Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативность указов Президента РФ
Для установления характера нормативности правовых актов необходимо уяснить понятие «нормативность», так как установление нормативного характера президентских актов имеет существенное практическое значение для систематизации законодательства и судебного контроля над ними. Нормативность лежит в основе юридической природы акта[100]. Кроме нормативности, по мнению А.В. Мицкевича, к юридической природе акта относятся юридическая сила, сфера действия и форма, в которую он облечён[101]. Нормативность прежде всего означает, какое веление заложено в акте. Если акт нормативен, следовательно, его веления распространяются, как правило, на неограниченный круг лиц и неограниченное количество отношений определенного вида. Если же акт не нормативен, то есть носит индивидуальный характер, его действия распространяются на конкретный круг лиц и на конкретные отношения. В.Н. Кудрявцев и А.М. Васильев указывают, что нормативность «выражает общеобязательность правовых требований, закрепляет масштаб поведения людей, знаменует единство государственных и правовых установлений»[102]. Как пишет А.Ф. Шебанов, «поскольку отличие правового нормативного акта от иных актов и документов заключается, прежде всего, в его содержании — правовых нормах, то решение этого вопроса непосредственно вытекает из понятия правовой нормы»[103]. Единой точки зрения на нормативность правовых актов управления в юридической науке нет. Так, одни ученые считают, что надо вводить понятие «персонифицированные нормы», то есть нормы, адресованные персонально к определенному лицу (например, акты об утверждении персонального состава правительства). Такие нормы, по мнению Ц.А. Ямпольской и других могут признаваться нормативными[104]. Представители другой точки зрения — сторонники широкого понимания правовой нормы. «Понятие правовой нормы в широком смысле слова должно обязательно включать в себя, помимо традиционного «общеобязательного правила поведения», и правовые положения, прямо не устанавливающих таких правил, но имеющие общий характер, в том числе констатацию известных состояний или положений, декларации, обращения и т.п., а также нормы – задания»[105]. По мнению Р.Ф. Васильева, «к нормативным относятся и акты, непосредственно не устанавливающие правовых норм — правил поведения, не отменяющие и не изменяющие сферу их действия, но имеющие значения для установления норм, для придания нормам юридической силы либо для отмены норм, или изменения сферы их действия. Примерами могут служить акты об утверждении положений, уставов, инструкций, перечней актов, утративших силу... акты об образовании новых государственных и муниципальных органов»[106]. Специфика правовых актов управления заключается в том, что нормы права, изложенные в акте, редко, в отличие от законов имеют трехчленную структуру. Как правило, в акте управления норма права состоит из гипотезы и диспозиции, реже устанавливается санкция. Если норма права состоит из трех элементов, то для правового акта управления целесообразно ввести термин «нормативно – правовое предписание», т.е. норма права, но имеющая одно – или двухчленную структуру. Частично к разрешению данного вопроса подошли А.В. Мицкевич и В.М. Сырых. А.В. Мицкевич считает, что нормативность акта не может расходиться с его содержанием — нормой права, поскольку форма (это сам акт и его предписание) всегда есть выражение определенного содержания[107]. Содержание правового акта непосредственно выражено в его тексте, распадающемся на статьи, пункты, абзацы, предложения, которые и образуют предписания этого правового акта. Он выделяет такой важный структурный элемент акта, как правовое предписание, под которым понимает «самый текст статей, пунктов или других грамматических и логически завершенных частей нормативного акта»[108]. Из его взглядов можно сделать вывод о том, что различие между нормой (содержанием) и формой выражения (текстом статьи закона) не столь существенно. Пытаясь преодолеть противоречие между нормой права и статьей нормативного правового акта, В.М. Сырых считает, что необходимо введение понятия «нормативно-правовое предписание», под которым следует понимать «цельное логически завершенное и формально закрепленное в тексте нормативного правового акта властное веление правотворческого органа»[109]. Но, по его мнению, нормативно-правовое предписание является той же нормой права, только выраженной в несколько иной форме. Он считает, что в одной гипотезе могут закрепляться условия, с которыми связываются действия не одной, а нескольких норм права. Указанные авторы совершенно правильно отметили, что между нормативным правовым актом и нормой права находится промежуточное звено - нормативно-правовое предписание, которое и составляет основу нормативности правовых актов управления. В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент издает указы, обязательные для исполнения на всей территории России, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Но, данная статья не указывает, имеет ли Президент РФ право издавать нормативные указы. Положительный ответ на этот вопрос можно найти в ст. 115 Конституции РФ, где говорится, что постановления Правительства РФ издаются, в частности, на основании и во исполнение нормативных указов Президента России. Упоминание нормативных указов содержится также в ст. 125 Конституции РФ и ряде федеральных законов. Впервые указание о нормативном характере актов Президента России встречается в Указе от 7 октября 1993 г. «О правовом регулировании в период проведения поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации»[110]. В пункте 2 данного Указа говорилось, что правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда и Верховного Совета вопросам, осуществляется нормативными актами, издаваемыми в форме указов Президентом Российской Федерации. Таким образом, прямое закрепление существования в российском праве нормативных указов Президента произошло также указом Президента[111]. Следует отметить, что в федеральном законодательстве, как правило встречается понятие «нормативные акты Президента», а не понятие «нормативные указы Президента». Проблема в данном случае состоит в том, что нормативными должны быть только указы Президента, а распоряжения и иные акты Президента должны носить индивидуальный характер. Вместе с тем, как указывается, «около 75% всех изданных Президентом указов являются нормативными… Можно даже сказать, что в определенные периоды… право в основном развивается как право «указное»[112]. Ряд указов Президента носит индивидуальный характер (например, указы о назначении на должность, награждении, присвоении званий и т.д.), и наоборот, некоторые распоряжения носят нормативный характер (например, распоряжение от 6 июля 1997 г. № 276-рп, которым утверждены Правила учета нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации…[113]). Представляется, что практика издания нормативных распоряжений и ненормативных указов Президентом РФ не способствует развитию и стабилизации правовой системы России.
|