Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общение в малых группах
Виды общения в группах. Когда несколько человек вступают в общение, между ними возникают связи, которые превращают их в малую группу. Представьте себе пассажиров в купе поезда. Иногда люди еще и двух слов не сказали друг другу, а контакт между ними уже возник. Либо это зарождающаяся симпатия, либо антипатия, либо одобрение, либо осуждение. При этом обычно находится человек, который возьмет на себя функции инициатора общения. И как ни кратковременно существование этой группы, именно она на этот период, а бывает – и на более продолжительный срок, определяет настроение людей, эмоциональную атмосферу. Группу пассажиров в купе можно охарактеризовать как кратковременную и неформальную, т.е. возникшую случайно, официально не оформленную. Каждый человек является членом многих групп, таких, например, как семья, класс, спортивная команда или кружок художественной самодеятельности. Группы, специально созданные для определенной деятельности, называются формальными. Такие группы имеют свою структуру и устав, регламентирующий их деятельность. Группыразличаются также по количеству членов. Малыми называют группы, в составе которых от 2 до 30-40 человек. Школьный класс – это формальная малая группа. Одноклассники объединены в нем общей деятельностью и имеют возможность непосредственного контакта. Внутри такой группы под влиянием взаимных симпатий и антипатий неизбежно появляются более мелкие группировки. Присмотритесь к своему классу: у каждого из одноклассников есть круг ближайшего общения, есть своя микросреда. Любой член группы занимает в ней определенное положение.Так, в малой группе формальные роли (староста, отличник, сын директора и т.д.) обычно не являются определяющими это положение; оказывается степень популярности и авторитетности человека гораздо важнее, его, как говорят, личный статус. Может случиться, что человек действует в группе, которую не считает своей. Например, в классе он чувствует себя отчужденно, зато ему интересны приятели из спортивного клуба, либо он вообще подражает героям какого-то молодежного телесериала и из него черпает ценности и образцы своего поведения. Группу, в которой человек черпает нормы ценности и установки поведения, называется референтной (эталонной). Зная, с кем человек общается, можно определить его интересы и объяснить многое в его поведении. Группы и коллективы. Низший уровень развития группы – это диффузные (случайные) группы, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями. Болельщики на стадионе – яркий пример такой группы. Высшей уровнем развития отношений людей является коллектив. В нем создаются благоприятные условия для совместной деятельности, имеются органы самоуправления. Коллектив объединяет людей для выполнения задач, полезных для общества, в нем существует атмосфера взаимной ответственной. Все члены коллектива разделяют его ценности, воспринимают его как референтную для себя группу. Межличностные отношения в коллективе имеют характер взаимопомощи и взаимопонимания, эмоциональной совместимости и слаженности. Даже неожиданные серьезные трудности не выбивают хороший коллектив из колеи, не вносят дезорганизованность и раздражительность во взаимоотношения между людьми. Развитие группы в коллектив – очень сложный процесс, который проходит ряд этапов. Возьмем к примеру школьный класс. Первый этап характеризуется активным приспособлением школьников к учебному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения. На втором этапе формируется актив, состоящий из учеников, пользующихся авторитетом у большинства членов класса. На этом этапе классный коллектив осмысливает свои цели, выдвигает ближайшие задачи и последовательно их достигает. Третийэтап отличает высокий уровень сплоченности, близости взглядов, оценок и позиций членов коллектива класса в решениях проблем, наиболее значимых для него.
