Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок обобщения. 1. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаимосвязи человека и общества.
1. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаимосвязи человека и общества. 2. Как человек может познать самого себя? Назовите возможные пути самопознания. 3. Не противоречат ли друг другу утверждение о том, что народные массы являются творцами общественной жизни, и признание важной роли выдающихся личностей в истории? Подтвердите свое мнение примерами. 4. Что такое исторический процесс? Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 5. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? Составьте словесный портрет личности, на которую вы хотели бы быть похожими. 6. Какая существует связь между человеческими поступками и чертами характера? 7. Можно ли утверждать, что мировоззрение может иметь не только отдельная личность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха. Поясните свое мнение, подтвердите его примерами. 8. В. О. Ключевский утверждал, что знание прошлого – «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности», потому что это дает тот глазомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он дает совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестно действующим гражданином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» может означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрасными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за дикостью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности мира, экономического процветания, свободы, закона («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступности, попранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная цивилизация – уникальная культуpa, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, нравственных, психологических, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология людей средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»), Какие из этих определений имеют непосредственное отношение к характеристике исторического процесса? Примените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам.
|