Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Денежно-кредитная политика ЦБ.
Денежно-кредитное регулирование и банковский надзор. Все функции центрального банка тесно взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Названные функции ЦБ создают объективные предпосылки для выполнения им функции регулирования всей денежно-кредитной системы страны и следовательно, регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора на современном этапе является важнейшей функцией центрального банка. Свои функции ЦБ осуществляет через банковские операции – пассивные и активные. С помощью пассивных операций образуются банковские ресурсы, с помощью активных –осуществляется размещение банковских ресурсов. Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику – часть государственного регулирования экономики. Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей. Основные цели денежно-кредитной политики: · достижение финансовой стабилизации; · снижение темпов инфляции; · укрепление курса национальной валюты; · обеспечение устойчивости платежного баланса страны; · создание условий для стимулирования экономического роста. Денежно-кредитная политика ЦБ либо стимулирует денежно-кредитную эмиссию (экспансионистская) и таким образом оживляет конъюнктуру, либо ограничивает эмиссию в периоды подъемов (рестрикционная). Применяемые инструменты отличаются по форме воздействия (прямые и косвенные), по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные). По масштабам воздействия денежно-кредитная политика может быть тотальной и селективной. При проведении тотальной денежно-кредитной политики мероприятия ЦБ распространяются на все кредитные учреждения, при осуществлении селективной - на отдельные кредитные институты либо их группы или же определенные виды банковской деятельности. В соответствии с целями и типом проводимой ЦБ денежно-кредитной политики определяются конкретные методы и инструменты ее проведения. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России следующие: · процентные ставки по операциям Банка России; · нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); · операции на открытом рынке; · рефинансирование банков; · валютное регулирование; · установление ориентиров роста денежной массы; · прямые количественные ограничения.
Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции (известны такие: ставка рефинансирования, учетная и ломбардная ставки). В практике Банка России ведущую роль играет ставка рефинансирования. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России других банков, включая учет и переучет векселей. Для проведения операций с векселями может быть установлена и самостоятельная ставка - учетная. Официальная учетная ставка – это плата, взимаемая при покупке у КБ ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. Служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Увеличение учетной ставки сокращает кредитные возможности коммерческих банков, и наоборот. Далее влияние ставок распространяется на всю экономику. Часто ЦБ изменяет учетную ставку в период нарушения равновесия платежного баланса либо обострения валютного кризиса. Повышением процентных ставок в том числе привлекается и иностранный капитал. Ломбардной ставкой является процентная ставка по краткосрочному кредиту банкам под залог государственных ценных бумаг. Регулируя уровень ставок по рефинансированию, ЦБ влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или уменьшению денежной массы спроса коммерческих банков на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для коммерческих банков возможность получить кредитные ресурсы, а в результате – расширить операции с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем ЦБ. Резервные требования. Исторически отчисления в центральный фонд осуществлялись банками на добровольной основе и служили в качестве страхового резерва. Начиная с 30-х гг. резервные требования стали устанавливаться в официальном порядке и использоваться в качестве инструмента регулирования масштабов кредитно-расчетных операций банков и контроля за состоянием денежной массы. В настоящее время минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в ЦБ или иных высоколиквидных формах, определяемых ЦБ. В настоящее время норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к объему привлеченных коммерческими банками средств. Минимальные резервы зависят от вида, срока вклада, категории банка и т.д. С одной стороны, ЦБ гарантирует через минимальные резервы ликвидность коммерческого банка, с другой – регулирует денежное обращение. Увеличение резервных требований сокращает объем свободных денежных средств коммерческих банков, и наоборот. Операции на открытом рынке – операции купли-продажи Банком России государственных ценных бумаг прежде всего у коммерческих банков, приводящие к изменению объема денежной массы. Покупая (или продавая) дополнительное количество облигаций, например ГКО, правительство при посредничестве ЦБ РФ устанавливает такие цены (номинал облигаций) и доходность по ним (процентной ставке), которые должны стимулировать участников денежного рынка покупать ГКО при высоком уровне доходности и снижать спрос на них при низком. В первом случае масса денег в обращении сокращается, во втором – увеличивается. Теоретически снижение процентных ставок должно способствовать росту капиталовложений (реальных инвестиций), однако прямой зависимости здесь нет. Должно быть еще место других стимулирующих факторов (налоги, риски и т.д.). Особенность операций на открытом рынке следующая и вытекает из условий сделок. Прямые операции – это операции ЦБ по купле продаже на налично-денежной, кассовой основе, полный расчет в течение дня завершения сделки. Операции на основе регулярной доставки – проведение полного расчета и доставка бумаг покупателю на следующий рабочий день. Обратные операции – операции по купле-подаже ЦБ с обязательством обратной продажи (выкупа) по заранее установленному курсу. Рефинансирование банков – предоставление кредитов, когда банки испытывают временные трудности. Здесь ЦБ выступает в качестве кредитора последней инстанции. Первоначально политика рефинансирования использовалась, как правило, для оказания воздействия на денежно-кредитное обращение, далее стала применяться как инструмент предоставления финансовой помощи банкам. Однако доступ к кредитам рефинансирования не является свободным, а рассматривается как привилегия. Эти кредиты предоставляются только устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Они различаются в зависимости от формы обеспечения (учетные и ломбардные), методов предоставления (прямые и представляемые на основе аукционов), сроков (средне- и краткосрочные), целевого характера (корректирующего характера и сезонные). Валютное регулирование осуществляется путем проведения валютных интервенций Банка России, т.е. купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. В случае недостатка в стране твердой валюты ЦБ может ввести ограничения на ее покупку и продажу и валютный контроль, который позволяет повысить внешнюю и внутреннюю стабильность национальной валюты. Официальные валютные резервы состоят из золота, иностранных валют, СДР. Наиболее часто используется такой критерий достаточности уровня официальных валютных резервов как, стоимость 3 – месячного импорта. Для поддержания валютных резервов на приемлемом уровне ЦБ осуществляют управление ими, формируют оптимальную структуру. Пока главной резервной валютой продолжает оставаться доллар США, одновременно используются немецкая марка, иена, фунт стерлингов, ЭКЮ. Валютные резервы размещаются в следующих формах: государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, и депозиты, размещенные за границей. Целевые ориентиры денежно-кредитной политики в ближайшей перспективе: · обеспечение низкого уровня инфляции при значительном увеличении денежной массы в реальном выражении; · дедолларизация (ограничение спроса на иностранную валюту) российской экономики и укрепление национальной валюты; · снижение процентных ставок и постепенная переориентация денежных потоков из финансового в реальный сектор экономики. В соответствии с Федеральным законом " О Центральном банке Российской Федерации" Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы. Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи: · предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами); · защищать интересы вкладчиков и кредиторов; · не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики; · способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников. В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора: · под эгидой Центрального банка (Россия и многие др. страны); · ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице министерства финансов (Франция); · независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия); · смешанный тип организации, например, в США – Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Комитет открытого рынка (ФКОР).
|