейских племен. Эти процессы, по мнению определенной группы историков, заняли все III тыс. до н.э

В результате миграции древние индоевропейцы постепенно расселились на значительной территории Евразийского континента. На севере они достигли районов Прибалтики и Скандинавии, на западе они дошли до Атлантики, на востоке осваивали территории Ирана и Индии, на юге – Средиземноморья. Они начали обособляться друг от друга и говорить на индоевропейских диалектах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал