Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 5. Биологическое, социальное, космическое измерения человека
Естественное происхождение человека. Ступени антропосоциогенеза
Абиотические и биологические предпосылки антропосоциогенеза. Биологические предпосылки антропосоциогенеза. Антропосоциогенетические факторы. Генезис сознания. Генезис языка. Упорядочение семейно-брачных отношений. Возникновение родовой общины. Человек - дитя природы, высшая ступень развития жизни на нашей планете. Материя в процессе бесконечного развития порождает высший свой цвет - мыслящий дух, человека разумного, обладающего сознанием и самосознанием, способностью не только познавать мир, природу, но и творчески преобразовывать ее, выступая как крупнейшая геологическая сила. Но природа, мир породили не только человека, но и общество, в рамках которого, вместе с ним происходило становление человека как биосоциального существа. Вопросы о происхождении человека, его сущности, отличия от всех других живых существ, населяющих Землю, смысл его жизни и деятельности всегда занимали умы человечества, и мыслителей, и рядовых людей. Были выдвинуты три основные гипотезы. Одна из них, религиозная, связывает появление человека с чудесным актом божественного творения. Развитие научного познания показало полную несостоятельность этой версии, что должен был признать и глава католической церкви папа Римский Пий ХП, который в 1950 г. в своей энциклике, обращаясь к католикам всего мира, признал, что надо согласиться с учением о естественном происхождении человека от животных предков, но душу, утверждал он, создал Бог. Вторая гипотеза исходит из мнения, что жизнь на Землю была занесена из космоса, или в виде бактерий, или с помощью пришельцев из космоса. Но эта версия не решает радикально вопрос о происхождении жизни и человека на нашей планете, а отодвигает его в космические дали: где-то там зародилась жизнь и разумные существа, а на Землю попали либо с космической пылью, либо с помощью космического корабля. Эта гипотеза также не убедительна, не имеет достаточного основания, да и решает проблему не происхождения, а появления жизни и человека разумного на Земле. Всеобщее признание у научного сообщества и мыслящих людей получила теория естественного происхождения человека в процессе эволюции биосферы от обезьяноподобных предков. Это - эволюционная теория Ч. Дарвина, трудовая теория Ф. Энгельса и др. В истории Земли было три периода: период чисто геологической эволюции, когда еще не было никаких форм жизни; период геолого-биологической эволюции, в конце которого шел процесс антропосоциогенеза. Третий период - сфера разума, переход биосферы в ноосферу, когда человечество, опираясь на научно-технический прогресс, на разумное понимание законов развития природы, на опыт общественно-исторической практики, развертывает могучую творческую природопреобразующую деятельность, которая становится определяющим фактором эволюции природы и общества на Земле. Человек - биосоциальное существо, и его познание должно быть комплексным, то есть усилиями естественных, общественных и гуманитарных наук. В соответствии с биологической классификацией человек есть биологический организм, относящийся к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид... Загадка о том, как из этого биологического существа сформировался в конце концов человек разумный, волновала многих исследователей. В 1859 году вышла книга Ч. Дарвина " Происхождение видов путем естественного отбора", в которой он обобщил идеи своих предшественников (Ж.Б. Ламарка и др.), результаты своих собственных наблюдений, достижения биологии, селекционной работы и впервые в науке показал механизм эволюции, то есть основные причины и факторы эволюции живой природы. В 1871 году Дарвин опубликовал книгу " Происхождение человека и половой отбор", в которой высказал мысль о происхождении человека естественным путем от обезьяноподобного предка. Он показал, что нет ничего сверхъестественного в происхождении человека, что это есть результат действия основных факторов эволюции в органическом мире: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Однако Дарвин не указывает на социальные факторы, не затрагивает роли трудовой деятельности в процессе антропосоциогенеза. Становление человека охватывает огромный период - более 3 млн. лет, в ходе которого наши обезьяноподобные предки в процессе изменчивости, наследственности и естественного отбора, под действием социальных факторов постепенно вырабатывали свойства, присущие человеку. Процесс этот не был одномоментным, в ходе антропогенеза многие ветви генеалогического дерева человека гибли, не оставляя потомства, а оставшиеся давали потомков и эволюционировали в сторону человека разумного. Рассматривая процесс антропосоциогенеза, следует иметь в виду мысль Тейяра да Шардена о том, что возникновение человека - это процесс коллективный (на базе популяций) и " первым человеком" мог быть не один, а только множество людей. С позиций современного естествознания цепочка предков современного человека, его предшественников выглядит следующим образом: древнейший предок высших обезьян и человека - рамапитек, жил не территории Индии (14-8 млн. лет назад). Примерно 10 млн. лет назад от него отделился предок орангутанга - сивапитек (остался в Азии). Австралопитеки (южные обезьяны) жили 3, 5-1, 5 млн. лет до н.э. Общий предок гориллы, шимпанзе и человека не менее 7 млн. лет тому назад обитал в Африке. Дальнейшая эволюция антропоидов представлена в таблице:
Следует иметь в виду, что представленные цифры, указывающие на периоды видообразования, приблизительны, так как представить этот процесс точно, с точными хронологическими датами невозможно, следы прошлого сохранились далеко не все. По своему генотипу наиболее близок человек к крупным человекообразным обезьянам - горилле и шимпанзе (понгидам). Результаты анализа последовательной нуклеотидов одного и того же гена особей различных видов показывают, что горилла по своему генотипу ближе к человеку, чем к орангутангу[22]. Дивергенция эволюционной линии шимпанзе и человека произошла 7 млн. лет тому назад. Заслуживает внимания гипотеза о формировании примитивного Homo sapiens около 200 тыс. лет тому назад в Африке и последующем его расселении по планете. Абиотические и биологические предпосылки антропосоциогенеза Общей предпосылкой антропосоциогенеза явилось длительное историческое развитие биосферы в ее единстве с геологическими, географическими, климатическими, физико-химическими, космическими и другими абиотическими системами. Эволюция биологических организмов обусловлена мутацией, популяционными волнами, изоляцией, естественным отбором и другими эволюционными факторами, взаимодействующими с абиотическими системами природы. Эволюционируют не отдельные особи, а целые популяции (микроуровень эволюции). К абиотическим предпосылкам жизни на Земле и возникновению человека относятся наличные значения универсальных физических констант, любое другое их значение сделало бы жизнь на Земле невозможной. Важное значение имели космические (ритмы солнечной активности, влияние космических лучей и др.), а также физико-химические факторы (радиационный фон, химический состав атмосферы и др.). Абиотические факторы генерировали мутации, способствовали интенсивной перекомбинации генофонда, давали материал для естественного отбора, повышали темпы видообразования. По мнению ученых, весьма благоприятными для антропогенеза стали условия в экваториальной зоне Восточной Африки: разломы земной коры, сейсмические процессы, выходы радиоактивных пластов, повышение радиационного фона, извержение вулканов. Такова обстановка была в Олдувайском ущелье, где были обнаружены остатки Homo habilis и результатов его деятельности. Биологические предпосылки антропосоциогенеза - высшие человекообразные обезьяны - млекопитающие, приматы, обладающие качествами самого широкого биологического значения: большая подвижность, многообразие функций передних конечностей, развитие большого по размерам головного мозга, его высокая дифференциация, обеспечивающие высокую организацию нервной системы. Основные пути перестройки телесной организации нашего предка в сторону очеловечивания - это прямохождение, развитие руки и мозга (гоминидная триада). Прямохождение высвобождало передние конечности, что явилось предпосылкой превращения их в руки - важный орган труда и, далее, изменение положения головы и глаз расширили поле зрения, увеличили зрительную информацию, обеспечили предпосылки для восприятия в конкретных образах окружающего мира. Ближайшие предшественники человека - австралопитеки жили в открытой местности - в саваннах, питались растительной и животной пищей, занимались собирательством, охотой, систематически использовали камни, кости, палки и другие природные предметы во время охоты, для защиты от врагов и в других случаях. Антропосоциогенетические факторы Всеобщее признание получила идея о том, что главным антропосоциогенетическим фактором является труд, общественный, коллективный труд с постоянным использованием и совершенствованием орудий труда, изготовляемых и совершенствуемых самими субъектами трудовой деятельности. Главный, жизненно важный стимул труда - это получение, добывание, производство, воспроизводство средств существования: пищи, одежды, жилища. В суровых условиях борьбы за существование, выживание обеспечение средств жизни было главной заботой нашего предка. Этому было подчинено все - изготовление и совершенствование орудий труда, стратегия и тактика хозяйственной деятельности, отработка и совершенствование трудовых навыков и умений. Предки человека - австралопитеки научились использовать разнообразные природные предметы (камни, кости, дубины и др.). При их многократном применении неизбежно возникали случаи, когда от упавшего камня откалывались осколки с острым режущим краем, которые можно было успешно использовать для выкапывания кореньев, резания, снятия шкур. Это было замечено и использовалось вначале спорадически, а затем постоянно, как навыки всего стада. Это закреплялось естественным отбором. Итак, трудовая деятельность неизбежно и закономерно возникла в ходе постепенного использования естественных предметов нашими предками. Общественная, коллективная, трудовая деятельность, все более сложная и все более организованная, все более эффективная в добыче и производстве средств существования, стала устойчивым, постоянным, важнейшим фактором жизни и породила со временем социальные отношения, сознание, мышление, речь, язык, то есть обусловила, обеспечила антропосоциогенез. В 50-60-х годах ХХ века английский антрополог Л. Лики обнаружил в Олдовайском ущелье (Танзания, Африка) останки древнего человека, которого он назвал Homo habilis - человек умелый. Рядом были найдены многочисленные примитивные, грубые каменные орудия, разбитые кости животных, осколки камней, получающиеся при изготовлении каменных орудий. Вскоре в Восточно-Африканском регионе были обнаружены такие же остатки древнего человека. Возраст этой находки 2-3 млн. лет. Хабилисы охотились на мелких и крупных животных (слонов, динотериев, баранов). Охота носила коллективный характер, применялись самые различные способы (облавы, загоны в болотную почву и др.). Главной биологической предпосылкой, которая объединила все остальные предпосылки антропосоциогенеза, явилась стадная, коллективная охота. Она сплотила первобытное стадо в исходный, досоплеменный, производственный коллектив. В рамках его, в процессе совместных действий складывались и орудийные, практические отношения к природе и социальные отношения, формировалось сознание. Генезис сознания Удивительной и важнейшей стороной антропосоциогенеза выступает происхождение сознания - мыслящего духа, высшего цвета материи. Сознание - высшее, связанное с речью обобщенное отражение действительности. Носитель сознания - человек, субъект активной преобразующей деятельности, люди, организованные в сообщества. Сознание - особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к реальности, к самим себе, к своим способам общения. Человек сознает при помощи мозга, но сознание не функция мозга самого по себе, а функция специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. Сознание не только отражает, но и творит мир. Сознание - общественный продукт с самого начала своего генезиса. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. В сфере сознания осуществляется идеальное целеполагание и рациональное мышление (понятие, суждение, умозаключение и др.), а также чувственно-образные и волевые моменты жизнедеятельности человека. Стержнем сознания выступает мышление, именно благодаря ему в сознании формируются объективные по своему содержанию образы, картины мира. Предпосылкой формирования сознания была высоко развитая психика высших приматов, а также увеличение и качественное совершенствование их мозга. Огромную роль в генезисе сознания сыграла прогрессивно усложняющаяся трудовая деятельность, развитие социальных отношений, коллективность, совершенствование коммуникаций, социальной деятельности, языка, речи. Основа происхождения сознания - обобщение и коллективное закрепление результатов по созданию орудий труда и процессов непосредственной производственной, хозяйственной деятельности по жизнеобеспечению родового коллектива. Сознание формируется как отражение объективных свойств природных материалов, из которых делаются орудия труда, и материальных объектов, с которыми сталкивался человек в процессе труда (охоты, скотоводства, земледелия). Объективные связи, свойства внешней среды проявляются и познаются через устойчивые, повторяющиеся предметные действия человека. Их фиксация и выделение из множества случайных, второстепенных действий и есть обобщение. Если результат обобщения закрепляется в определенном знаке, то он, этот знак, может передаваться другим и долго сохраняться в коллективной памяти. Итак, развитие форм деятельности, их постоянное усложнение, развитие форм общения есть необходимое условие формирования и развития сознания. В сознании с самого начала заложен познавательный момент, человек познает мир, обладает определенными знаниями. Знания - это результат отражения окружающего мира, обобщенные элементы сознания, выраженные в системе знаков (слово, жест, схема и др.). Но сознание не исчерпывается знанием, оно обладает и эмоционально-волевой сферой - сферой оценки, переживания, сферой интересов, потребностей, целей. Качественные изменения в характере труда и сознания обусловлены переходом к многозвенной структуре процесса трудовой деятельности, когда большую роль начинает играть планирование, прогнозирование, то есть опережающее отражение действительности. К примеру, магические танцы первобытных охотников, предваряющие выход на охоту, моделировали и отрабатывали технологию будущего процесса охоты. Здесь организатор охоты уточнял план (стратегию) и отдельные его моменты, а каждый из рядовых участников отрабатывал свои будущие действия, возможные ошибки и свое место в общей кооперации труда. Стихийно-эмпирическое накопление первобытных рациональных знаний постепенно организуется в примитивную, еще не совершенную систему.
|