Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Грани культуры






Элитарная и массовая культура. В зависимости от того, каков уровень развития культуры, выделяют две ее формы – элитарную и массовую. Элитарная культура – это субкультура привилегированных групп общества. Она характеризуется принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Создается она привилегированной частью общества (элитой) либо по ее заказу профессиональными творцами.

При этом культурную элиту общества надо отличать от социальной аристократии. Культурная элита в конечном итоге живет для народа, а аристократия – возвышается над ним и обычно отгораживается от него. Представители культурной элиты берут на себя ответственность за высшее культурное развитие того общества, в котором живут. Они не боятся труда и даже рискуют своим благополучием, а порой и жизнью, отстаивая свои идеалы и творческую независимость. Таким был великий русский поэт А.С. Пушкин, который искренне желал быть «любезным народу», но не стремился, слившись с ним, утратить свою индивидуальность.

Неустанный творческий поиск, творческая свобода и стремление к созданию высших ценностей культуры – вот отличительные черты культурной элиты. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Поэтому особенно тяжела судьба представителей культурной элиты на переломах исторических эпох, когда усиливается неприятие любого инакомыслия. Элитарная культура находится в постоянной борьбе с массовой культурой. Представители культурной элиты пытаются разрушить сложившиеся стереотипы и шаблоны массовой культуры.

Массовая культура – это тип культуры, ориентированный на массовое каждодневное потребление. Массовая культура ярко проявила себя в США на рубеже XIX и XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу: «Если Рим дал миру право, Англия – парламентскую деятельность, Франция – культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

Массовая культура не выражает изысканных вкусов. Ее продукция предназначена для употребления массой, а это – особый тип людей. Масса состоит из средних, заурядных людей. Ее представитель – это человек без индивидуальности. Потому массовая культура доступна и понятна всем, независимо от уровня образования, возраста и национальности. При этом неизбежно происходит снижение уровня культуры, поскольку она приспосабливается к неразвитым, невзыскательным вкусам массового человека. Газеты, кинематограф, радио, телевидение, компьютерные сети сразу же после появления превратились в механизмы распространения и функционирования массовой культуры.

С помощью средств массовой коммуникации и информации у творцов массовой культуры появилась возможность легко манипулировать миллионами людей. В отличие от элитарной культуры она обладает большей аудиторией, а в отличие от народной – продукты массовой культуры всегда имеют своего автора. Однако массовая культура не имеет традиций, она не связана с определенной религией или интересами какого-то одного социального класса. Вкусы, которые выражает и обслуживает массовая культура, столь быстротечны, что традиции не успевают сформироваться. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. При этом, чем более примитивны и общедоступны культурные достижения, тем более они значимы для массы. В результате развития массовых форм культуры происходит обесценивание высокой духовности, а также расшатывание или даже крушение моральных устоев. Можно сказать, что массовая культура – это форма потери человеком личностной культуры.

Среди основных способов осуществления современной массовой культуры выделяются следующие: 1) средства массовой информации; 2) массовая общеобразовательная школа; 3) массовые политические движения; 4) реклама; 5) мода; 6) индустрия формирования имиджа и улучшения физических данных индивида (культуризм, аэробика, туризм, фитнесс, среда медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т.д.); 7) индустрия досуга, включающая в себя художественную культуру (приключенческая, фантастическая «бульварная литература», некоторые жанры кино, карикатура, комиксы в изобразительном искусстве, поп-музыка, спорт как зрелище и др.). В современном мире массовая культура охватывает практически все сферы жизни общества.

Народная и профессиональная культура. Народная культура включает сказки, песни, танцы, мифы и легенды. Народная культура создается, не имеющими профессиональной подготовки анонимными творцами, т.е их имена не известны. Они народную культуру также называют любительской. Она начинает складываться в ранний период истории человечества, предшествовавший появлению первых государств. Народная культура впитывает в себя древнейшие представления о мире, религиозные догмы и ритуалы. Все это получает свое отражение в произведениях народного фольклора.

Фольклор – народное творчество, это искусство, создаваемое народом. Важную роль в развитии народной культуры сыграло юмористическое восприятие окружающего мира. На этой основе развились и существуют такие виды фольклора, как народный анекдот, басня, сатирическая песня, сказка, скоморошество.

Особое значение в странах Запада приобрели карнавалы – массовые театрализованные народные гулянья. Благодаря карнавальным шествиям обряженных в маски людей в средневековом обществе снималось внутреннее напряжение, поддерживался классовый мир. Многие современные виды искусства берут свой исток в фольклоре. Народная культура стала основой для формирования основных ценностей, принципов и традиций современной национальной культуры.

Различают обыденную (повседневную) и профессиональную культуру. Все основные виды человеческой деятельности зародились в недрах обыденной жизни, но со временем выделились и оформились в специализированные профессии. Профессиональная культура – это деятельность особых учреждений, предприятий, специалистов по организации материального и духовного производства. По мере развития искусства, науки и техники они превратились в самостоятельные области деятельности со своими правилами, традициями и т.д. В связи с этим потребовалась максимальная концентрация усилий специалистов для решения конкретных задач, их особая подготовка для достижения требуемого мастерства. Когда художник смог заработать себе на жизнь только живописью, ученый – наукой, инженер – созданием и совершенствованием технологий машин и механизмов – вот тогда и появляются соответствующие разновидности профессиональной культуры. Тем не менее в настоящее время профессиональная культура не является достоянием исключительно профессионалов. В современном мире обычному человеку не обойтись без исследования различных достижений искусства, науки и техники. Они прочно вошли в нашу жизнь и для многих людей стали обыденностью.

Субкультура и контркультура. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей, или господствующей, культурой. Во всех обществах существует множество социальных групп, имеющих различные культурные ценности, традиции и т.д. Систему таких норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества, называют субкультурой.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный статус, этническое происхождение, религия, место жительства. Ценности и нормы субкультуры воздействуют на формирование личности членов соответствующей группы.

Таково, например, воздействие на личность молодежной субкультуры. Во многих случаях большинство общества относится к той или иной субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым в принципе субкультурам врачей, ученых или военных.

От доминирующей культуры субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения ее носителей. Эти различия могут быть выражены очень сильно, даже если субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями и нормами, носит название контркультуры. Контркультура связана с отрицанием или разрушением принятых в обществе ценностей, норм и правил. Это бывает выражено в вандализме – разрушении того, что накоплено культурой, составляет ее достояние. Можно выделить следующие его виды.

1. Материальный вандализм: разрушение и осквернение церквей, святых мест, памятников культуры, ценных природных объектов.

2. Духовный вандализм: разрушение веры, укоренившейся в душах людей.

3. Системный вандализм: разрушение устоявшихся систем ценностей, образования, воспитания, общественных связей.

4. Физический вандализм: «качки», надругательство над собственным телом.

Известна такая разновидность контркультуры в западном обществе как богема, а наиболее яркий пример в ней – хиппи 60-х годов ХХ в., которые вели асоциальный и аморальный образ жизни, протестуя тем самым против войны. Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и трудноразрешимых конфликтов в обществе. Иногда эти ценности и воззрения проникают в саму господствующую культуру, изменяя ее. Так, длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе.

Контркультура, бывает, несет в себе не только отрицательное, но и некоторое положительное содержание. Она часто выступает как протест против негативных явлений в жизни общества. Однако вместе с вредным она уничтожает и полезное, превращаясь в антикультуру (нетерпимую и злобную критику любой культуры).

Культура в повседневной жизни. Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Человек не может существовать без приобщения к той или иной культуре, ее ценностям, традициям, идеалам. Рождаясь на свет, ребенок совершенно беспомощен, но со временем, приобщаясь к культуре, он превращается в полноценного члена общества. При этом культура пронизывает всю повседневную жизнь человека. В ней можно выделить следующие области.

1) Культура труда: ответственное отношение к своим трудовым обязанностям является основой плодотворного развития личности.

2) Культура быта: организуя свой быт, человек преобразует самого себя, делает лучше, прекраснее свой небольшой кусочек окружающего мира.

3) Культура отдыха: отдыхая от работы, человек занимается развитием своей души, приобщаясь к достижениям изобразительного искусства, литературы и т.д.

4) Физическая культура: тело человека – это важная часть нашего мира и забота о нем – это составная часть заботы о мире в целом.

Все эти области культуры связаны друг с другом и тесно взаимодействуют, составляя целостное пространство человеческой жизни. Так, от характера труда и его результативности зависит организация быта; с бытовыми условиями связана структура отдыха, а от направленности на определенный тип отдыха зависит уровень развития физической культуры человека.

Некоторые выводы:

1.В зависимости от уровня развития выделяют две формы культуры – элитарную и массовую.

2. Элитарная культура создается представителями творческой элиты и противостоит низким вкусам и ценностям массовой культуры.

3. Народная культура представляет собой основу для развития современной национальной культуры.

4. Профессиональная культура развилась благодаря необходимости максимальной концентрации усилий специалистов на решении конкретных задач определенного типа – научных, инженерных и т.д.

5. Субкультура система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества.

6. Контркультура – это субкультура, которая находится в конфликте с ценностями доминирующей культуры.

7. В повседневной жизни культура проявляется в культуре труда, культуре быта, культуре отдыха, физической культуре.

Вопросы и задания:

1. По мнению современного испанского философа Х. Ортега-и-Гассета, есть два типа людей: 1) те, «кто строг и требователен к себе, берет на себя труд и долг», и 2) те, «кто доволен собой, кто живет без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывет по течению». Кого из них вы отнесете к элите, а кого – к представителям «массы»?

2. Какова, на ваш взгляд, роль культурной элиты в обществе?

3. Назовите основные проявления массовой культуры.

4. Выдающийся русский философ М.М. Бахтин сравнивал средневековый карнавал с выниманием затычки из винной бочки, благодаря чему ее не разрывают скопившиеся там винные пары. Как вы это понимаете?

5. Является ли субкультура неонацистов контркультурой применительно к ситуации в современном обществе? Приведите свои примеры контркультур.

6. Возможно ли в каких-то случаях оправдать системный вандализм?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал