Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Освоение человеком культуры






Вхождение человека в мир культуры. Культура – это новая, сверхприродная реальность, сложившаяся в процессе совместной жизнедеятельности людей. Вхождение человека в культуру начинается с момента его рождения, поскольку жизнь ребенка протекает во многом не так, как жизнь детенышей животных. Он оказывается окруженным множеством искусственно созданных вещей; кормят и поят его тоже по-особому. Годовалого ребенка приучают к прямохождению, хотя от природы он приспособлен к перемещению на четырех конечностях. Однако существует надбиологическая потребность, состоящая в том, чтобы освободить руки для более важных дел, нежели простое передвижение. В дальнейшем это будут руки токарей или скрипачей, каменщиков или скульпторов – руки культурного человека.

У ребенка развиваются специфические человеческие органы речи, слуха, зрения. Они предназначены для языкового общения, чтения текстов и т.д. Ребенку прививаются определенные привычки, правила поведения, у него формируются различные качества, которые делают его культурным существом, приобщают его к культуре. Этот процесс совпадает, как вы уже знаете, с образованием личности. Образование представляет социально обусловленный процесс выявления природных задатков и возможностей человека. Им нужно придать новую направленность, развить их так, чтобы человек действительно стал носителем культуры. Для новорожденного культура является чем-то внешним. В процессе образования она становится внутренним качеством человека как личности. Процесс образования продолжается в течение всей нашей жизни. В каждом возрасте решаются свои особые задачи образования.

Направленность развития личности в процессе образования во многом зависит от типа культуры. Каждая культура имеет свои ценности, идеалы, способы жизни и действия. От того, каковы они, зависит усиление одних и ослабление других черт личности. Например, американская культура требует от личности энергичности, раскованности в общении, уверенности в себе. Эти качества необходимы для успешной социализации в пространстве американской культуры. Индийская культура, как свидетельствуют высшие образцы ее духовности, отстаивает иные ценности: созерцательное отношение к миру, пассивность, замкнутость и самоанализ. Конечно, на повседневном уровне она тоже ориентирована на жизненно-практические ценности.

Каждая культура определяет не только формы трудовой, хозяйственной деятельности человека, но и традиционные способы отдыха, получения разрядки. Так, итальянцы в новогоднюю ночь развлекаются, выбрасывая в окно хлам, скопившийся в доме за год. Но есть и много общего в культурах разных народов в отношении того, что считать достойным или же недостойным, что относится к подлинным жизненным ценностям, а что, наоборот, разрушает порядок в нашей жизни, лишает ее ценности и смысла. Так, у всех народов очень высоко ценится добросовестный труд, нравственная зрелость, вообще образованность человека.

От самого человека, а не только от внешних условий жизни, зависит, станет ли он полноценным членом общества, разовьет ли он в себе лучшие качества, станет ли он человеком культуры или превратится в изгоя или разрушителя культурных ценностей. Но для этого надо вначале овладеть теми ценностями, которые выработала культура. Необходимо освоить ее сокровища, осознать силу ее традиций, ценностей и идеалов.

Семья как носитель культурных традиций и ценностей. Семейный уклад жизни воспроизводит традиции национальной культуры, приобщает к ним новые поколения людей.

В семье детям прививаются основные жизненные умения и навыки, необходимые в быту. Так, например, отец обучает сына забивать гвозди, мастерить, мать учит детей поддерживать чистоту в доме. От того, насколько данная практика развита, зависит не только будущее ребенка, но и развитие общества в целом. В семье же ребенок получает множество очень нужных для жизни практических знаний.

Материальная культура семьи – это не просто вещи и деньги, а установка на сохранение и разумное использование имущества семьи. Подлинно хозяйское обращение с имуществом ведет к росту материального благосостояния семьи. Приобщение детей к материальной культуре в семье помогает им подготовиться к правильному ведению самостоятельного хозяйства. В той семье, где заботятся о доме и правильно организуют быт, дети с ранних лет учатся дорожить результатами труда, в том числе и труда других людей, бережно относятся к общественному достоянию.

От семьи во многом зависит приобщение детей к ценностям традиционной физической культуры. Если, например, отец вместе с ребенком делает утреннюю зарядку, ходит с мальчиком в баню и на футбол, это способствует формированию здоровья и отдельного человека, и всей нации.

Очень важной частью духовной культуры семьи являются семейные предания. Это биографии предков, реальные и легендарные. На этих примерах осваиваются основные формы социального опыта. Например, у кочевых народов в древности члены семьи знали всех своих родственников до девятого колена. Это знание дети получали еще до того, как входили во взрослую жизнь. Биографии великих предков составляют семейный эпос, который во многом определяет образ мыслей и даже образ жизни членов семьи. Этот эпос формирует у членов семьи чувство сопричастности к своему роду и народу, дает пример поведения в жизни. Так, у дворян понятие о родовой чести, долге, преданности интересам Родины всегда было непосредственно связано с семейной традицией. Об этом очень хорошо сказал А.С. Пушкин:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва...

В развитии духовной культуры семьи большое значение имеет профессиональный опыт родителей. Так, дети профессионалов, мастеров своего дела сами с большой долей вероятности тоже становятся профессионалами, добросовестными и инициативными тружениками. Эти дети часто создают то, что принято называть трудовыми династиями.

Таким образом, семья соединяет в себе проявления многих основных форм культуры. Она одновременно ведет хозяйственную и управленческую деятельность, поддерживает телесное здоровье своих членов и закладывает прочные основы их духовного развития, нравственного поведения через следование традициям.

Школа как феномен культуры. Школа – это учреждение, предназначенное для обучения и воспитания подрастающего поколения. Школа играет фундаментальную роль в современной культуре и, более широко, во всей жизнедеятельности общества, ибо она осуществляет подготовку детей к самостоятельной жизни.

Школа как специализированное учреждение образования возникает на том этапе исторического развития, когда усложнение общественной жизни, накопление нового и все более разнообразного опыта ведет к появлению письменности. Поскольку значимые для жизни общества сведения фиксируются в письменном виде, людей, которым предстоит пользоваться ими, нужно научить читать и писать, а также обучить арифметическим действиям. В письменном виде сохраняется не всякое знание, а только специально отобранное, и школа приобщает учеников к той части опыта, накопленного в культуре, которая признается особенной важной. Повседневные знания и опыт ученики обычно приобретают вне школы. Школа учит основам упорядоченных, научных знаний.

Школа – это специально организованная образовательная среда, которая включает учителей, учеников, определенные средства обучения и т.д. Данная среда является своеобразной моделью общества, в котором живет ученик и правила жизни которого он должен освоить. Всякая модель должна быть более простой, чем то, что она моделирует. В частности, школа не может учить всему, что общество признает важным – объем такого знания непомерно велик. Поэтому для изучения в школе отбираются лишь некоторые сведения, научные результаты и выводы, которые понятны ученикам и могут быть усвоены ими. Вместе с тем задача школы состоит в том, чтобы изучаемый материал привести к систематическому виду и показать с его помощью, как устроен окружающий нас мир, как взаимосвязаны составляющие его явления, процессы. Это означает, что школа призвана вооружить учеников современным мировоззрением.

Школа не только даст ученикам знание основных фактов и их связей, законов и закономерностей, но и вооружает их понятийным аппаратом, общим для разных наук, разных видов человеческой деятельности. Получая образование в школе, ученик обретает способность понимать хотя бы в общих чертах, чем занимаются различные специалисты, как работают различные учреждения, как протекают общественные процессы и т.д. Школа как модель общества, его культуры не просто копирует организацию общественной жизни, она отбирает самое лучшее в ней, защищая личность ученика от разлагающих влияний, негативных воздействий, которые могут исходить из социального окружения. Школа сохраняет и передает новым поколениям то лучшее из социального опыта, которое нужно сберечь и развить дальше. Призвание школы – содействовать прогрессу культуры общества, развитию культуры личности.

Наконец, еще одна важная функция школы состоит в том, чтобы способствовать установлению в обществе социального равенства. Школа создает для всех учащихся равные возможности приобретения знаний, овладения социальным опытом, приобщения к культуре. Это поможет им более успешно реализовать себя в самостоятельной жизни. Школа учит постоянно работать над собой, заниматься самообразованием, а это тоже очень важно в современной, столь динамичной жизни.

Некоторые выводы:

1. Процесс образования протекает в течение всей жизни человека и на каждом из ее этапов он имеет свои особенности. В целом образование – это способ вхождения человека в культуру, освоение ее ценностей и норм.

2. Семья – это хранитель культурной традиции; именно в ней начинается приобщение личности к культуре.

3. Ключевую роль в обеспечении преемственности культуры и передаче ее достижений новым поколениям людей играет школа. Она дает ученикам не только знания, но и опыт деятельности в качестве носителей культуры.

Вопросы и задания:

1. Что, на ваш взгляд, входит в материальную и духовную культуру семьи?

2. В чем вы видите значение семейного предания в развитии культуры?

3. Д.И. Менделеев писал: «Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования». Согласны ли вы с этим высказыванием?

4. Какова, на ваш взгляд, взаимосвязь экономики и образования? Образования и политики? Образования и нравственности?

5. К. Симонов писал: «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным». Прокомментируйте данное утверждение.

6. Римский философ Сенека писал: " Конец пришел добрым нравам! Торже­ствует бесстыдство в одежде! Мертвы добродетель и приличие! Человечество становится все хуже! Так говорили во времена наших отцов, так говорим мы сегодня, и то же станут повторять завтра наши дети".

Что в словах древнеримского философа звучит актуально и в наши дни? С чем мы можем не согласиться? Поясните, почему?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал