![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и функции системы управления авиационным персоналом
При определении целей и задач управления персоналом (УП) не следует путать их с целями и задачами деятельности всей организации. К примеру, в литературе целью управления персоналом называется «повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях». Точнее было бы считать целью управления персоналом достижение определенного качества персонала, которое может обеспечить конкурентоспособность и стратегическое развитие предприятия. Характерной особенностью системы управления персоналом в современных организациях является условное субъектно-объектное деление, так как сложно установить между ними границу в условиях социального партнерства, активного участия работников в управлении. В качестве объекта системы управления персоналом принято считать отдельных работников, рабочие группы, трудовой коллектив, на которых направлено управленческое воздействие. Под субъектом управления персоналом подразумевается линейный управленческий персонал (руководители все уровней) и функциональный аппарат (специалисты отдела кадров, ОТиЗ, службы социального развития и т.д.), осуществляющие руководство и реализующие на практике функции кадрового менеджмента. Кроме того, отдельные авторы в состав субъекта управления персоналом включают рабочие, профсоюзные и другие организации, выполняющие функции по сплочению коллектива, развитию творческой активности его членов, социальной защите работников, а также неформальных лидеров. В социальной системе взаимодействие объекта и субъекта направлено на достижение конкретных целей и задач. Целеполагание системы УП представляет единство двух групп целей: экономических и социальных. Экономические цели составляют основу системы целей и направлены на обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными работниками для достижения приращения прибыли и конкурентных преимуществ. Социальные цели сориентированы на удовлетворение социальных потребностей работников: обеспечение занятости, повышение качества трудовой жизни, профессиональное обучение и повышение квалификации, правовая защищенность, стимулирование творчества, организация отдыха, бытового и медицинского обслуживания, здоровый социально-психологический климат. Эффективность системы УП определяется согласованностью экономических и социальных целей. Основная цель системы управления персоналом заключается в рациональном формировании работоспособного трудового коллектива, использовании и развитии трудовых и творческих способностей работников для достижения поставленных целей организации и удовлетворения личных потребностей ее членов. Названные цели современной системы управления персоналом в принципе подходят к деятельности любой организации, стремящейся выжить в рыночных условиях и занять достойное место в конкурентной борьбе. Но на практике при выработке целей предприятия необходимо учитывать специфику его деятельности. Так, основные цели предприятий гражданской авиации можно разделить на четыре группы: Ø экономические – получение расчетной (приемлемой) величины прибыли от авиационных перевозок, специальных видов работ (авиахимические работы, аэрофотосъемка, тушение пожаров и т.д.) и услуг; Ø научно-технические – обеспечение безопасности полетов, повышение производительности труда за счет совершенствования авиационного производства, авиационной техники и технологии; Ø производственно-коммерческие - эффективное производство и реализация работ и услуг в необходимом объеме и с заданным качеством и сроками выполнения для достижения экономических целей, обеспечения договорных обязательств; Ø социальные – достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей авиаспециалистов. В качестве генеральной цели обычно принято рассматривать экономическую цель (получение прибыли), которая достигается через реализацию научно-технической, производственно-коммерческой и социальной целей. К сожалению, в настоящее время в большинстве авиапредприятий и авиакомпаний наблюдается явная недооценка руководителями значимости социальных целей, что не только не способствует достижению экономической и других целей, но и является одной из главных причин низкой эффективности действующей системы управления авиационным персоналом. Система целей является основой определения функций управления персоналом. Ранее многие функции, относящиеся к кадровой работе, были рассредоточены по разным управленческим службам предприятия. Современный системный подход к управлению персоналом заключается в интеграции всех функций, ориентированных на активизацию человеческого фактора в организации. Сегодня происходит расширение, усложнение, обновление кадровых функций, которые уже не ограничиваются только исполнительскими и учетно-оформительскими, а выполняют аналитические, образовательные, информационные задачи. Среди многообразия функций управления персоналом выделим следующие: · прогнозирование и планирование потребностей в персонале; · анализ количественного и качественного состава персонала организации; · организация подбора, профессионального отбора и найма работников; · расстановка, передвижение и ротация работников; · профессиональная и социальная адаптация новых работников в организации; · анализ и проектирование рабочих мест; · управление рабочим временем и условиями труда; · деловая оценка персонала; · управление высвобождением работников; · разработка и реализация социальных программ; · формирование кадрового резерва и работа с ним; · профессиональное обучение и повышение квалификации работников; · диагностика и разрешение конфликтов, трудовых споров; · информационно-документационное обеспечение управления персоналом; · организация оплаты и стимулирования труда работников; · содействие улучшению социально-психологического климата в коллективе, развитию социального партнерства. Итак, управление персоналом осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий (функций), которые тесно взаимосвязаны и образуют целостную функциональную систему, определяющую структуру управления персоналом.
|