Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-культурными процессами






В 30-е годы оно было радикально реформировано государственное управление социально-культурными процессами. Реформа была призвана решить задачу формирования обширного слоя профессионально образованных рабочих, а также научно-тех­нических специалистов, способных овладеть новейшей по тем време­нам техникой.

Решение названной задачи началось с введения постанов­лением ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 г. всеобщего обяза­тельного начального обучения.

Этим же постановлением в промышленных регионах, в городах и поселках городского типа вводилось обязательное семилетнее (т.е. неполное среднее) образование. Для детей из неиму­щих или малоимущих семей начиная с 1930/31 учебного года вво­дилось бесплатное обеспечение учебниками, письменными при­надлежностями, обувью, одеждой, школьными завтраками, а в сель­ской местности по возможности транспортом. Зарплата учителей повышалась до уровня инженерно-технического персонала в промышленности, а их чис­ленность по сравнению с дореволюционным временем увеличилась в 5 раз.

С 1938 года, предусмат­ривалось введение в СССР уже всеобщего обязательного среднего образования в городах и всеобщего неполного среднего образо­вания в деревне и во всех союзных республиках.Создава­лась единая государственная система общеобразовательных школ с единой органи­зационной структурой, единым учебным планом, режимом и системой оценки знаний учащихся. Новая система имела свои пре­имущества: она, давая единый объем знаний учащимся, создавала общие для выходцев из разных социальных слоев, с разным уров­нем дохода единые стартовые условия для дальнейшего жизненного пути. И в этом заключался ее демократизм.

Государственная система обучения нового поколения дополня­лась обширной сетью детских садов для дошкольников и детских домов для детей-сирот, создававшихся с целью ликвидации детской беспризорности. Детские сады, где дети содержались практически бесплатно (или за символическую плату), состояли в системе Нар­компроса.

29 декабря 1935 г. постановлени­ем ЦИК и СНК СССР «О приеме в высшие учебные заведения и техникумы» отменялись ограничения, связанные с социальным происхождением лиц, поступающих в учебные заведения, или с ограничением в правах их родителей.

Теперь для поступления в высшее учебное заведение требова­лось представить документы о среднем образовании и сдать вступи­тельные конкурсные экзамены. Льготы по мотивам социального происхождения отменялись. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О работе высших учеб­ных заведений и о руководстве высшей школой» от 23 июня 1936 г. вводились экзамены при переводе студентов с курса на курс и выпускные государственные экзамены с выдачей диплома общего­сударственного образца.

Управление всей системой высших учебных заведений страны было централизовано в масштабе Союза ССР, для чего в 1936 году был создан специальный орган — Всесоюзный комитет по делам высшей школы при Правительстве СССР (ВКВШ СССР).

В сентябре 1938 года организационные и правовые основы дея­тельности вузов были закреплены в Типовом уставе высшего учеб­ного заведения, утвержденном Правительством СССР. Важным ус­ловием повышения уровня преподавания в вузах являлось введение в 1934 году государственной аттестации профессорско-преподава­тельского состава. Были введены ученые степени кандидата и докто­ра наук и ученые звания профессора, доцента и ассистента и уста­новлен порядок защиты кандидатских, докторских диссертаций и присвоения ученых званий. Ученые звания и степени присваивались учеными советами вузов (т.е. коллегиями самих ученых), однако под контролем высшей аттестационной комиссии (ВАК), созданной при ВКВШ СССР, которая утверждала решения ученых советов и выда­вала соответствующие дипломы. Для подготовки научных кадров учреждалась аспирантура при крупнейших вузах страны.

Форсированная индустриализация требовала наращивания тем­пов подготовки специалистов, что достигалось увеличением набо­ров студентов и открытием новых вузов и техникумов. Так, если перед революцией, в 1914 году, в России было около 400 высших учебных заведений, то в 1940 году их стало 4600. Выпуск специа­листов в 1940 году достиг 126, 1 тыс. человек против 12, 2 тыс. в 1914 году.

Обучение в вузах и техникумах было бесплатным, а большинство студентов получали стипендию (на 15 сентября 1938 г. стипендию получали 82% студентов).

