![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ факторов изменения выпуска и реализации продукции
Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема (рис.1.2). Возможны два варианта методики анализа реализации продукции. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке продукции, то баланс продукции будет иметь вид: ГПн + ВП = РП + ГПк. Отсюда РП = ГПн + ВП – ГПк. Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так: ГПн + ВП + ОТн = РП + ОТк + ГПк. Отсюда РП = ГПн + ВП + ОТн – ОТк – ГПк; где ГПн, ГПк –– соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода; ВП –– стоимость выпуска продукции; РП –– объем реализации продукции за отчетный период; ОТн, ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода. Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции. Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем выпуска продукции. Их можно объединить в три группы:
Рис. 1.2. Структурно–логическая факторная модель анализа объема реализации продукции
1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:
где ЧПП – среднегодовая численность промышленно–производственного персонала; ГВ – среднегодовая выработка одного работника; Дв –– доля выручки в валовом выпуске продукции отчетного периода. 2 ) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
где ОС – среднегодовая сумма основных средств; КО – капиталоотдача основных средств. 3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
где МЗ – сумма потребленных материальных ресурсов для производства продукции; МО – материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат). Расчет влияния данных факторов на объем выпуска и реализации продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. После этого более детально изучают причины изменения производительности труда, капитало- и материалоотдачи с целью выявления резервов увеличения производства продукции и снижения ее себестоимости.
|