Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Духовный мир человека
Понятие духовности. Когда мы говорим о духовном мире людей, мы имеем в виду всю совокупность явлений их сознания: мысли и чувства, эмоциональные состояния и волевые побуждения, интересы и устремления, знания и предубеждения. В процессе исторического развития формируется духовная жизнь общества и человека. Человек не просто приспосабливается к внешним условиям жизни, а творит новое; сначала в своем мышлении и воображении, а затем уже и в осязаемой реальности. Для того чтобы что-то сделать по-человечески – зрело, умно и ответственно, надо сначала учесть все обстоятельства, приобрести необходимые знания и умения, продумать последствия, т.е. произвести надлежащие изменения в самом себе, в своем духовном мире, в сознании. Духовность – это обобщенная характеристика ценностных ориентировкак отдельного человека, так и общества, в котором он живет. Уровни духовности различаются тем, в какой степени люди осознают необходимость следовать не только законам природы, но и нормам совместной, общественной жизни людей, в том числе правилам человеческой нравственности, утвердившимся и проверенным жизнью представлениям о прекрасном и безобразном, о возвышенном и низменном. Человеческая духовность включает знания, но не сводится к ним, ибо здесь особенно важно, каким целям служат приобретенные знания, соответствуют ли эти цели требованиям гуманизма, сохранения природной среды нашего обитания, а также мира и доброжелательности в отношениях между людьми, странами и народами. Сами по себе знания свойств и законов природы не определяют целей нашей деятельности: цели мы выбираем, руководствуясь сложившимися представлениями о должном и недолжном, допустимом и недопустимом. Высокая духовность предполагает высокую нравственность. Низкий уровень нравственности, эгоистичность и антигуманность целей, которые преследует человек, означает низкий уровень духовности. Но нравственность – это лишь одна из областейдуховности общества, форм духовности личности. Высокие нравственные цели не могут быть достигнуты, если преследующий их человек не имеет нужных для этого знаний и умений. Значит, самостоятельное значение для развития духовности имеет наука. Целостность и гармоничность духовного мира людей недостижима также без искусства, приобщение к которому развивает наши чувства, образное восприятие мира, способность различать подлинные и мнимые ценности. В течение тысячелетий своеобразным хранителем человеческой духовности выступала религия. Конфликты религии и науки в основном принадлежат к прошлому; если наука исследует, каковы законы и свойства окружающих нас предметов и явлений, то религия призывает человека подчиниться некоей высшей силе, следовать ее предписаниям. Для многих людей этот призыв означает путь к духовному росту. Духовность личности проявляется в её поступках и действиях, в отношении к себе, к людям, окружающему миру в целом. Размышляя о духовности, каждый из нас решает для себя вопрос о том, что такое человек, в чем его призвание, долг и смысл жизни? Решение их связано с формированием нашего мировоззрения. Мировоззрение, его роль в жизни людей. Человек – мыслящее существо, осознающее самого себя и окружающую действительность. Человек способен выразить в формах мысли свое понимание происходящего и его оценку, более или менее четко сформулировать свои цели. Говоря самому себе: «Я знаю, что…», «Я хочу, чтобы…», «Я должен…», человек мысленно выделяет себя из окружающего мира. В его сознании выстраиваются отношения: «Я и другие люди», «Я и природа», «Я и окружающий мир в целом». Во всех этих мыслимых, осознаваемых отношениях присутствует некоторое понятие или образ самого себя («Я»), а также понятие или образ внешней действительности, с которой человек связан и в отрыве от которой он не может жить. Для того чтобы быть сознательным субъектом своей жизнедеятельности, быть личностью, духовным существом, человек должен выработать определенное мировоззрение. Оно выступает как обобщенное понимание человеком самого себя, окружающего мира и своей связи с миром. Мировоззрение каждой личности содержит ответы на три основных вопроса: 1) что представляет собой окружающий мир, каковы его главные