Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 5 Государство и право Российской империи
(вторая половина XVII – XVIII вв.) (4 часа)
Абсолютная монархия закономерно приходит на смену сословно-представительной монархии и является последней формой правления, присущей феодальному типу государства. Российский абсолютизм имеет свои особенности, отличающие его от аналогичной формы правления в странах Западной Европы. Следует отметить, что в отечественной исторической литературе высказываются разнообразные мнения о времени возникновения абсолютной монархии в России. В частности, ряд историков полагали, что абсолютизм в России сложился уже во второй половине ХV века в правление Ивана III, другие считали, что в первой половине ХV1 в. в княжение Василия III, либо во второй половине ХV1 в. во время Ивана Грозного, либо в начале ХVII в. в царствование Михаила Романова или в годы правления Петра I, а также и в иные периоды[20]. Наличие различных позиций ученых объясняется неодинаковой оценкой места и продолжительности этапа сословно-представительной монархии в России. В дореволюционной историографии многие ученые отрицали само существование этой формы правления и поэтому по–разному датировали становление абсолютизма. В советской и современной науке большинство специалистов, опираясь на идеи С.В.Юшкова, признают наличие сословно - представительной монархии и обоснованно считают временем возникновения российского абсолютизма вторую половину ХVII в. — первую четверть ХVIII в.. Идеология абсолютизма по-прежнему основывалась на религии, но дополнялась «патриархальностью». Глава государства предстает как своеобразный «отец народа», который любит детей (т.е. своих подданных) и знает, чего они хотят. Он вправе их воспитывать и наказывать. Отсюда стремление контролировать все сферы общественной и частной жизни: предписания населению, когда гасить свет, какие танцы танцевать на ассамблеях, брить бороды и т.п. Идеология становится важной составляющей политической жизни общества. Монархия как форма правления в России была весьма живучей. В. И. Ленин подчеркивал, что «монархия вообще не единообразное и неизменное, а очень гибкое и способное приспособляться к различным классовым отношениям господства, учреждение»[21]. На наш взгляд, это суждение применимо и к эпохе абсолютизма. Однако, есть мнение, что абсолютизм — форма мертвая[22]. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом. Для перехода от одной ступени развития общественно-экономической формации к другой нужны, как известно, соответствующие предпосылки. Предпосылки возникновения абсолютизма в России выражаются в развитии трех факторов: экономического, социального и политического, а также внешнего фактора – международной обстановки. При всей условности понятия «феодализм» особую важность для понимания эволюции данного строя имеет его сословная сущность. Вот почему надо учесть развитие и трансформацию различных сословий, противоречия между ними, приведшие к угасанию сословно – представительного начала и возвышению единовластия монарха. Применяя общеизвестные сведения к истории государственно-правового развития России, надо отметить то, что истоки изменения форм правления коренятся, в конечном счете, в социально-экономических условиях развития страны, которые здесь были существенно отличны от условий стран Западной Европы, а также зависели от политической обстановки, от особой расстановки классово-сословных сил. Россия обладала огромной территорией и это усложняло управление страной, промышленность находилась в начальной стадии формирования, а сельское хозяйство основывалось на эксплуатации труда крепостных крестьян. Указанные факторы порождали противоречия между привилегированными сословиями (боярство - дворянство) и недовольство купцов привилегиями дворян. Однако особой остротой отличались противоречия между крестьянами и феодалами. Противоборство между этими классами даже рассматривалось как основной исторический фактор в становлении русского абсолютизма. К. Маркс указывал, что абсолютные монархии «возникли в связи с ослаблением враждовавших между собой феодальных классов аристократии и горожан»[23], что обязательно надо помнить при рассмотрении вопроса о времени возникновения абсолютизма, т. к. сословия-классы должны достигнуть определенную стадию развития, и противоречия между ними должны носить достаточно острый характер. Отсюда, одной из главных предпосылок возникновения абсолютизма была социальная опасность, перед лицом которой оказались имущие классы: «Эгоистический страх землевладельцев и купцов — вот что породило деспотизм монархии», — отмечал К. Маркс. Опыт России подтверждает данный тезис. Во второй половине ХVII в., как известно, противоречия между крестьянством и феодалами вылились в крестьянскую войну под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.), которая явилась в том числе и следствием усиления крепостнической эксплуатации. Связь между окончательным закрепощением крестьян и крайними формами их сопротивления не подлежит сомнению, хотя в литературе имеются различные оценки значения данной войны и личности С. Разина. К. Маркс, критикуя анархиста М. Бакунина, отмечал: «Чтобы одурачить своих читателей, Бакунин смешивает в одну кучу вождей народных восстаний XVII и XVIII веков с современными русскими разбойниками и грабителями». В. И. Ленин считал восстание С. Разина не казацким, а крестьянским и характеризовал вождя, как одного из представителей мятежного крестьянства, отдавшего жизнь в борьбе за свободу[24]. Не прекращались восстания и в XVIII веке. Учеными высказаны разные мнения по оценке роли народных восстаний. Ряд историков считают, что народные восстания играли роль ограничителя эксплуатации феодалов и злоупотреблений со стороны властей. Вместе с тем, подавление этих восстаний приводило к усилению централизации и укреплению госаппарата. Некоторые историки полагают, что народные восстания ХУП в. поставили перед правителями России вопрос о необходимости глубоких преобразований, которые в конце века и начал проводить Петр 1. Общими являются и другие закономерности возникновения абсолютизма: развитие промышленности и торговли; зарождение буржуазных отношений; рост классовых и сословных противоречий и борьбы; создание постоянного войска и полиции; разрастание бюрократического аппарата. Известно, что развитие промышленности и торговли интенсивно началось с ХVII в.- именно тогда возникло мануфактурное производство, распространившееся в ХVIII в. Рост торговли был предопределен укреплением единого русского государства. Данная сфера обоснованно считается отраслью накопления капитала, что способствовало развитию предпринимательства и частной инициативы и создавало предпосылки формирования капиталистического уклада в экономике страны. В. И. Ленин, отмечая, что с ХVII в. начинается новый период русской истории, говорил о фактическом слиянии всех областей, земель и княжеств в одно целое, вызванном «усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то создание этих национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных»[25]. Зарождение буржуазных связей было экономической предпосылкой для усиления централизации государства. Исходя из этого, значительная часть историков полагает, что о зарождении капитализма в России можно говорить с середины ХVIIв. Отдельные историки усматривают элементы капиталистических отношений уже в ХVI в. Многие учёные утверждают, что формирование капиталистического уклада в России начинается лишь во 2-й половине ХVIII в. Важно подчеркнуть тесную взаимосвязь между зарождением капиталистических отношений и абсолютизма в России. Отечественные учёные: Зимин А. А., Черепнин Л. В., Давидович А. М., Покровский С. А. считали, что с середины ХVII в. начинается переход от сословно-представительной монархии к абсолютной. Это совпадает с положением о том, что начальным периодом эволюции российского абсолютизма было самодержавие ХVII века. Современные ученые отмечают, что в это время появились реальные возможности для перехода к абсолютизму. Характеризуя факторы, обусловившие утверждение абсолютизма в России, следует иметь в виду внешний фактор – постоянную военную угрозу со стороны соседей – Речь Посполитая, Швеция, Турция. Кроме того, Россия была отрезана от теплых морей. Решение этих исторических для страны задач требовало установления сильной власти, которая могла бы их решить в короткий срок. Таким образом, внешний фактор ускорил процесс формирования абсолютной монархии в России. Абсолютная монархия выражала и проводила в жизнь волю господствующего сословия — дворянства, но интересы государства не слепо соответствовали его интересам; так, например, доступ в дворянство был открыт через службу вопреки воле дворян, т. к. это было выгодно монархической власти. Самодержавие представляло собой относительно самостоятельную политическую систему и в определенной мере способствовало развитию промышленности и торговли, а, значит, и образующейся буржуазии, которая рассчитывала на поддержку власти. Вполне понятно, что не все дворянство было довольно политикой абсолютизма и были стремления ограничить власть царя выборными сословными учреждениями, а порой случались и убийства царей, не разделявших частные интересы дворян. Объективно в первое время абсолютизм был прогрессивен, т. к. способствовал развитию буржуазных отношений, устранял феодальную обособленность. Отсюда и возникла теория, рассматривающая абсолютизм как средство достижения «общего блага», на деле означавшее расслоение общества и угнетение трудящихся его слоев. Теория «просвещенного абсолютизма», проводившаяся в жизнь в XVIII в., исходила из ложных посылок о том, что развитие буржуазных отношений возможно с сохранением феодальных устоев. Отсюда вытекало, что буржуазные элементы ратовали за неограниченную монархию, а монархи внедряли эту теорию, служащую якобы «общему благу», в чем особенно преуспела Екатерина II.
|