Схема «Этапы развития коллектива» Зрелый коллектив по своей атмосфере приближается к дружной семье, в которой все проблемы решаются так, чтобы способствовать личностному росту каждого ее члена и общему благу. Лидерство и руководство. Важными элементами структуры группы являются наличие руководителя и лидера. Руководитель представляет формальную структуру группы и назначается официально. Лидера выдвигает сама жизнь. Это человек, который хочет и может влиять на других людей, вести их за собой, и за которым люди хотят идти. Иногда руководитель и лидер – одно и то же лицо. Это – самый благоприятный случай. Руководство и лидерство связаны с понятиями «власть» и «влияние». Власть подразумевает санкции: позитивные (вознаграждение) или негативные (лишение вознаграждения или доступа к чему-то). Влияние –понятие более широкое, чем власть, оно более тесно связано с лидерством. Это отношение, при котором человек побуждает других действовать определенным образом. Основными умениями и способностями руководителя являются: - Искусство быть равным. - Искусство быть лидером. - Искусство разрешать конфликты. - Искусство обрабатывать информацию. - Искусство принимать нестандартные управленческие решения. - Искусство распределять ресурсы в организации. - Способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений. - Искусство самоанализа. Всякий ли человек может стать лидером? Для ответа на этот вопрос надо учесть следующее. Во-первых, лидеру присущи такие психологические качества, как уверенность в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, организаторские способности. Во-вторых, в разных группах предъявляются неодинаковые требования к лидеру, который должен обладать важными именно для этой группы чертами. Недаром говорят: «какова группа, таков и лидер». В - третьих, в разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. Важно, чтобы этот человек мог привести группу к разрешению возникающих перед группой проблем. Возможно ли совмещение в одном лице руководителя и неформального лидера? Часто руководитель и лидер имеют различные цели: руководитель всецело нацелен на задачи, для решения которых группа создавалась, лидер же больше ориентирован на внутренние интересы членов группы. Однако в некоторых случаях такое слияние может быть эффективно (например, в научном коллективе, в молодежной общественной организации). При наличии в коллективе нескольких неформальных групп каждая из них может сформировать свои правила и нормы и внутри каждой может определиться свой лидер. Руководитель коллектива должен уметь взаимодействовать с лидерами неформальных групп, выражающими и формирующими мнение этих групп. В процессе управления группой применяют тот или иной способ влияния на подчиненных в зависимости от складывающейся ситуации. Существуют три основных стиля управления: авторитарный ( посредством приказов, не подлежащих обсуждению), демократический (посредством коллективного обсуждения и совместного принятия решений) и «попустительский»(полное доверие и передача функцийподчиненным). Последний может быть результативным, если группа характеризуется очень высокой сплоченностью и ответственностью, иначе – он ведет к разрыву, дезорганизации группы. Некоторые выводы: 1. У людей, вступающих в общение, возникают связи, превращающие их в малую группу. 2. Группа проходит в своем развитии, становлении ряд этапов. Высшей формой объединения является коллектив. 3. Главным признаком коллектива является наличие общей деятельности, имеющей положительное значение не только для членов группы, но и для общества в целом. 4. Выдвижение человека в лидеры определяется как его личными качествами, так и особенностями взаимоотношений в группе, ее целями, ценностями и нормами. Руководитель группы призван обеспечить решение задач, для которых она создана. Лидер больше ориентирован на интересы членов группы; он обеспечивает ее сплоченность. Вопросы и задания 1. Какое объединение людей называют малой группой? 2. Изучив схему в параграфе, опишите уровни развития социальных групп, охарактеризуйте их особенности. 3. Перечислите основные черты, присущие коллективу. Какими из этих черт обладает ваш школьный класс? 4. Какой группой является семья? Обоснуйте свой ответ. 5. Как вы думаете, почему иногда для подростка свой класс перестает быть привлекательным и он сопоставляет свое поведение совсем с другой группой? Как называется такая группа? 6. Как определить лидера и какова его роль в малой группе? 7. В чем отличие руководителя от лидера? Целесообразно ли объединение в одном лице руководителя и неформального лидера? 8. Охарактеризуйте понятия «влияние» и «власть». Приведите примеры использования власти в руководстве группами, членами которых вы являетесь. 9. Какие качества и умения присущи успешному руководителю? 10. Напишите эссе на тему: «Если бы директором школы был я...». Какие, по вашему мнению, свойства должны быть присущи руководителю для правильной организации деловых отношений в коллективе?
|