характеристики; 2) что я представляю из себя как человек или, шире, что такое человек; 3) как я могу и должен относиться к окружающему миру и к самому себе, что я вообще могу и должен делать? Каждый человек решает для себя эти вопросы в течение всей сознательной жизни, уточняя на основе жизненного опыта и приобретенных знаний какие-то их стороны, моменты. Что-то из прежних мировоззренческих убеждений личности подтверждается ее опытом и все более закрепляется в сознании; некоторые же мировоззренческие представления обнаруживают несостоятельность и перестают считаться важными. Человек выстраивает свое мировоззрение в течение всей сознательной жизни. Мировоззрение не просто соединяет различные знания человека о мире и о самом себе, а предполагает твердую убежденность в правильности и высокой ценности этих знаний. Основополагающие знания и ценностные идеи, ставшие глубокими, принципиальными убеждениями личности, образуют в своей совокупности ее мировоззрение. В повседневной жизни нам часто приходится определять свое отношение к происходящему, делать выбор из нескольких вариантов поведения, уточнять жизненные задачи и определять среди них самые важные, приоритетные. Для того чтобы это сделать, нужны какие-то основания. Многие вопросы мы решаем почти неосознанно, потому что они похожи на те, с которыми мы уже встречались раньше и для которых выработали приемлемую схему решения. Здесь мы действуем привычным образом. Другие вопросы являются новыми, необычными. Для их решения мы обращаемся к сложившимся у нас основополагающим представлениям или идеям о том, как вообще должен поступать человек в той или иной ситуации. При этом мы используем те знания об окружающем мире, которые мы считаем надежно установленными и которым доверяем. Это и означает обращение к важнейшим убеждениям, составляющим наше мировоззрение. Жизненный смысл мировоззрения состоит в том, чтобы направлять наши поступки и мысли, вооружать нас ориентирами, позволяющими вырабатывать решения в важных для нас ситуациях. Наше мировоззрение есть то, чем мы реально руководствуемся в жизни. Правда, мы далеко не всегда четко осознаем, в чем же состоит наше действительное мировоззрение. Попробуйте сами определить ваши важнейшие, исходные и основополагающие убеждения, и вы увидите, что это совсем непросто сделать. Мы отчетливо осознаем то, что ново, необычно и требует специального внимания. Но в состав мировоззрения, как правило, входят такие убеждения, представления, идеи, которые мы давно уже приняли в качестве бесспорных – и перестали о них думать, стали воспринимать их как привычные и самоочевидные. Многие привычные вещи могут быть очень важными, но мы на них почти не обращаем внимания – именно в силу привычности. Так и с нашим мировоззрением. Его назначение состоит не в том, чтобы быть ярким и картинным и развлекать нас все новыми и новыми впечатлениями. Наоборот, наше реальное мировоззрение «ведет себя» очень скромно: оно обычно не выпячивается в нашем сознании на первый план. Вместе с тем оно постоянно указывает нам, что мы можем и чего мы не можем достичь; что мы должны делать, а чего мы делать не вправе, потому что это противоречит нормам жизни и недостойно высокого звания человека. Мировоззрение – это наш внутренний регулятор, обобщающий наш прошлый опыт и направляющий все наши значимые поступки и действия. Положим, вы что-то важное делаете по привычке, почти не задумываясь. Но вы все же можете задать вопрос, а почему вы это делаете именно так, а не иначе. И если вы будете старательно доискиваться истоков и оснований, то вы обязательно выявите какое-нибудь из ваших мировоззренческих убеждений. Пути развития духовного мира личности. Мы уже говорили о том, что личностью не рождаются, а становятся. Это становление начинается еще в детстве. Вслед за желаниями, выражающими интересы и потребности, личность начинает осознавать свои возможности, а также разнообразные правила, ограничения, предписания, регулирующие ее действия. Ребенок учится выражать в словах свои эмоции и чувства, настроения, ожидания, предпочтения и т.д. У него постепенно формируется определенное мироощущение, связанное с преобладающим настроением, общим чувственно-эмоциональным восприятием происходящего. По мере развития познавательной деятельности ребенка у него складываются представления о свойствах и связях вещей, о некоторой упорядоченности всего, что его окружает. Взрослые помогают ему разобраться в этой упорядоченности. Так постепенно закладываются основы и предпосылки миропонимания. А потом ребенок приходит в школу и начинает последовательно осваивать различные учебные предметы, приобретать знания, которые отражают длительный познавательный опыт человечества. Школьник приобщается к более строгому и точному, нежели обыденное, знанию. В процессе воспитания он усваивает общие правила поведения, нормы и ценности человеческой жизни. Изучая историю, литературу, другие гуманитарные предметы, он расширяет свои знания о мире человеческих взаимоотношений, об организации совместной (общественной) жизни людей. Образующаяся личность не просто впитывает готовые знания и впечатления; она так или иначе осмысливает, по-своему упорядочивает их. В обществе, в культуре существуют образцы мировоззренческих обобщений, с которыми человек знакомится в процессе получения образования. Такие образцы еще в далеком прошлом принимали форму мифа и религии. Религия играет важную роль и в жизни многих наших современников. Религиозное мировоззрение основывается на вере в реальность сверхъестественных сил, управляющих миром. Эта вера не допускает сомнений в правильности некоторых исходных утверждений, называемых догматами. Существует и нерелигиозная форма широких мировоззренческих обобщений, опирающаяся на использование общих понятий и следование правилам логического мышления. Это – философия, которая тесно связана с науками о природе, обществе и о человеке. Вы знаете о том, что существуют во многом непохожие друг на друга религиозные учения о мире, о жизни, о человеке и Боге. Философских учений тоже немало. Важно ознакомиться с разными формами мировоззрения, глубоко продумать их для того, чтобы уточнить и обогатить содержанием собственную мировоззренческую позицию, обеспечить условия своего духовного роста. У каждого человека, сложившегося как личность, имеется собственное мировоззрение. Мировоззрение – это основа, духовный стержень личности. Именно оно наиболее широко и полно раскрывает, каков уровень нашей духовности, каковы мы на самом деле, ибо оно является основой наших мыслей и чувств, наших поступков, организующим началом всей нашей жизни. В течение жизни мировоззрение, весь духовный мир личности претерпевают значительные изменения. Они связаны с особенностями каждого возраста, с характером возникающих перед нами проблем и с тем, как мы их воспринимаем и решаем. Некоторыевыводы: 1. Основные области духовности общества – это нравственность, наука, искусство, религия. Духовность предполагает заинтересованность личности в высших ценностях и проявляется в её поступках по отношению к людям, окружающей природе. 2. Мировоззрение личности включает в себя мироощущение, миропонимание и отношение к миру. Основой мировоззрения личности являются ее глубокие и прочные убеждения. 3. Мировоззрение – это духовный стержень личности. Оно вбирает в себя как личный опыт, так и обобщенный опыт других людей, выработанные человечеством знания о мире. Вопросы и задания: 1. Что вы понимаете под духовностью? Что, на ваш взгляд, включает в себя духовный мир человека? 2. Чем различаются уровни духовности? Приведите примеры поступков человека, свидетельствующие о высоком и низком уровне духовности. 3. Каковы основные области духовной жизни общества? 4. Что влияет на формирование духовного мира человека? Что такое духовно богатый человек? От чего зависит духовное богатство человека? 5. Что такое мировоззрение? Может ли у разных людей быть совершенно одинаковое мировоззрение? Аргументируйте свою точку зрения. 6. Какое влияние на формирование вашего мировоззрения оказывают ваши друзья, учителя, родители? 7. Великий немецкий философ И. Кант (1724-1804) отмечал, что наш разум должен решить, прежде всего, три вопроса: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Первый из них – о познании; второй – о нравственности; третий – о вере. Все эти вопросы можно, по словам Канта, объединить в вопросе о том, что такое человек? Как вы считаете, почему И.Кант выделил именно эти три вопроса?
|