Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование концепций взаимодействия человека и космоса
Взаимоотношения человека и космоса - одна из важнейших мировоззренческих проблем. В Х1Х в. великий немецкий философ И. Кант в числе тех явлений, которые неизменно вызывают в нем особое отношение, назвал " звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас". Однако задолго до того, как были написаны эти строки, человек интересовался происхождением мира. В мифологии возникли космологические воззрения, которые были основаны на идее единства всего существующего, и в нем человек (микрокосм) и природа (макрокосм) тесно взаимосвязаны. Мир для первобытного человека представал как однородная система отношений, в которой человек занимал не особое, а разовое место. Развитие общества, накопление знаний о мире привели и к изменениям в мифологическом мировоззрении. На понимании происхождения мира и человека стали сказываться усложнившиеся отношения в родовой общине, представления об изменениях в мире с точки зрения смены поколений. Возникают космогонические мифы, в которых в образах богов и героев были сконцентрированы взгляды на общество, мир и человеке. Постепенно в мифах наряду с вымышленными представлениями все большее место занимают рациональные взгляды. Так, в древнегреческой мифологии (?, Гесиод) в стихотворной форме говорится о возникновении Хаоса, рождении Земли (Геи), появлении Света, звездного неба. Пока здесь еще действуют боги, однако сами их действия носят упорядоченный характер, приводящий к возникновению Космоса[14]. Космос (греч. cosmos) означал определенный строй, порядок, Вселенную. Космогонические мифы сыграли в древнегреческой культуре особую роль в переходе к философскому мировоззрению, основанному уже не на божественных, а на рациональных началах. Характерно, что философия древних греков была космоцентричной и в ней человек и космос были взаимосвязаны. Важнейшим этапом на пути осознания мира было возникновение в эпоху европейского возрождения антропоцентризма. Антропоцентризм подчеркивал уникальную роль человека во Вселенной, противопоставлял его природе как объекту познания. Человек не только как бы " равен" Вселенной, а представляет собой образование, подобное ей. В то же время накапливались математические и астрономические знания, которые привели к образованию концепции геоцентризма (Клавдий Птоломей). Согласно этой концепции, земля есть центр мира и вокруг нее движутся все планеты. Данная концепция естественно-научно подкрепляла антропоцентризм. В период средневековья геоцентризм стал официальной теорией, освященной церковью. Церковь с помощью инквизиции преследовала " еретиков", сомневавшихся в истинности данной теории. Итальянский ученый Галилео Галилей подверг критике геоцентризм в своей книге " Диалог о двух главнейших системах мира - птоломеевой и коперниковой" (1632 г.). Католическая церковь заставила ученого отречься от своих взглядов. Польский ученый Н. Коперник создал гелиоцентрическую систему мира, которая по существу стала мировоззренческим переворотом. Земля перестала быть в сознании центром мира, Вселенная единообразна и можно познавать ее закономерности. Поскольку с системой Птоломея были долгое время тесно взаимосвязаны философско-мировоззренческие взгляды общества, то в широком плане открытие Коперника стало ударом по его духовным основам. Не случайно католическая церковь фактически запретила его книгу " О вращении небесных тел". Вместе с тем система Коперника означала переход от натурфилософских взглядов на Вселенную к строгой естественно-научной теории. На протяжении XVII-XIX вв. математика и астрономия использовали коперниканские идеи в изучении мира. На этом пути важнейшей вехой стало открытие И. Кеплером основных законов движения небесных тел по гелиоцентрическим орбитам. Это способствовало дальнейшему развитию астрономического знания. Уже упоминавшийся И. Кант в XIX в. создает гипотезу о происхождении Солнечной системы из газово-пылевой туманности. Он критикует великого систематизатора физического знания И. Ньютона за идею " божественного первотолчка". По И. Канту, бог создает материю, а ее дальнейшее развитие осуществляется по естественным законам. Взгляды И. Канта способствовали развитию философии и классической астрономии. Для астрономии ХХ века характерно не только развитие ее классических принципов, но и возникновение принципиально новых концепций. Этому способствовало сочетание методов исследования с помощью оптической астрономии и радиоастрономии. Развитие космологии ХХ века неразрывно связано с именами таких великих ученых, как А. Эйнштейн, русский ученый А. Фридман, американский астроном Э. Хаббл, советский ученый О.Ю. Шмидт. Принципы теории относительности Эйнштейна были уточнены А. Фридманом. Э. Хабблу принадлежит идея " разбегающихся галактик". О.Ю. Шмидт впервые после И. Канта создал новую гипотезу о происхождении Солнечной системы. Объектом исследования астрономов ХХ века стали уже не только звезды, как ранее, а звездные системы - галактики и метагалактики. В 60-70-х годах ХХ века астрономические исследования стали проводить с помощью инструментов, находящихся на спутниках и космических станциях. В начале ХХ века в России возникает уникальное мировоззренческое направление - космизм. Спустя многие века после греческого космоцентризма русские философы и ученые по-новому поставили проблему взаимоотношения человека и космоса. Космизм - неоднородное по своему содержанию течение мысли, в котором обычно выделяют естественно-научное направление (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), философское (Н.Ф. Федоров) и художественное (В.Ф. Одоевский). Возникновению космизма способствовали успехи в изучении биосферы, попытки связать ее развитие с возникновением человека и его ролью в космосе. Так, А.Л. Чижевский, говоря о влиянии космоса на жизненные процессы, писал: " Живая клетка представляет собой результат космического, солярного и теллурического воздействия и является тем объектом, который был создан напряжением творческих способностей всей Вселенной. И кто знает, быть может, мы, " дети Солнца", представляем лишь слабый отзвук... вибраций стихийных сил космоса..." [15]. Н.Ф. Федоров развивал идеи о космическом расселении человечества, об обретении им бессмертия с помощью достижений науки[16]. Об освоении космического пространства с помощью особых летательных аппаратов писал К.Э. Циолковский. Безграничность Вселенной означает, что жизнь, разум не уникальны. Вселенная есть " чувствующий мир". Русские космисты подчеркивали, что эволюция мира предполагает постоянное развитие человека вплоть до того момента, когда разум станет ведущей силой развития мира. Поэтому человек должен в своей деятельности опираться на нормы нравственности. Основой ее должен стать гуманизм, помощь одних планет, достигших более высокого развития, другим, которые в этом развитии отстают. В.И. Вернадский писал о закономерном переходе от биосферы к ноосфере - " сфере разума". Именно эта сфера и будет определять дальнейшее развитие на земле и в ближнем космосе. Необходимо объединение человечества в решении всех проблем. " Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой" [17]. Идеи космизма подчеркнули взаимосвязь земных и космических процессов, показали их взаимодействие и взаимовлияние. Современная наука о Вселенной Современная наука создала стройную картину Вселенной, месте в ней Солнечной системы. Эта картина основана на следующих концепциях: 1. Концепции " разбегания галактик", созданной американским астрономом Э. Хабблом. В ее основе лежали идеи А. Эйнштейна о кривизне пространства-времени, в связи с чем такое пространство не может быть стационарным. О нестационарности Вселенной писал в 20-х годах ХХ века русский ученый А.А. Фридман. Такая Вселенная периодически расширяется и сжимается. " Пульсирующая Вселенная" - один из важнейших моментов в современной картине мира. Согласно данным современной науки, 10-15 млрд. лет назад произошел так называемый " Большой Взрыв". Это стало началом рождения Вселенной. Важнейшим является вопрос о том, что было до этого события и из чего возникла Вселенная. Один из вариантов ответа, сложившегося в человеческой культуре - идея творения. " В начале сотворил Бог небо и землю" [18]. Идея творения мира из " ничего" присутствует в различных религиях. Современная наука (квантовая механика) утверждает, что рождение Вселенной происходило из вакуума, представляющего собой рождающиеся и уничтожающиеся виртуальные частицы. Плазма, возникшая после " Большого Взрыва", стала основой для образования химических элементов, прежде всего гелия и водорода. В дальнейшем происходило образование галактик, Солнечной системы, Земли. 2. Значительный вклад в формирование космологических взглядов на происхождение Вселенной внес американский физик Г.А. Гамов. Им была создана модель так называемой стандартной Вселенной. Согласно ей, до определенного этапа сохранялась симметрия между веществом и излучением после взрыва. В дальнейшем она была нарушена, возникли несимметричные процессы, перевес вещества, из которого и возникли различные материальные объекты, включая звезды, планеты, галактики. В 50-60-х годах ХХ века были сделаны важнейшие открытия, существенно расширившие наши представления о Вселенной: " звездные ассоциации", квазары как самые мощные источники энергии, так называемое реликтовое излучение. По некоторым данным, Вселенная включает в себя 100 млрд. галактик, каждая из которых содержит по 100 млрд. звезд[19].Кроме этого, во Вселенной существует межзвездная среда, электромагнитные волны, космические лучи. По данным радиоастрономии известно, что Вселенная не безмолвна, она полна излучений, которые приборами воспринимаются как радиосигналы. Одним из направлений в поисках внеземных цивилизаций является " прослушивание" Вселенной и попытка выделить упорядоченные радиосигналы. Представления о Вселенной включают такие понятия, как метагалактика, галактики, звезды, планетные системы, малые планеты - астероиды, кометы. Схематично наша галактика с ребра предстает как диск с поперечником 100 тыс. световых лет. Солнечная система расположена с левого края этого диска достаточно далеко от его центра. Своеобразной " космической колыбелью" человека является Солнечная система, включающая 9 планет, 100 тыс. астероидов и комет. Существуют большие различия между планетами по их удаленности от Солнца, наличию атмосферы и другим условиям. Во второй половине ХХ века началось исследование космического пространства с помощью спутников, выводимых на орбиту вокруг Земли. С помощью автоматических межпланетных станций стали исследоваться Луна, Марс, Венера и другие планеты Солнечной системы. В дополнение к земной геологии возникла геология космическая, изучающая строение вышеназванных планет. К.Э. Циолковский в начале ХХ века заявил о том, что Земля - колыбель человечества, но нельзя вечно оставаться в колыбели. И этот прогноз стал реальностью в 60-е годы ХХ века, когда началась эпоха пилотируемых космических полетов. Ее основные вехи: первый полет человека в космос - Ю.А. Гагарин (1961); первый человек, ступивший на Луну - К. Армстронг (1969), первая женщина, совершившая полет в космос - В.В. Терешкова (1963). К началу ХХ1 века в космосе побывали несколько сот землян, которые изучали различные проблемы, среди которых - происхождение жизни. Космос и происхождение жизни В истории науки и культуры в течение длительного времени складывались две основные концепции происхождения жизни. Первая из них считает, что возникновение произошло в результате акта божественного творения. Эта концепция получила название креационизма. Происхождение животных и растений носит сверхъестественный характер. Вторая - материалистическая концепция, всегда пыталась доказать естественность происхождения живого, хотя не всегда могла это подтвердить с помощью фактов. По этой причине достаточно продолжительное время имела хождение идея возможности " самозарождения" жизни. Такого взгляда придерживались Р. Декарт, Г. Галилей, Г. Гегель и другие ученые и мыслители. Только в 1862 году французский ученый Л. Пастер доказал, что никакого " самозарождения" не существует и любой новый организм может появится только от другого живого организма. В Х1Х веке появляется идея о том, что жизнь могла быть занесена на Землю из космоса в виде " зародышей жизни". Наиболее рельефно эта точка зрения проявилась в гипотезе панспермии, выдвинутой в начале ХХ века шведским ученым С. Аррениусом. Он полагал, что " зародыши жизни" (споры) перемещаются в космическом пространстве под действием световых лучей. Оказавшись на земле в благоприятных условиях, эти споры развились и приобрели известные науке формы. Эта гипотеза при всей ее внешней привлекательности имеет существенные недостатки: 1) данные современной науки говорят о том, что условия космоса губительны для любых форм жизни, даже простейших; 2) она фактически не пытается дать ответ на вопрос о том, какова природа " жизненных спор", при каких условиях и где они зародились. Начиная с 1924 года российский ученый А.И. Опарин стал разрабатывать гипотезу о происхождении жизни на Земле, согласно которой периоду биологической, дарвиновской эволюции предшествовал длительный период эволюции химической. В ходе нее происходил сложный синтез органических веществ под действием земных условий: температуры, свойств атмосферы и других. К этим условиям относятся также уровень радиации, положение Земли относительно Солнца, масса Земли. Синтезу органических веществ в водах первичного океана способствовало большое количество углерода и азота, ставших " строительным материалом" для органических соединений. Возникновение коацерватов - " комков" белка в водах океана стало важнейшим этапом на пути возникновения жизни. Коацерваты со временем приобрели свойство обмена веществом с окружающей средой и способность к самовоспроизведению. Они стали основой для возникновения протоклетки. Если говорить о временном характере этих процессов, то можно сослаться на данные современной науки, согласно которым Земля возникла примерно 4, 6 млрд. лет назад, а первичные формы жизни в водах океана появились около 3 млрд. лет назад. С возникновением клетки " включился" механизм биологической эволюции, со временем приобретший ускоренный характер. В ней важнейшими этапами стали разделение растительных и животных клеток, появление полового размножения, возникновение многоклеточных организмов, появление позвоночных, выход растений и животных на появившуюся сушу. Эти этапы эволюции жизни стали основой для создания эволюционной гипотезы Ж. Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина. Они были созданы в Х1Х веке. В ХХ веке проблема эволюции жизни стала предметом анализа генетики. Взаимовлияние космоса и человека Возникновение приматов, а впоследствии и человека было важнейшим моментом не только в развитии форм жизни, но и в развитии космических процессов. Возникновение сознания, языка, культуры в процессе трудовой деятельности стало началом возникновения человеческой, земной цивилизации и человеческой истории. Взаимодействие природы и человека приобрело сложный характер, в котором как природа воздействовала на человека (особенно на самых ранних ступенях развития общества), так и человек воздействует на природу. Возникшая человеческая цивилизация стала ускоренно развиваться и за неполные 2 млн. лет достигла очень высокого уровня. Возникновение на базе биосферы социосферы и техносферы явились важнейшими вехами на этом пути. У человечества в определенной степени возникло резкое противопоставление земного космическому. Тем самым были как бы забыты идеи космического космоцентризма древних греков. Однако, как уже упоминалось, русский космизм в начале ХХ века на новом этапе эволюции человеческой цивилизации подчеркнул неразрывную взаимосвязь и взаимодействие человека и космоса. Это взаимовлияние проявляется в следующих моментах: 1. Соответствующие условия космоса, Солнечной системы сыграли важнейшую роль в возникновении Земли и условий для появления жизни на ней. Человечество всегда зависело и будет зависеть от многих из этих условий: соответствующее положение Земли в Солнечной системе, угол наклона орбиты, наличие тяготения, атмосферы и т.д. Любое серьезное изменение хотя бы одного из этих условий грозит человечеству гибелью. По некоторым астрономическим прогнозам, наше Солнце (" желтый карлик") - рядовая звезда, которая пройдет все этапы своей эволюции и через 5-6 млрд. лет прекратит свое существование. Это или приведет к уничтожению человечества, или же, если оно достигнет высочайшего уровня развития, позволит, используя завет К.Э. Циолковского, " эмигрировать" в другие части Вселенной. 2. Развивающаяся человеческая цивилизация оказывает все большее влияние на изменение земных условий своего бытия, а начиная со второй половины ХХ века - и на условия ближнего космоса. Такое влияние носит и положительный характер, и отрицательный. Можно предположить, что со временем человек, разум станут космическими факторами. Освоение космоса, как и освоение территории своей " колыбели" - Земли должно проходить на основе принципа нравственной ответственности человечества. В свое время Ф. Энгельс писал о том, что человечество - это " цвет материи" и именно в нем материя осознает саму себя. " Материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и... поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет - мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время" [20]. Российский философ Э.В. Ильенков в 70-х годах ХХ века высказал предположение, согласно которому человечество на каком-то этапе своего развития сознательно создаст условия для собственной космической катастрофы для того, чтобы дать возможность материи вернуться в состояние хаоса и тем самым открыть путь для ее " омоложения". Естественно, что идея космического финала вряд ли может устроить человечество. Конечно, те или иные космические события (падение астероидов, столкновение с кометами и т.д.) могут привести к таком финалу. Однако гораздо более опасными являются чисто земные проблемы, которые человечество не решает (наличие оружия большой мощности, острые конфликты) и которые могут привести к гибели цивилизации по вине самого человечества. " Антропный принцип, утвердившийся в современной космогонии, исходит из того, что необходимость появления человека была заложена в условиях " Большого Взрыва". Мир, природа, жизнь идут вперед, отвоевывая все новые и новые рубежи у косной материи. Был хаос, стал космос, возврата нет и быть не должно" [21]. Взаимоотношения человека и космоса должны вывести цивилизацию на более высокий этап развития, на котором земная этика превратится в этику космическую, нормы и принципы которой будут определять жизнедеятельность человека. Литература 1. Библия. Т.1. Ветхий завет, 1990. 2. Гиренок Ф.И. Русские космисты. М., 1990. 3. Гулыга А.В. Космическая ответственность духа// Наука и религия, 1989, № 8. 4. Казютинский А., Балашов Е. Антропный принцип в современной космологии//Природа, 1990, №1. 5. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв.: В 9 т. Т.5. М., 1986. 6. Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993. 7. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба // Вопросы философии, 1994, № 2. 8. П. Тейар де Шарден Феномен человека. М., 1987. 9. Шелер М. Положение человека в космосе.// Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. 10. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. 11. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М, 1992. 12. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., 1995.
|