Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели деятельности банка и его функции
Поскольку банк является социальной системой, а люди в своей деятельности руководствуются собственными целями, намерениями, интересами, то цели банка должны основываться на частных целях его участников. Участниками (членами) банка будем считать индивидуумов или однородные группы лиц, имеющих определенное отношение к деятельности банка, способных принимать собственные решения и оказывать некоторое влияние на процесс принятия решений банком. При этом любой участник, являющийся группой лиц, действует как одно лицо (многократный субъект). Считая участников банка рациональными индивидуумами (группами), примем, что для них будет естественным взаимодействие, сотрудничество друг с другом, согласование своих целей, решений и действий. Таким образом, банк можно представить как коалицию упомянутых (" игроков"), имеющих собственные цели. Участников банка можно классифицировать следующим образом: Внутренние участники: 1) управляющие (руководство, администрация); 2) владельцы (учредители, пайщики, акционеры с долгосрочными интересами); 3) акционеры с краткосрочными интересами (спекулянты); 4) исполнители (служащие, персонал). Внешние участники: 1) вкладчики; 2) держатели облигаций банка (облигационеры); 3) заемщики; 4) клиенты других категорий; 5) государство и его органы (включая ЦБ России). Из представленной классификации вытекает, что амплуа (роли) участников такой коалиции неодинаковы и, следовательно, каждый из них имеет собственный набор целей, т.е. свое субъективное понимание того, каких целей должен добиваться банк при осуществлении той или иной стороны своей деятельности. Кроме того, очевидно, что различные участники имеют разный вес т.е. коалиция участников является иерархической. На верхнем уровне иерархии располагается государство, олицетворяющее общественные интересы. Далее следуют внутренние участники – владельцы, управляющие и исполнители. Еще ниже –вкладчики и другие внешние участники. Для владельцев наиболее важная цель - рост банка в долгосрочной перспективе, т.е. увеличение объемов активов, собственного капитала, операций, количества клиентов, филиалов и тому подобное, что означает рост " цены банка" (рыночной стоимости всех эмитированных банком акций, если банк является акционерным). На цену акций также непосредственно влияют и текущие показатели финансовой деятельности, например, величина чистого дохода (прибыли) банка. Реализация указанной основной цели позволит владельцам банка увеличить их интегральный доход за весь долгосрочный период. Уровень выплачиваемых регулярно дивидендов имеет для них вспомогательное значение. Для управляющих характерен наиболее широкий спектр самых разнообразных по содержанию и срокам целей, так как на них владельцами возложена ответственность за эффективную работу банка в целом. Видимо, основной целью управляющих является рост суммы прибыли в средне- и долгосрочной перспективе как показателя, впитывающего в себя все основные аспекты сложной и многогранной деятельности банка за соответствующий период. Важны также и кратко- и среднесрочные цели: поддержание необходимого уровня ликвидности, уменьшение риска, увеличение доходности определенных групп активов, ограничение затрат и расходов. Среди акционеров банка (если банк имеет статус акционерного общества открытого типа) можно выделить группу лиц (физических или юридических), которые рассматривают акции банка только как источник дохода в краткосрочной перспективе. Для обозначения данной группы, пожалуй, наиболее точно подходит название " спекулянты", так как это лица, осуществляющие регулярные операции купли-продажи акций банка на вторичном финансовом рынке с целью извлечения дохода за счет колебания курса акций. Хотя их юридический статус формально такой же, как и у владельцев, фактически судьба и перспективы длительного устойчивого развития банка им безразличны. Для исполнителей (служащих банка) основная цель – повышение уровня текущих доходов в форме заработной платы, а также других подобных выплат - премий, надбавок, льгот и т.п. Эти показатели не имеют прямой связи с конечными результатами деятельности банка, однако крупные финансовые неудачи банка могут поставить под угрозу не только возможность достижения этой цели, но и сохранение сложившегося уровня зарплаты, следовательно, косвенная связь существует. При этом имеется конфликт интересов, целей, так как увеличение доходов служащих банка означает рост его расходов на содержание персонала и, очевидно, уменьшение величины прибыли, рентабельности и других производных показателей. Внешние участники банка проявляют интерес обычно лишь к тем сторонам деятельности банка, которые их непосредственно затрагивают. Поэтому их цели являются, как правило, частными по отношению к целям внутренних участников и могут быть выведены из указанных выше целей. Так, для вкладчиков и облигационеров наиболее важны две цели –устойчивая и стабильная работа банка, обеспечивающая достаточный уровень ликвидности банка и, следовательно сохранность доверенных банку средств, а также рост доходов (проценты по вкладам, выплаты по облигациям) этих участников. Цель заемщиков противоположна – уменьшение величины процентов, взимаемых за предоставляемые банком ссуды, что невозможно при росте уплаченных банком процентов по привлеченным ресурсам. Клиентов по расчетно-кассовому и иному обслуживанию интересует качество соответствующих услуг и уровень тарифов (комиссионных) по данным услугам. Очевидные цели – повышение качества и уменьшение тарифов, что противоречит целям внутренних участников – повышению доходов (в том числе и за счет комиссионных), по прибыли и т.п. Целями Центрального банка России и других государственных институтов (финансовых, налоговых и т.п.) применительно к деятельности конкретного коммерческого банка могут являться устойчивая, надежная работа банка, соблюдение норм действующего законодательства, своевременная и полная выплата налогов, качественное обслуживание клиентов и т.д. Вот почему в качестве основной (глобальной) цели коммерческого банка естественно принять развитие банка, понимаемое в самом широком смысле. Главная функция коммерческого банка – содействие движению финансовых ресурсов (денежных средств) в народном хозяйстве и в обществе в целом. Эта функция имеет два основных аспекта в зависимости от функций денег. Если денежные средства используются как товар (ссудный капитал), то банк выступает в функции института кредитной системы, аккумулируя временно свободные денежные средства (сбережения) одних народнохозяйственных субъектов (вкладчиков, кредиторов) и ссужая эти средства от своего имени другим народнохозяйственным субъектам (заемщикам) на принципах возвратности, платности, срочности и др. Если деньги используются как средство обращения и средство платежа, то банк играет роль института денежной системы, содействуя осуществлению денежных расчетов (в наличной или безналичной форме) между народнохозяйственными субъектами.
|