![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендации.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема 2. Западная философия XIX – XX веков
1. Задание «Примечания» 1. Термин «позитивизм»1 был введен Огюстом Контом2, который отрицал способность «метафизики»3 ответить на вопросы, поставленные развитием науки. Согласно его учению, познание проходит три стадии: теологическую4, метафизическую5, позитивную6.
2. Вторая форма позитивизма1 возникла в конце XIX в. Она объединяет махизм2 и эмпириокритицизм3. Махизм возродил субъективный идеализм Беркли4. Основным принципом научного познания был провозглашен принцип «экономии мышления»5 или «наименьшей траты сил»6. 3. Аналитическая философия1 возникла в начале XX в. Основателями являются австриец Людвиг Витгенштейн2 и англичанин Бертран Рассел3. Они стремились создать ясную философию4, которая является логикой5. Большое влияние на формирование этой философии оказал англичанин Джон Мур6.
4. Герменевтика1 оформилась в самостоятельную область знания в конце XIX в. Ханс-Георг Гадамер2 считает, что язык3 есть центр бытия4 человека, это всегда диалог, который дает возможность постановки вопроса, а он опирается на традицию5, что имеет большое значение при решении проблемы исторического понимания6.
5. Фридрих Ницше1 раздробил единую волю к жизни2 А. Шопенгауэра3 на множество воль к власти4. Основными категориями философии Ницше являются: сверхчеловек5 и переоценка ценностей6.
6. Крупнейшим представителем философии жизни1 во Франции был Анри Бергсон2. Его учение характеризуется иррационализмом3 и антиинтеллектуализмом4. Жизнь в его философии – это поток переживаний5, жизненный порыв6.
7. Представители экзистенциализма1, в основном деятели литературы, кино, театра создали философию, не претендующую на научность2. Главным предметом философии является человек в своей экзистенции3. Ее ядром является самость4, которая может реализоваться только в свободе5 человека. Еще одна важная концепция этой философии – «пограничная ситуация»6. 8. Создатель феноменологии1 Эдмунд Гуссерль2 попытался примирить логику с иррационализмом3. Внимание философа сосредоточено на «трансцендентальном»4 мире сознания. Феноменолог использует два исследования: трансцендентальную6 и феноменологическую редукцию6.
9. Неопозитивизм1 сформировался в 1920-х гг. первоначально как «логический атомизм»2, затем как «логический позитивизм»3 в «Венском кружке»4. Осуществляя критический анализ языка с помощью верификации5 и используя при этом математическую логику6, философы рассчитывали создать совершенный язык.
10. Постпозитивисты1 настаивают на развитии знания путем научных революций2. Карл Поппер ввел принцип фальсификации3, Имре Лакатос разработал теорию смены научно-исследовательских программ4 в разных науках, Томас Кун разработал теорию смены парадигм5 научным сообществом на стадии научных революций. Вариант № 12 Задание № 1 Ответ: 1. Постпозитивизм — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта. Основные представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин. К постпозитивизму близки работы школы неорационализма, в особенности Г. Башляра и М. Фуко. 2. Научная революция — радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания. 3. Принцип фальсификации — принцип (критерий) распознаваемости научного знания, научной истины, предположенный английским философом Карлом Поппером. Критерием научности теории является ее фальсифицируемость или опровержимость. Если какое-либо учение построено так, что в состоянии истолковывать любые факты (астрология, теология и т. д.), т. е. учение неопровержимо в принципе, то оно не может претендовать на статус научного.
4. Научно-исследовательская программа — единица научного знания; совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов. В разработанную Лакатосом методологию научно-исследовательских программ входят следующие структурные элементы: «жёсткое ядро», «защитный пояс» гипотез, «положительнаяэвристика» и «отрицательная эвристика». 5. Паради́ гма в философии науки — означает совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки, а также универсальный метод принятия эволюционных решений, гносеологическая модель эволюционной деятельности. 6.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Зачтено__________________________ (подпись преподавателя) Не зачтено______________________ _(подпись преподавателя)
|