Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимодействие с окружающими людьми
Восприятие и понимание людьми друг друга. Как мы воспринимаем и понимаем друг друга в процессе общения? Знаменитый герой Сервантеса Дон-Кихот, отправляя своего оруженосца с письмом к Дульсинее, говорит ему: «Напряги свою память и да не изгладится из нее, как моя госпожа тебя примет; изменится ли в лице, пока ты будешь излагать ей мою просьбу; встревожится или смутится, услышав мое имя?» «Наблюдай за всеми действиями ее и движениями ибо, если ты изложишь мне все в точности, то я угадаю, какие в глубине души она питает ко мне чувства». Для понимания друг друга и установления взаимоотношений между людьми важна наблюдательность, требующая пристального внимания и опирающаяся на жизненный и профессиональный опыт личности. Глубина, объективность, скорость восприятия и понимания другого человека зависят от пола, возраста, национальных особенностей, образа жизни человека, а также от его психического состояния и вообще от состояния здоровья. Сказываются здесь также исходная установка, опыт общения, профессиональные и личностные особенности и пр. Так, подростки обращают внимание в первую очередь на физические данные другого человека, точнее определяют возраст молодых людей и чаще ошибаются в случае большой разницы лет. Дети и подростки часто не в состоянии понять взрослых и адекватно их оценить. Немногие люди могут «читать человека, как книгу». Вместе с тем можно значительно улучшить свои возможности в познании других людей, установлении благоприятных отношений с ними. Если быть доброжелательным, предупредительным и вежливым в отношении к собеседнику, то можно рассчитывать на его взаимность. Достигнуть понимания внутреннего состояния другого человека можно через сопереживание или сочувствие ему. Для этого нужно мысленно поставить себя на его место. Особой формой познания другого человека является принятие его позиции благодаря положительным чувствам, возникающих по отношению к нему. В процессе общения мы не только учимся разбираться в людях, но и начинаем лучше понимать самих себя. Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии. Это способность человека представить себе, как он воспринимается другим человеком в процессе общения. Чем больше человек расположен к содержательному и доверительному общению, тем лучше у него развивается способность к рефлексии. У каждого человека есть свои привычные схемы объяснения чужого поведения. При формировании первого впечатления часто возникаетэффект «розовых очков»: предварительно возникшее общее благоприятное впечатление о человеке способствует положительным оценкам еще неизвестных его качеств. Наоборот, сложившееся общее неблагоприятное впечатление побуждает к отрицательным оценкам новых его поступков или качеств. В ситуации восприятия знакомого человека действует эффект новизны: новая информация о человеке, непохожая на прежнюю оказывается более значимой для формирования мнения о нем. Эффект проекции побуждает нас находить в другом, как в зеркале, наши собственные свойства, черты и состояния. Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки. Нередко проекция выступает как механизм психологической защиты. Например, неграмотный человек бывает чрезмерно внимателен к ошибкам других; трусливый человек может открыто радоваться неудачам смелых людей; чрезмерно озабоченный какими-либо проблемами часто предполагает наличие таких же проблем и у окружающих. Воспринимая другого человека, мы обычно руководствуемся стереотипами – привычными нам взглядами. Например, «носит очки – умный», «глаза – зеркало души». Стереотипы могут формироваться как результат нашего личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т.д. Однако стереотипы, если к ним не относиться критически, приводят к упрощенному или даже искаженному пониманию другого человека, к возникновению предубеждений. Способы взаимодействия. Общение между людьми – это не только обмен информацией, но и организация совместных действий. Например, несколько учеников решили выпустить стенгазету. Для этого они договорились разделить обязанности; кто-то пишет тексты, кто-то рисует, кто-то оформляет заголовки. Взаимодействуя с окружающими, мы используем разные способы для достижения поставленной цели. Сотрудничество и согласование действия помогают решить общую задачу. Так, если ученики на уроке будут работать вместе с учителем, внимательно следить за его мыслью, активно искать ответы на поставленные вопросы, то учеба станет интересной и более эффективной. Противоборство и несогласованность действий, наоборот, препятствует достижению поставленных целей. Так, в футболе важны именно действия команды, а если кто-то стремится выделиться любым путем, игнорируя усилия партнеров то команда, рискует потерпеть поражение. Важнейшие из способов воздействия людей друг на друга – заражение, внушение, убеждение, подражание. Заражение – это происходящее как бы само собой распространение какой-либо деятельности или настроения от одного человека к другому. Яркий пример такого способа взаимодействия показывают спортивные болельщики. Особыми условиями, в которых усиливается воздействие через заражение, являются толпа и ситуация паники, где люди плохо понимают, что происходит, и их поведение может стать непредсказуемым. Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей. В отличие от заражения внушение, за исключением отдельных случаев гипноза, осуществляется посредством речевого сообщения и основано на его некритическом восприятии. Убеждение – также целенаправленный, но логически обоснованный процесс побуждения человека принять определенные ценности, верования или отношения. В отличие от внушения, убеждение опирается на доверие к разуму человека, его способности согласиться с правильными доводами, рассуждениями. Подражание – это воспроизведение человеком образцов демонстрируемого поведения. Подражание имеет важное значение для усвоения жизненного опыта. Например, дети подражают авторитетным для них взрослым людям или более старшим детям. Правда, подражание может быть некритическим. Подражая можно научиться не только хорошему, но плохому: грубить, сквернословить и т.д. Ролевое взаимодействие. С усложнением человеческого общения вырабатывались все новые его правила. Вспомните, чем поведение крестьянина отличалось при феодализме от поведения аристократа. Каждый из них выполнял свою социальную роль в четком соответствии с принятым в обществе набором норм и требований. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по возрастным или половым характеристикам, роду занятий, сложившимся взаимоотношениям и др.). Один и тот же человек может одновременно реализовывать несколько социальных ролей (например, Иванов Петя - сын, ученик, друг, староста в классе, старший брат, «душа» дворовой компании и т. д.). Одни роли даны нам от рождения. Например, человек рождается мальчиком или девочкой. Другие роли приобретаются в процессе жизни и взаимодействия с людьми в группах. Например: работник завода был хорошим мастером и стал начальником смены; сотрудник научной лаборатории защитил диссертацию и получил ученую степень. В некоторых ситуациях множественность ролевых позиций порождает их столкновение. Возникает ролевой конфликт, который ставит человека перед необходимостью отдать предпочтение какой-то одной из ролей. Например, школьник должен в пятницу вечером посетить факультатив по физике, а в это же время их спортивная команда принимает участие в турнире по футболу. Как быть? В подобных ситуациях человек должен решить для себя и сообщить окружающим, какая из ролей представляется ему более важной. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Например, засидевшись у компьютера, девятиклассник устал и хочет спать, но социальные роли ученика и старосты класса требуют, чтобы на занятия он пришел вовремя и подготовленным к урокам. В общении с другими людьми всегда важно учитывать их ожидания от нас как партнеров по общению. Например, вы пришли в библиотеку и, взяв книгу, тихо работаете за столом; в общественном транспорте вы вежливы и предупредительны по отношению к окружающим, своевременно оплачиваете проезд. Человек играет определенную роль с учетом тех требований, которые к этой роли предъявляют в обществе. За правильное исполнение своей роли он получает заслуженное одобрение, за неправильное – наказывается. Общение – это универсальный инструмент, который помогает добиться многого из того, чего мы хотим достичь в жизни. Некоторые выводы: 1. Важную роль в обеспечении понимания другого человека играют сопереживание и сочувствие, наблюдательность. 2. При формировании мнения о другом человеке следует весьма осторожно использовать стереотипы. 3. Основные способы воздействия людей друг на друга – это заражение, внушение, убеждение, подражание. 4. Каждый человек исполняет определенные социальные роли. Окружающие в той или иной форме контролируют их исполнение. Несовпадение ролевых ожиданий в отношении людей друг к другу нередко приводит к непониманию и конфликтам между ними. Вопросы и задания 1. Какие особенности личности влияют на процесс восприятия и понимания ее другими людьми? Приведите примеры. 2. Назовите известные вам «эффекты», возникающие при восприятии людьми друг друга. 3. Что такое стереотипы общения? Каким образом можно уменьшить негативное влияние стереотипов при восприятии других людей? 4. В чем заключается «стереотип ожидания»? Как он может проявляться во взаимоотношениях с другими людьми? 5. В чем сходство и чем отличаются заражение и внушение как способы воздействия людей друг на друга в процессе общения? 6. Используя картину Т.А.Осиповой «Галина Сергеевна Уланова», проанализируйте, какие роли исполняют люди, изображенные на ней. 7. Что такое «ролевой конфликт» и он может быть разрешен?
|