С целью централизации управления в области фундаменталь­ных научных исследований управленческие функции были переда­ны Академии наук СССР, что было закреплено в утвержденном в 1935 году правительством новом Уставе Академии наук. Соответ­ственно она была переведена из Ленинграда в Москву. В ряде союзных респуб­лик образуются республиканские академии наук, а в крупных ре­гионах (на Урале, Дальнем Востоке) — филиалы АН СССР. Существенно расширяется сеть академических научно-исследова­тельских институтов.

Расширение тем научных исследований, резкое увеличение ассигнований на науку позволили уже в 30-е годы сделать ряд круп­ных научных открытий, особенно в области физико-математичес­ких, химических наук, разработать новую технику, приступить к изучению Северного морского пути и т.д.

Существенное повышение уровня образования и профессио­нальной подготовки основной массы работников, формирование значительного слоя высококвалифицированных рабочих и специа­листов, новой массовой интеллигенции вели к повышению их тре­бований к доступу к ценностям культуры, к организации досуга, к охране здоровья, к жилью и т.д. Иными словами, серьезные сдвиги в уровне культуры, быта, самом образе жизни были органической составной частью процесса формирования работников индустри­ального типа. А это означает, что если до революции ценности культуры были доступны лишь сравнительно узкому, привилегиро­ванному слою людей, то с превращением СССР в индустриальную державу к ценностям культуры потянулись многие миллионы лю­дей. А это требовало и соответствующей реорганизации государ­ственного управления в данной сфере.

Говоря о реформе, прежде всего следует отметить создание обширной сети таких новых культурно-просветительных учрежде­ний, как дворцы и дома культуры. Для общего руководства ими и оказания методи­ческой помощи, а также политико-идеологического контроля за их деятельностью в составе Наркомпроса РСФСР и наркоматов про­свещения других союзных республик были созданы соответствую­щие управления.

Расширилась и сеть музеев. Особое значение придавалось развертыванию театров. Управление учреждениями искусства было строго централизовано и сосредоточено в созданном постановлени­ем ЦИК и СНК СССР от 17 января 1936 г. Всесоюзном комитете по делам искусств при Правительстве СССР. В марте 1938 года был образован Комитет по кинофикации при Совнаркоме СССР. На местах его органами ста­ли управления кинофикации при совнаркомах союзных и автоном­ных республик, краевых и областных исполкомах.

Говоря об огосударствлении сферы культуры и искусства, сле­дует отметить, что благодаря прямому бюджетному финансированию ценности культуры и искусства ста­ли доступны самым широким народным массам (крайне низкие цены на билеты даже в самых престижных ведущих театрах стра­ны, филармониях, концертных залах, кинотеатрах, чисто символи­ческая плата в музеях). Государственная поддержка давала воз­можность в массовом масштабе развивать различные виды худо­жественного, технического и иного творчества (через самодеятель­ные кружки и коллективы при домах культуры и клубах).

В 30-е годы сложилась единая система здравоохранения. По Конституции СССР 1924 года управление в области здравоохране­ния относилось к исключительной компетенции союзных респуб­лик. Однако болезни и эпидемии границ не знают. Поэтому решать задачу противоэпидемической безопасности, так же как и санитар­ной охраны границ страны, целесообразно было в общесоюзном масштабе. С 1936 года постановлением ЦИК и СНК СССР был образован союзно-республиканский Наркомат здравоохранения, положение о котором было утверждено правительством 3 октября 1938 г. На него были возложены обязанности санитарной охраны границ СССР и проведение в общесоюзном масштабе противоэпи­демических мероприятий. С этой целью в составе Наркомздрава СССР была создана всесоюзная государственная санитарная ин­спекция. Второй задачей союзного Наркомздрава стало завершение формирования общегосударственной территориальной сети здраво­охранения. Наркомздрав Союза управлял ею через наркомздравы союзных и автономных республик, областные управления и район­ные отделы здравоохранения местных исполкомов. Низовыми звеньями системы являлись районные больницы и городские боль­ницы для стационарного лечения, поликлиники и амбулаторные и фельдшерские пункты (на селе) для оказания медицинской помо­щи больным на дому. Территория, закрепленная за поликлиниками и амбулаторными пунктами, подразделялась на врачебные участки с участковыми врачами. Таким образом вся территория страны и все ее население были охвачены бесплатным государственным здравоохранением.

Наряду с сетью территориальных медицинских учреждений общего назначения в 30-е годы возникла и система спе­циализированной медицинской помощи (противотуберкулезные, психоневрологические, кожно-венерические диспансеры, стомато­логические клиники и т.п.). Таким образом, впервые в мире была создана уникальная общегосударственная система общего и специализированного бесплатного медицинского обслуживания, охватывавшей все население страны.

Важной составной частью государственной программы оздоров­ления населения и подготовки здорового, физически крепкого по­полнения для укрепления вооруженных сил стали занятия физкуль­турой и спортом. Хотя основная работа шла через добровольные спортивные общества, однако для координации спортивной работы при правительстве в июне 1938 года был учрежден Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта, а финансирование спор­та шло из госбюджета отдельной строкой.

Органической составной частью управления в социальной сфе­ре была система социального обеспечения и социального страхо­вания. Вней в 30-е годы радикальных изменений не произошло. Правда, в Конституции СССР 1936 года появилась специальная статья о праве граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и временной нетрудоспособности. Однако она носила в значительной мере декларативно-программный характер и каса­лась главным образом рабочих и служащих. Крестьяне-колхозники правами социального обеспечения не пользовались.

Тревожной в середине 30-х годов оказалась демографическая ситуация в стране. Если на протяжении 20-х и начала 30-х годов население СССР стабильно росло: с 1926 по 1929 год — на 7 млн. человек (со 147 до 154 млн.); с 1929 года по 1 января 1933 г. — почти на 12 млн. человек (с 154 до 165, 7 млн.), то с 1 января 1933 г. по декабрь 1937 года оно не только не выросло, но, наобо­рот, уменьшилось на 2 млн. человек (с 165, 7 до 163, 8 млн. чело­век). Уменьшение численности населения объяснялось потерями от голода 1933 года и снижением рождаемости, вызванным голодом и экономическими трудностями, а также массовыми репрессиями. Это встревожило партийное и государственное руководство страны и вынудило при­нять ряд мер в области демографической политики и законода­тельства.

Прежде всего, постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. были запрещены аборты. Женщинам, сделавшим аборт по немедицинским показаниям, грозило лишение свободы на срок до двух лет. Однако законодатель не ограничился лишь запретами. Были увеличены декретные от­пуска по беременности и родам. Правда, указом от 26 июня 1940 г. они были опять уменьшены. Отказ в приеме на работу или сниже­ние заработной платы по мотивам беременности стали уголовно наказуемыми. Увеличились пособия на кормление ребенка и пособия многодетным матерям. Вводился новый порядок определения суммы алиментов, при котором она назначается не по усмотрению суда, а в процентном отношении к зарплате ответчика: 25% зара­ботка — на одного ребенка, 33% — на двоих и 50%—на трех и более детей. Повышалась уголовная ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов. Были внесены некоторые измене­ния и в брачно-семейное законодательство. Если брачно-семейный кодекс РСФСР 1926 года разрешал развод по одностороннему заяв­лению одного из супругов, а роль органа ЗАГСа сводилась лишь к автоматической регистрации развода, то постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. обязывало орган ЗАГСа вызывать обоих супругов и принимать меры к их примирению. Существенно повышалась и оплата регистрации развода.

Помимо законодательных вводились меры и социально-эконо­мического характера: к 1939 году количество детских ясель удвои­лось, а детских садов — утроилось. Вместо взносов предприятий и учреждений на их содержание устанавливалось их прямое фи­нансирование из государственного бюджета. Все эти меры в сово­купности, а также улучшение положения с продовольствием в стра­не и некоторое повышение жизненного уровня населения в 1936—1938 годах дали результат: численность населения страны в 1939 году достигла 170 млн. человек.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал