Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие техники. Связь науки и техники
Для решения этой задачи следует выяснить, что мы понимаем под техникой. Можно ли считать техникой каменный топор, трактор? Зачастую под техникой понимают приборы, механизмы, машины, которые облегчают человеку быт. Однако можно ли считать техникой компьютер, перенесенный в прошлое на 200 лет? В данном случае компьютер не будет считаться техникой без знания, как им пользоваться. Поэтому техника - это не только инструменты, приборы и машины, но также знания по их использованию. Следовательно, науку и технику связывает феномен знания. Не случайно наиболее бурное развитие науки в XVII веке связывают с необходимостью практического применения знания, с развитием производства. Итак, в качестве техники выступают - знания, навыки, приемы, используемые в деятельности с орудиями труда, и сами орудия, вовлекаемые в деятельность человека. Согласно представлениям о технике, господствующей в сознании западного человека, техника не является таковой без деятельности человека. Любой предмет и техника как таковая проявляют свою сущность, лишь вступая во взаимоотношения со своей противоположностью. Для техники противоположностями являются природа и человек. Поэтому техника является промежуточным звеном между человеком и природой. Пока при определении техники мы касались орудий, механизмов. Однако существует техника плавания, бега на лыжах, техника воспитания воли и т.д. То есть объектом использования техники может быть сам человек, его способности. Главное - необходимо знать действия, их последовательность для достижения определенной цели. При этом целью всегда является преобразование объекта, на который направлены действия, изменение его состояния, характеристик. По-разному техника трактовалась в истории мысли. В марксистской традиции - как система искусственных органов общественного человека, составная часть производительных сил общества, их вещный элемент. По Хайдеггеру - как наша первооснова, сущностная характеристика человека, способ самореализации человечества. Рассматривая технику в узком смысле, ее трактуют как совокупность артефактов (т.е. искусственно созданных) для осуществления инженерной, преобразовательно-конструктивной деятельности. Существует достаточно много определений техники. Однако в них присутствует фундаментальное свойство техники – принцип преобразования. Таким образом, технику можно определить как знания, навыки, приемы, необходимые для преобразования объектов природы, а также сами машины, инструменты, механизмы, вовлекаемые в деятельность человека. Теперь мы можем определить наиболее существенное отличие науки и техники. Техника всегда направлена на практическое применение. Наука же возникла в Древней Греции как рациональный способ познания истины ради самой истины. И современная наука не может существовать без фундаментальных исследований. Сближает науку и технику сам человек, его творчество. Открытие физической закономерности и создание технического проекта есть процесс создания нового, процесс деятельности разума. Разум человека достиг высокой степени осознания науки и техники, когда вырисовываются их возможности, границы и тупики развития. Научная деятельность предполагает сознательную деятельность по выработке нового знания. Научное знание – знание систематизированное и осознаваемое. Возникнуть наука могла на определенном качественном уровне развития человека и общества. Техника же - более древний феномен, чем наука, она появилась еще у доисторического человека. Для понимания современной техники необходимо проследить ее эволюцию.
|