Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направленность личности






Мотивы. В жизни мы совершаем множество поступков, выполняем различные виды деятельности. Все это – проявления активности личности. В основе активности лежат различные мотивы. Мотив есть то, ради чего человек выполняет те или иные действия. И здесь важно выяснить, куда направляется активность, на что она ориентирована. Так, многие учащиеся после окончания школы нацеливают себя на поступление в вуз. Однако в основе одной и той же цели у них могут быть разные мотивы. Для одного – это желание стать хорошим специалистом, для другого – престижность профессии или вуза, для третьего – получение диплома о высшем образовании. Как видим, цель внешне одна и та же. Однако если она достигнута, то у вчерашних школьников, ставших студентами, активность будет иметь разную направленность. Одни будут стремиться к глубокому овладению знаниями и умениями, нужными для работы по специальности, другие – не станут особенно напрягаться, надеясь на «авось». Если в процессе учебы направляющий ее мотив не изменится, то некоторым таким студентам придется покинуть вуз.

Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, которая ориентирует деятельность и поведение личности в различных ситуациях. Так, может случиться, что после окончания школы вы избираете определенную профессию, а ваши родители не согласны с таким выбором, ибо по-другому видят ваше будущее. Если, несмотря на это, вы продолжаете стремиться к достижению поставленной цели, то в этой устойчивой линии поведения проявляется направленность вашей личности.

К устойчивым мотивам относят убеждения, интересы, установки.

Убеждение – это твердая уверенность личности в чем-либо, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, суждениями о важном и неважном, достойном и недостойном. Если вы способны выполнять свои обещания, действовать так, как считаете нужным и правильным, активно отстаивать свою правоту, доказывая ее словом и делом, это означает, что ваши убеждения соответствуют вашему поведению и направляют его. Если же ваши слова и дела расходятся, если вы намечаете одно, а делаете совсем другое, то ваша система убеждений неустойчива, неэффективна, а причины ваших поступков и решений вы сами не всегда можете объяснить. В итоге ваша деятельность и поведение в целом становятся непонятными для окружающих вас людей. Получается, что вы сами не знаете, чего вы хотите достичь и насколько то, что вы провозглашаете в качестве своих намерений, действительно важно для вас. Только разобравшись в самих себе и учтя мнение окружающих о том, что вы говорите и делаете, вы сможете выработать действенные убеждения.

Интересы и потребности. В процессах практической деятельности, а также в познании окружающего мира важную роль играют человеческие интересы. Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – это реальная причина, которая осознается нами и направляет познавательную и практическую деятельность. Вспомните ситуации из своей жизни, в которых вы сталкивались с чем-то новым, необычным для вас. Вопрос, который вы тотчас ставите перед собой: «Что это?» или «Что такое?» – и есть проявление интереса к тому, что привлекло ваше внимание. Если же в вашей жизни возникла практическая проблема, то, осознав ее, вы сразу же проявляете интерес к путям и средствам ее решения.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему люди выбирают разные профессии? Наверно, здесь важны и советы родителей, и желание быть похожим на авторитетного для вас человека, и престижность профессии. Важен также специальный интерес к определенному виду деятельности.

Специальный интерес – это внутреннее побуждение к какой-либо конкретной деятельности. Он может перерасти в склонность профессионально заниматься данной деятельностью. Вообще интересы представляют собой очень важный источник развития способностей человека. Интересы направляют наше внимание, побуждают к активности, делают нашу жизнь осмысленной и яркой, тогда как отсутствие интереса к происходящему препятствует развитию и реализации способностей.

Наши интересы могут быть «эгоцентрическими», т.е. направленными преимущественно на собственную личность (от лат. ego – я, centrum – центр), или же направленными на какие-то внешние формы жизни, на определенные предметы или способы деятельности. Эгоцентрический интерес характеризуется тем, что здесь человека заботит не столько качество, результативность выполняемой им работы, а в первую очередь производимое им впечатление, демонстрация своего превосходства, достижение лидерства. Совсем иной характер имеет познавательный интерес, интерес к новым явлениям жизни, стремление к новым впечатлениям, к созданию новых полезных вещей.

В основе интересов лежат потребности. Потребность понимается как нужда в чем-либо, отсутствие чего-либо важного, нужного для жизни. Мы не всегда четко осознаем свои потребности. В том случае, когда мы их осознали, т.е. разобрались в том, что нам действительно нужно, потребности перерастают, превращаются в интересы.

Наши интересы могут быть направлены на удовлетворение материальных потребностей, прежде всего тех из них, которые связаны с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности. Мы заинтересованы в получении благоустроенного жилища, качественном и хорошо сбалансированном питании и т.д. Но этим круг интересов современного человека обычно не ограничивается.

Все мы понимаем, что наша жизнь состоит не только из потребления разнообразных материальных благ. Вернее сказать, потребление многих из них не связано с острой жизненной необходимостью, зато оно служит интересам самоутверждения (например, иметь дорогой автомобиль) или самореализации, развития своих способностей. Так, для музыканта нужны инструменты, нередко очень дорогие; занятия некоторыми видами спорта тоже требуют хорошего и дорогого снаряжения, инвентаря.

Наряду с материальными интересами, нашу деятельность направляют также социальные и духовные интересы. Наши интересы могут быть сконцентрированы в основном в какой-то одной области; все остальное в этом случае менее интересно и делается как бы механически. Но они могут также быть распределены между различными видами деятельности. В этом случае можно говорить о разносторонности личности, имея в виду богатство ее интересов. Правда, здесь возникает опасность того, что интересы становятся поверхностными, потому что глубоко и основательно заниматься очень разными делами обычно не удается.

Интересы личности могут различаться по степени их устойчивости и глубины. Устойчивый и глубокий интерес к какому-то делу позволяет надеяться на то, что здесь будут получены значительные, действительно важные результаты. Когда у выдающегося английского физика И.Ньютона, открывшего закон всемирного тяготения, спросили, как ему удалось это сделать, ответ был такой: «Я думал над этим постоянно в течение многих лет».

На протяжении жизни человека его интересы могут меняться. Это связано не только со степенью удовлетворения потребностей. Личность – это активный субъект деятельности. Чем шире область познаний человека, чем выше его достижения, чем активнее он участвует в общественной жизни, тем динамичнее и разнообразнее его интересы, тем более насыщенно и интересно протекает его собственная жизнь.

Установки. Установка представляет собой состояние готовности человека совершить что-либо, предрасположенность к активным действиям в определенной ситуации. Исследования показали, что занятая личностью позиция по отношению к решаемым задачам оказывает весьма значительное влияние на получаемые результаты. Например, для спортсмена, участвующего в ответственных соревнованиях, очень важна установка на достижение наивысшего результата, на победу. Для ученика на уроке важна настроенность на внимательное отношение к выполнению заданий, восприятие нового материала. Как только эта установка теряется, эффективность работы на уроке резко снижается.

Наша установка влияет на настроение, в котором мы что-то делаем; она сказывается на отношениях с окружающими людьми. Если действует установка на доброжелательные, дружелюбные отношения с ними, то люди это сразу же ощущают и обычно сами начинают относиться к нам доброжелательно. Установки на выполнение определенной деятельности или достижение какого-то результата тесно связаны с нашим прошлым опытом. Опыт как бы подсказывает, что и как нужно делать. Данная подсказка не обязательно бывает ясно сформулированной, отчетливо выраженной в словах, но она необходима как внутренняя готовность действовать.

Самовоспитание. Если человек стремится жить осмысленно, полнее реализовать свои способности, он может осознанно двигаться по пути личностного саморазвития. Хотят стать лучше, наверно, все люди, но систематически занимаются самовоспитанием немногие. Почему это происходит? Для работы над собой человеку необходима определенная готовность, связанная с наличием таких качеств, как целеустремленность, самокритичность, требовательность к себе, самообладание и восприимчивость к воспитанию.

Целеустремленность предполагает наличие жизненной цели, умение подчинить свои поступки и действия ее достижению.

Самокритичность обеспечивает объективную самооценку. Когда человек точно знает, что положительно в его характере, а что отрицательно и от чего надо избавиться, он более обоснованно выбирает цель, определяет программу самовоспитания.

Требовательность к себе помогает перевести замечания, указания, советы, исходящие от других людей, в собственные требования к поведению; она вызывает потребность стать лучше.

Самообладание, которое еще называют выдержкой или хладнокровием, требуется для того, чтобы не паниковать и не суетиться, быть волевой личностью. А восприимчивость к воспитанию означает способность правильно понять и принять воспитательные воздействия педагогов, родителей, других авторитетных для вас людей, умение использовать имеющиеся условия для своего духовного роста, совершенствования.

Для успешного самовоспитания необходима нравственная и волевая готовность. Следует быть максимально благожелательным к предъявляемым требованиям педагогов, советам и пожеланиям родителей добросовестно учиться.

Самовоспитание призвано обеспечить преемственность культуры, трудового опыта и нравственных ценностей народа. Еще в детстве из сказок человек узнаёт о добре и зле, о богатырях и мудрецах. Так создается идеал – представление о высшей степени совершенства, которое является важным фактором самовоспитания.

В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место в жизни, успешно реализует себя, кто непрерывно изменяется сам, совершенствует свои силы и способности. Самовоспитание — это способ обеспечения согласованности между процессами развития общества и формированием собственной личности. Самовоспитание прежде всего необходимо самому человеку для конструктивного социального и личностного самоопределения и самоутверждения, для того, чтобы не растеряться в затруднительных ситуациях, не соблазниться ложными ценностями, а правильно выбрать жизненные ориентиры и стать достойным гражданином своей страны.

Некоторые выводы: 1. Важнейшие разновидности устойчивых мотивов – это убеждения, интересы, установки. 2. Интерес к какому-нибудь виду деятельности во многом определяет выбор профессии. 3. Осмысленно живущий человек работает над собой, вырабатывает значимые качества для конструктивного социального и личностного самоопределения и самоутверждения.

Вопросы и задания

1. Что понимают под направленностью личности?

2. Какое влияние оказывают способности и характер на направленность личности?

3. На конкретных примерах покажите взаимосвязь интересов и потребностей.

4. Какую роль играют убеждения в жизни человека?

5. Объясните, какая связь существует между убеждениями и интересами. Приведите примеры такой связи.

6. Какого человека вы бы назвали воспитанным?

7. Охарактеризуйте качества, необходимые человеку для работы над собой.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал