Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Состав, структура и принципы деятельности банка.
Можно показать, что коммерческий банк является открытой самоуправляемой организационной системой. Действительно, банк для обеспечения своей деятельности получает извне (из окружающей его среды) разнообразные ресурсы и выдает их в трансформированном виде в эту же среду. Управление своей деятельностью банк осуществляет самостоятельно на основе собственных целей с учетом воздействий среды и сам же исполняет собственные команды управления. Банк состоит из людей (участников организации), играющих определенные роли и взаимодействующих друг с другом. Функционирование коммерческого банка как системы представляет собой процесс выполнения банком своих функций, состоящий из двух тесно взаимосвязанных компонентов: · процесса управления банком как самоуправляемой организационной системой; · процесса трансформации ресурсов внешней среды. Понятие управления является весьма широким и многоплановым. Коммерческий банк можно рассматривать как систему управления, осуществляющую трансформацию ресурсов внешней среды. Система управления представляет собой совокупность двух взаимосвязанных подсистем – управляющей и управляемой. Управляющая (субъект управления) подсистема на основе информации, поступающей из окружающей систему среды и внутренних подсистем и элементов системы, вырабатывает цель (или набор целей), которую следует достигнуть, и осуществляет соответствующее воздействие на управляемую подсистему. Управляемая (объект управления) подсистема воспринимает управляющие воздействия, поступающие от субъектов управления, выполняет их и сообщает управляющей подсистеме о своих действиях, своем состоянии и состоянии среды. Выполнение команд управления означает осуществление тех или иных действий в отношении ресурсов внешней среды. Таким образом, между управляющей и управляемой подсистемами по каналам прямой и обратной связи контура управления циркулирует разнообразная информация экономического и управленческого характера, имеющая форму письменных или электронных документов, речевых сообщений и пр.
Движение финансовых, трудовых и иных ресурсов, используемых банком, происходит за пределами системы управления. Разумеется предложенная трактовка банка как системы управления предельно упрощена и не учитывает многих существенных аспектов реального процесса управления коммерческим банком. Таким образом, на практике процесс управления такой сложной многоуровневой системой как банк должен включать в себя координацию целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления. В деятельности коммерческого банка проявляется его двойственная социально-экономическая природа. С одной стороны, банк является самостоятельным коммерческим предприятием, которое, как и любое коммерческое предприятие, ориентировано прежде всего на извлечение прибыли. С другой стороны, банк является важнейшим кредитным институтом и ключевым элементом инфраструктуры финансового сектора народного хозяйства, т.е. исполняет роль важного социального института. Эти две стороны коммерческого банка находятся в диалектическом единстве и их всегда следует учитывать при анализе поведения банка. Указанные аспекты деятельности банка можно конкретизировать, сформулировав следующие экономические, правовые, социальные и психологические принципы его функционирования: 1) самостоятельный выбор своих клиентов, вкладчиков и заемщиков; 2) свободное распоряжение собственными и привлеченными ресурсами, а также доходами в рамках, установленных действующим законодательством; 3) кредитование заемщиков в пределах фактически имеющихся у банка ресурсов; 4) ответственность за результаты своей деятельности перед вкладчиками, акционерами и другими клиентами по закону своими доходами и собственным капиталом; 5) самостоятельное определение (по договоренности с клиентами) условий (процентных ставок, сроков и других параметров) осуществления активных, пассивных и иных операций; 6) выполнение своих обязательств в первую очередь перед вкладчиками, затем – держателями облигаций и в последнюю очередь - перед своими акционерами; 7) стремление к получению прибыли, т.е. при прочих равных условиях предпочтение операций с максимальным доходом; 8) неприятие (уклонение от) риска, т.е. при прочих равных условиях предпочтение операций с минимальным риском; 9) предпочтение при прочих равных условиях более ликвидных активов менее ликвидными; 10) предпочтение устойчивой и эффективной деятельности на протяжении длительной перспективы краткосрочным результатам; 11) необходимость обязательного соблюдения установленных государством законодательных норм экономических нормативов и других правил, регулирующих деятельность коммерческих банков. Банк является сложной социально-экономической системой. Определение состава такой системы, т.е. совокупности ее составных частей, представляет собой процесс дезинтеграции данной системы по определенным признакам: по видам ресурсов: - финансовые ресурсы (денежные средства) с разделением по источникам образования и направлениям использования; - материально-вещественные объекты (здания, оборудование, мебель, оргтехника, канцтовары и другой инвентарь); - энергетические ресурсы (электрическая, тепловая энергия); - информационные ресурсы (статистическая, фактическая, нормативно-правовая, методическая и иная информация о состоянии внешней среды); - трудовые ресурсы (интеллектуальный и физический труд персонала банка); по видам операций с соответствующей детализацией; по регионам: – головная контора (Центральное правление, штаб-квартира); – региональные (территориальные) подразделения (отделения, филиалы и представительства); по подразделениям оргструктуры банка: – органы административного управления (совет, правление); – функциональные подразделения (управления, отделы и т.д.); – общие подразделения (бухгалтерия, охрана и т.д.); по участникам (членам) организации: – внутренние участники (владельцы, управляющие, исполнители и др.); – внешние участники (вкладчики, заемщики, клиенты, государство и т.п.; по элементарным решающим блокам (центрам решения), т.е. по элементам системы, способным принимать самостоятельные решения в отношении соответствующих частных проблем. Таким образом, банк можно рассматривать как сложную систему, имеющую вид сети, узлами которой являются составные части системы, а дугами – структурные взаимосвязи между ними, причем по дугам могут циркулировать одновременно несколько потоков различных типов. Типовая организационная структура коммерческого банка России включает выделение отделов по видам операций: · кредитные; · расчетные; · кассовые; · вексельные; · фондовые; · межбанковские; · с иностранной валютой; · комиссионные и др. Собрание акционеров (пайщиков) Наблюдательный совет банка
Кредитный Правление банка Ревизионная комитет Председатель правления (Президент) комиссия Заместители Председателя правления Отделы и службы банка
Филиалы
|