Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек как личность






Человек – биосоциальное существо. Человек является неотъемлемой частью природы. Ему, как и любому биологическому организму, свойственны саморегуляция, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Биологическая сторона жизни человека характеризует особенности строения и функционирования его организма, работу его органов чувств, простейшие психические реакции. Как и другие живые существа, человек может быть здоровым или больным. Состояние его здоровья во многом зависит от условий жизни, в том числе от природной среды. Человеческая психика, охватывающая всю совокупность наших внутренних состояний, явлений внутреннего мира (ощущения, переживания, эмоции и т. д.) тоже имеет определенные биологические предпосылки. Врожденные или унаследованные качества сказываются на способностях, темпераменте и других характеристиках человека как личности. Вместе с тем, в отличие от животных, человека характеризуют наличие высокоорганизованного мозга, мышления и членораздельной речи. С этим связаны умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования, способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности, заниматься самопознанием и саморазвитием, вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни. Биологические стороны жизни человека испытывают на себе регулирующее воздействие правил и норм культуры, выработанной в процессе исторического развития общества.

Природа существует и развивается по своим собственным законам, которые человек не может отменить. Однако человек своей деятельностью создает «вторую природу», надстроенную над естественной средой обитания. Люди, человеческое общество являются как преобразователями природы, так и творцами, создателями культуры. Главное качество человека – общественное (социальное), и состоит оно в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть ее субъектом. Субъектом называют того, кто действует осознанно и может отвечать за то, что делает.

Понятие личности. Понятие «индивид» относится к человеку как отдельному, единичному существу и выражает принадлежность его к человеческому роду. Признаки индивида выражают прежде всего биологическое своеобразие человека (пол, возраст, рост, вес, цвет волос, глаз и т.п.). Индивидом рождаются, а личностью становятся. Личность – это социальный индивид, поскольку он включен в общение с другими людьми, в систему общественных отношений и деятельности.

Слово «личность» хорошо знакомо каждому из вас. О некоторых людях можно сказать: «яркая личность», «известная личность»; иногда мы слышим другое: «невыразительная личность» или даже «преступная личность». Все это можно сказать именно о людях, потому что понятие личности применимо только к человеку.

Но можем ли мы назвать личностью новорожденного ребенка? Он бесконечно дорог своим родителям, о нем заботятся и его опекают, но личностью его назвать, пожалуй, рано. Личностью ему еще предстоит стать.Для этого ему надо будет многому научиться, освоить нужные для жизни умения и навыки, приобщиться к культуре и обрести способность действовать самостоятельно и осознанно, отвечать за свои поступки.

Значит, понятие личности выражает не просто принадлежность к человеческому роду, а наличие у человека определенных качеств, свидетельствующих о его способности жить среди людей, выполнять соответствующие обязанности. Личность это социальная характеристика человека. Итак, личность – это целостное социальное качество человека. Оно состоит в способности человека быть сознательным субъектом отношений и деятельности, т.е. в способности понимать себя и окружающих, осмысленно действовать, участвуя в жизни общества, и отвечать за все совершаемое им.

Каждая личность индивидуальна. Под индивидуальностью понимают отличительные биологические, психологические и социальные качества человека. К ним относят, прежде всего, темперамент, характер и способности человека. Они придают неповторимость, оригинальность каждой личности, сказываются на ее поведении, отношениях с людьми. Так, личность энергичная и подвижная по своему темпераменту, твердая, жесткая по характеру и способная к совершению какого-то определенного вида деятельности заметно отличается от личности медлительной по темпераменту, спокойной и мягкой по характеру, которая обычно обнаруживает способности к выполнению иного, нежели у первой, вида деятельности. Или, скажем, один человек запоминает сложную информацию быстро и прочно, а другой – даже более легкую информацию запоминает медленно и с трудом. В этом случае проявляются индивидуальные различия памяти людей.

