Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды правовых актов Президента РФ






Исходя из анализа Конституции РФ, действующего законодательства и собственно актов Президента РФ, Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский предлагают следующую классификацию актов президентских актов:

А. Собственно правовые акты Президента РФ

1. Указы;

2. Распоряжения;

Б. Иные формализованные акты Президента РФ

1. Послания;

2. Программы;

3. Обращения;

4. Письма;

5 Запросы[92].

Специфика правовых актов Президента РФ заключается в том, что они:

1. Занимают высокое место в правовой системе РФ, так как следуют сразу за Конституцией РФ, и федеральными законами;

2. Регулируют широкий круг общественных отношений, обусловленных масштабным характером его функций и полномочий;

3. Имеют общеобязательный характер (вытекающий из предписаний ч. 2 ст. 90 Конституции РФ), обязательны для исполнения на всей территории России;

4. Принимаются в единоличном порядке, сочетаемом с использованием консультативно – совещательных процедур их подготовки и предварительного рассмотрения;

5. Должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам;

6. Сочетают в себе общенормативные, конкретно – регулирующие и оперативные предписания[93].

Центральное место среди актов Президента РФ, безусловно, занимают указы. Их высокое место в правовой системе России определяется характером содержащихся в указах предписаний, прежде всего нормативного характера. Но, поскольку отсутствуют федеральные законы о Президенте РФ и о нормативных правовых актах РФ, вопрос о полномочиях Президента РФ в сфере правотворческой деятельности не имеет окончательного решения, и нет единого мнения ученых – юристов по этому вопросу. Так, Ю.Н. Старилов считает, что можно выделить два направления правотворческой деятельности Президента РФ:

1. Издание указов в пределах собственной компетенции, которая предусмотрена Конституцией РФ (например, создание изменение аппарата Администрации Президента РФ, а также установление в этой сфере норм права, относящихся к этим органам и подразделениям; вопросы гражданства; создание консультативных органов и т.д.).

2. Издание указов, формально не противоречащих Конституции РФ и федеральным законам, однако касающихся предмета ведения законодательного органа, т.е. такого вопроса, по которому должны быть приняты федеральные законы, а не указы Президента РФ. Эти президентские указы как бы восполняют пробелы в законодательном регулировании общественных отношений. Но это не соответствует положениям Конституции РФ, и едва ли это можно назвать легитимной формой осуществления управленческой деятельности Президента РФ в сфере исполнительной власти. Конституционные положения четко устанавливают процедуру ликвидации пробелов в законодательстве: Президент РФ может внести в Государственную Думу соответствующий законопроект в порядке реализации законодательной инициативы[94].

По мнению Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявского, указы следует классифицировать по их «юридическому рангу»:

1. Указы нормативного содержания в рамках собственных полномочий Президента РФ;

2. Указы как временные законодательные акты на основе полномочий, делегируемых главе государства парламентом;

3. Указы как временные законодательные акты, подлежащие внесению на рассмотрение Федерального Собрания (таких указов было много в период с сентября по декабрь 1993 г.);

4. указы о приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ (1994 г.), о приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ[95].

Несмотря на неоднозначность взглядов на правотворческую компетенцию Президента РФ, следует указать, что Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 30 апреля 1996 г. установил, что Президент РФ может издавать указы и по вопросам, требующим законодательного решения при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации, и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов[96].

Распоряжения Президента РФ имеют, как правило, ненормативный характер. Они издаются по оперативным вопросам управления и позволяют своевременно решать вопросы на уровне главы государства. Но, четкого разграничения между указами и распоряжениями до настоящего времени нет.

К числу формализованных актов Президента РФ в первую очередь следует отнести послания, которые можно условно подразделить на две группы: послания общего характера, охватывающие общие вопросы и затрагивающие основные сферы общественной жизни (политику, экономику, право, охрану природы и т.д.), и послания Президента РФ, имеющие проблемно – тематический, специализированный характер.

Послания общего характера регулируются п. «е» ст. 84 Конституции РФ, где говорится, что Президент РФ обращается к Федеральному Собранию ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Примером специализированных посланий может служить Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2002 год»[97].

Специфика посланий заключается в том, что они, как отмечает Е.В. Колесников, «послание не является нормативным актом, обязательным для граждан и должностных лиц, так как не включает правовые нормы, но бесспорно, является официальным документом и характеризуется важным социально – политическим звучанием. Оно информирует депутатов, государственных и иных служащих, общественность о задачах, стоящих перед институтами власти, и нерешенных проблемах»[98].

Несмотря на то, что правовое регулирование посланий Президента РФ практически отсутствует, можно сделать вывод: Послания Президента РФ являются важнейшим средством определения путей развития государственной и правовой политики, совершенствования российского законодательства.

Программы Президента РФ – это акты программно – политического характера. Они во многом имеют правовое содержание и окраску, включают юридические предписания. Поэтому программы могут быть обоснованно отнесены к актам Президента РФ.

Формой акта Президента РФ являются также его письма, направляемые председателям палат Федерального Собрания РФ, например письма об отклонении федеральных законов, с помощью которых он реализует право вето. Письма Президента РФ об отклонении федеральных законов – важный и достаточно распространенный правовой акт Президента РФ, играющий существенную роль в укреплении конституционной законности и процесса совершенствования законодательства в стране[99]

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал