![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пример оценочной шкалы 5 страница
Полученные результаты целесообразно перепроверить, используя критерий х2 или /-критерий Фишера. Рассмотрим для примера порядок проверки полученных результатов с использованием критерия х2- В этом случае применяется формула (2П1) (Рабочая книга социолога. — М., 1983)
где N1 и N2 — количество оценок у слушателей в контрольной и экспериментальной группах; N и N — среднеарифметические значения успеваемости в контрольной и экспериментальной группах. Получив расчетное значение х2, необходимо, как и в предыдущем случае, сравнить его с табличным значением (при уровне значимости менее 5 %), взятым из справочных источников. Если х2та6л > Х2> то это означает, что нулевая гипотеза не отклоняется и следует считать контрольную и экспериментальную группы выборками из одной генеральной совокупности. Таким образом, с помощью ^-критерия Стьюдента или критерия %2 можно сделать вывод об однородности или неоднородности контрольной и экспериментальной групп. На данном этапе следует определить, а при необходимости уточнить, варьируемые (подлежащие изменению) и неварьируемые условия проведения эксперимента. ♦ В качестве варьируемых условий эксперимента могут рассматриваться следующие ♦ средства обучения, в экспериментальной группе средством самостоятельного изучения учебного материала выступает комплект ♦ контроль знаний: в экспериментальной группе студенты имеют возможность провести текущий контроль своих знаний, используя специальную компьютерную программу, а в контрольной такая возможность не предусмотрена и т. д. В качестве неварьируемых условий проведения эксперимента можно рассматривать, например: ♦ изучение одинакового для контрольной и экспериментальной групп объема учебной информации; ♦ постановку одинаковых для обеих групп дидакти ческих задач и др. Третий этап включает выходное тестирование и может проводиться на итоговых занятиях с целью определения достигнутого уровня обученное™ студентов, который должен соответствовать изначально заданным дидактическим целям. Методом в этом случае выступает, как и на первом этапе, педагогическое тестирование. Проверку достоверности полученных результатов целесообразно осуществлять с использованием ^-критерия Стьюдента, но уже при зависимых выборках (ГодфруаЖ. Что такое психология. - М., 1992. --Т. 2), к которым относятся результаты одной и той же группы респондентов до и после эксперимента (воздействия независимой переменной). Для этих целей можно воспользоваться формулой (ЗП1): где й — разность между результатами в каждой сравниваемой паре до и после эксперимента; 14 — сумма этих частных разностей; Х(Р — сумма квадратов частных разностей; Лг — число обучающихся. Если I 6 > 1; р < 0, 05; достоверно. Это означает, что нулевая гипотеза отвергается, и разница между выборками является достоверной. В свою очередь, это свидетельствует о том, что на данную разницу оказало влияние введение независимой переменной, например, обучение с применением новой информационной технологии обучения. На четвертом этапе в экспериментальных группах проводится выходное анкетирование с целью выявления субъективной оценки обучающихся качества проведения с ними учебных занятий с использованием информационной технологии обучения. Здесь целесообразно уделить особое внимание определению мотивации обучения с применением комплекта компьютерных средств, а также оценке психологической и психофизиологической нагрузки, испытываемой респондентами в период экспериментального обучения. На каждом этапе сравнительного педагогического эксперимента необходимо производить сбор эмпирического материала, его статистическую обработку и предварительный анализ полученных результатов. На завершающих этапах по разности результатов предварительного и итогового педагогического тестирования определяется сравнительная эффективность применения новой информационной технологии обучения и традиционной методики обучения. В этом случае измерение и оценку дидактической эффективности можно производить с достаточной степенью достоверности по количественно-качественным показателям учебного процесса путем обобщения и сравнения одних статистических данных с другими. Такими показателями выступают выбранные и обоснованные критерии эффективности, которые можно рассматривать как обобщенные результаты достижения поставленных целей. Отсроченное тестирование — пятый этап — целесообразно проводить, как правило, через месяц или больший интервал. Его цель — определение остаточных знаний, навыков и умений, приобретенных студентами за период проведения экспериментального обучения. 11а данном этапе, как и на третьем, определяется сравнительная эффективность применения информационной технологии обучения и тра Точность и чистота педагогического эксперимента могут быть достигнуты с помощью специальных мер по снятию интерферирующего влияния методики представления материала, личностных характеристик преподавателя и окружающей среды. Для этого рекомендуется провести апробацию разработанной методики еще на предварительных этапах эксперимента, что позволит избежать ряда ошибок, которые могут оказать влияние на конечные результаты. При проведении сравнительного педагогического эксперимента предлагается производить оценку дидактической эффективности применения в учебном процессе информационной технологии обучения, используя следующий математический аппарат. В общем виде эффективность применения в учебном процессе информационной технологии обучения (Энто) можно определить по формуле (4П1):
где Ро — результаты, достигнутые в процессе обучения, определяются на основе как качественных, так и количественных показателей; Рц — результаты,
соответствующие целям обучения, выраженные в соответствующих параметрах. Для проведения сравнительного анализа эффективности применения в учебном процессе информационной технологии обучения и традиционной технологии обучения можно воспользоваться следующей формулой:
где Эито — эффективность информационной технологии обучения; Сэ — сумма оценок, полученных экспериментальной группой по итогам обучения с ее использованием; Ск — сумма оценок, полученных контрольной группой. Если затраты времени на обучение при использовании информационной технологии обучения и традиционной технологии обучения различны, то эффективность первой определяется по формуле:
где Квр — временной коэффициент, который выводится через отношения времени, необходимого на обучение в контрольной группе, ко времени, затраченному на подготовку слушателей экспериментальной группы. Этот коэффициент определяется по формуле (5П1): (5П1) В качестве одного из основных критериев оценки эффективности применения информационной технологии обучения в педагогических исследованиях часто используется коэффициент оценки (уровня знаний) Ко:
Если применение в учебном процессе информационной технологии обучения является более эффективным, чем использование традиционной технологии обучения, значение коэффициента Ко должно быть больше единицы. (В научных публикациях встречаются данные о повышении уровня знаний в 1, 5-3 раза, т. е. Ко = 1, 5-3.)
|