Сознание и деятельность. Для того, чтобы быть личностью, человек должен обладать сознанием, в том числе и самосознанием – осознанием того, что он из себя представляет. Человек как личность – это сознательное существо, которое переживает и осмысливает происходящее, выдвигает перед собой цели и способно активно действовать, прилагать усилия для их достижения.

Сознание – это присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно, целенаправленно действовать. Мы осознаем что-либо в том случае, если можем поставить и решить вопросы: что именно происходит, как это можно расценивать, что в связи с этим нужно делать.

Сознание включает в себя, во-первых, познание, постижение действительности. Результатом этого является формирование у нас мыслей, образов, отражающих характеристики познаваемых явлений, процессов. Эти мысли и образы идеальны, а не материальны, т.е. они не являются осязаемыми вещами, хотя и отражают материальный мир. Мысленный образ самолета не является реальным самолетом, но между ними есть сходство. Сознание невозможно без знания. Наши знания не совпадают с познаваемыми предметами, а лишь частично и в идеальной форме воспроизводят их. Высшая форма познания мира человеком – это наука. В процессе развития она дает все более точное, правильноеотражение действительности.

Во-вторых, сознание предполагает оценку человеком того, что он видит или обдумывает. Оценивать означает определять свое отношение к чему-то, соотносить данный предмет или явление с нашими представлениями о должном, с нашими интересами и желаниями. Наше сознание обязательно включает в себя ценности и идеалы, правила и нормы жизни, которыми мы руководствуемся.

Оценив происходящее, мы определяем, что мы можем и должны делать в данной ситуации. Человеческое сознание неотделимо от жизнедеятельности людей. В чистом виде, в отрыве от деятельности, сознание вырождается в пустые мечтания и грезы. Исторически сознание возникло в процессе совместной деятельности людей и их общения с помощью языка. Изменяя, преобразуя посредством труда реальные условия жизни, человек изменялся и внутренне, развивалось его сознание.

Деятельность – это характерное для человека активное, целенаправленное отношение к окружающему миру и к самому себе. В процессе деятельности люди изменяют окружающие предметы, реальные условия жизни. Такую деятельность называют практической. Основу ее составляет человеческий труд. Вместе с тем существуют различные виды духовной деятельности, в результате которой преобразуется человеческое сознание, вырабатываются или усваиваются новые знания, создаются художественные произведения, выдвигаются нравственные, религиозные, философские, политические идеи и т.д.

Человек как личность проявляет свои качества именно в деятельности и в отношениях с людьми. От того, как мы учимся и работаем, как относимся к другим людям и самим себе, к своей стране, своему народу, зависит, в каком направлении изменяется, развивается наша личность.

Человеческая деятельность осуществляется благодаря наличию у каждого из них множества способностей. Каждая специальная способность имеет ведущие и вспомогательные стороны. Так, ведущую роль в литературных способностях играют творческое воображение и мышление, яркость и наглядность образов памяти. Вспомогательную, хотя и очень важную роль здесь играют чувство правильности построения речи, зрелость эстетических чувств. Ведущие стороны в математических способностях – умение анализировать и обобщать, а также гибкость процессов мышления, легкость перехода от прямого к обратному ходу мыслей; вспомогательные – скорость мыслительных процессов, самостоятельность и оригинальность мышления.

Развившиеся способности могут изменить в наши интересы, придать им новую направленность. Так, многие люди, успешно реализовавшие себя в науке или искусстве, начинают затем проявлять растущий интерес к жизни общества в целом, в том числе к политическим ее аспектам, потому что они глубже осознают их значимость.

Самопознание личности. В школьном возрасте каждый из вас всерьез начинает ставить перед собой вопросы: «Кто я?», «Что я могу в этой жизни?», «Кем я хочу стать?» и т.д. Обратите внимание: в каждом из этих вопросов присутствует местоимение «Я». Употребляя слово «Я», мы тем самым обращаемся к своему внутреннему миру. Мы пытаемся выделить и проанализировать свои возможности, знания, умения, способности и многое другое, чтобы понять, как можно использовать их на благо не только себе, но и другим людям. Такой анализ собственного внутреннего мира подводит человека к осознанию самого себя. Результатом этого осознания является образ собственного «Я», или «Я-концепция».

О начале формирования «Я-образа» можно судить по словам, которые появляются в речи 2-3-летнего ребенка: «Я», «Я сам», «Я хочу». Это значит, что ребенок начинает осознавать собственные действия. Он отличает свои действия от действий с предметами, совершаемых взрослыми. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды и отличать себя от других.

Центром самосознания является «Я-концепция» – это «представление человека о своем поведении, характере, внешности, достоинствах и недостатках. «Я-концепция» состоит из целого ряда различных «Я-образов». «Я-идеальное» включает качества, которые обычно ценятся друзьями и родителями, учителями и другими авторитетными людьми. «Я-реальное» и «Я-идеальное» не обязательно совпадают, между ними возможно противоречие или несоответствие. Человек может так и не достигнуть своего идеала, но упорно стремиться к нему на протяжении всей жизни.

Важной составляющей «Я-концепции» является с амооценка, т.е. собственная оценка личностью своих качеств, способностей, поступков. Она появляется уже в раннем детстве и формируется на основе оценок, которые взрослый дает ребенку. «Ты хороший мальчик?» – спрашивают у малыша. «Да, потому что так говорит воспитательница или потому что я слушаюсь маму», – отвечает он. В процессе развития личности представления о себе и соответствующие самооценки формируются путем сравнения себя с другими людьми: «Я такой же умный, как и Петр» или «В этой ситуации я поступил бы по-другому, не так, как они» и т.п.

Самооценка может быть высокой и низкой. И здесь многое зависит от взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка. Так, если родители окружают ребенка любовью, заботой, вниманием, верят в его силы и возможности, скорее всего у него сформируется высокая самооценка и позитивная «Я-концепция». Дети с низкой самооценкой отличаются неуверенностью, плохим мнением о себе и, это может в дальнейшем мешать или достичь успеха в жизни, наладить добрые отношения с людьми.

Некоторые выводы: 1. Личность – это важнейшее социальное качество человека. 2. Человеческая индивидуальность характеризуется своеобразием его физических особенностей, личностных свойств, психологических характеристик. 3. «Я-концепция» является центром самосознания и состоит из ряда «Я-образов». 4. Позитивная самооценка способствует более успешной адаптации личности к изменяющимся условиям жизни.

Вопросы и задания:

1. В каких значениях используется слово " личность" в повседневном общении?

2. В чем состоит общественное (социальное) качество человека?

3. Что такое индивидуальность? Приведите примеры личностей с различными индивидуальными качествами (из истории, литературы, школьной жизни).

4. Что такое сознание? Как связаны между сосбой сознание и знание, сознание и деятельность? Как вы считаете, возможно ли развитие сознания вне деятельности, общения?

5. Что такое «Я-концепция»? Как влияет Я-концепция на жизнь человека?

6. От чего зависит самооценка личности? Всегда ли эта самооценка соответствует действительности? Если нет, то почему? Как самооценка влияет на поведение человека?

7. Рассмотрим «Я-образы», наиболее часто переживаемые личностью, возникающие в ее сознании.

«Я-реальное» – какой я есть на самом деле.

«Я-идеальное» – каким бы я хотел быть.

«Я-воображаемое» показывает, какой я в своих мечтах и фантазиях.

«Я-физическое» характеризует мойвнешний облик.

«Я-ожидаемое» рисует, каким, как мне кажется, меня воспринимают окружающие люди.

«Я-академическое» – какой я в учебной деятельности: мои знания и способности, успехи и неудачи в учебе.

Как связаны между собой разные «Я-образы» личности? Мысленно охарактеризуйте себя на основе предложенных «Я-образов».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал