Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы структурно-функционального анализа






Структурно-функциональный подход к исследованию культуры был разработан Т. Парсонсом в середине прошлого века. Но сама идея о том, что культура представляет собой упорядоченную целостность, «серебрится сединой столетий», по шутливому выражению одного из известных ученых. Его методология основана на положениях классической социологии и тяготеет к традициям сциентизма. Как эти базовые положения повлияли на становление структурно-функционального анализа, и какую роль эта концепция сыграла для развития социальной культурологии мы рассмотрим в данном разделе.

Последователи этого направления адресуются к учению Г. Спенсера, использовавшего биологические понятия, в частности, организма, для описания социальных систем. Аналогия социальной системы с организмом - метафора с точки зрения обыденного восприятия, но для сторонников структурно-функциональных методов она превратилась в настоящую концептуальную схему, позволившую применить принципы системного подхода к рассмотрению устройства и функционирования общества. Системность можно трактовать очень широко - как принцип упорядоченности, свойственный всем уровням организации мира, от неорганического до социального. В рамках этого подхода все без исключения процессы жизнедеятельности, включая социо-

и телеологический подходы и построил модель активной саморазвивающейся «функциональной» системы.

П. К. Анохин ввел понятие «опережающего отражения», т.е. обратной связи, превращающей воздействие на объект во взаимодействие объектов. Так, взаимодействие организма и среды он рассматривал в качестве «комплекса избирательно вовлеченных элементов, у которых взаимоотношение приобретает характер взаимосодействия, направленного на получение ожидаемого результата» [1, с. 101]. Причины и следствия попеременно менялись местами, а ожидаемый результат и мог быть истолкован как цель деятельности.

«Функциональная система» относится к психофизическому уровню, но принцип активности и саморазвития может быть применен и к системе, устроенной более сложно, скажем, личности и или группе. Ее активность определяют потребности, цели деятельности и выборы субъекта действия. Под функциями системы понимаются в этом случае действия, направленные на удовлетворение потребностей, которые, как мы видели, превращаются во взаимодействия с социокультурной средой. Функции могут быть как явными, так и латентными, недоступными прямому наблюдению. В любом случае функции элементов внутри культуры реализуются посредством действия, функционирование же культуры как системы подразумевает устойчивость ее действия во времени.

Научное исследование культуры сводится к выявлению некоторой системообразующей функции, определяющей конкретную культурную целостность. Функционирование интегрального целого всегда представляет собой процесс, направленный на достижение целей, важнейшей из которых является сохранение целостности, интегрированного состояния в динамично изменяющейся внешней (социокультурной) среде.

Сущность структурно-функциональной методологии мы можем выразить совсем кратко - это рассмотрение социокультурной системы в единстве интегрированности и саморазвития ее элементов в культурной среде.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал