Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3.1 Сущность и виды инфляции
Инфляция («inflation» - от итальянского слова «inflatio», что означает «вздутие») представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен. В этом определении важны следующие слова: 1) устойчивая, что означает, что инфляция – это длительный процесс, устойчивая тенденция, и поэтому ее следует отличать от скачка цен; 2) общего уровня цен. Это значит, что инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на отдельные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличился общий индекс цен, т.е. дефлятор ВВП. Процессом, противоположным инфляции, является дефляция (deflation) – устойчивая тенденция снижения общего уровня цен. Существует также понятие дезинфляции (desinflation), что означает снижение темпа инфляции. Инфляция выражается с помощью индексов цен и их изменением. Различают несколько видов индексов цен: 1) индекс потребительских цен; 2) индекс цен производителей; 3) дефлятор ВНП и др. 1. Индекс потребительских цен (ИПЦ) – это соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг (называемого рыночной корзиной) для данного временного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.
Рассчитывается ИПЦ на основе стоимости рыночной потребительской корзины, которая включает набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года. (В развитых странах потребительская корзина включает 300-400 видов потребительских товаров и услуг, в России 122 вида товаров, из них 57 продовольственные, 40 – непродовольственных и 25 видов услуг).
2. Индекс цен производителей (ИЦП) рассчитывается как стоимость корзины товаров производственного назначения (промежуточной продукции) и включает, например, в США 3200 наименований. И ИПЦ, и ИЦП статистически подсчитываются следующим образом:
ИПЦ = IL = ( ptq0/ p0q0) ´ 100%= = Цена рын. корз. в тек. пер./ цена рын. корзины в базовом пер. х100 % Дефлятор ВНП показывает изменение общего уровня цен в стране. Рассчитывается на основе стоимости корзины конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года:
def ВВП = ( ptqt/ p0qt) ´ 100% = Номинальный ВНП/Реальный ВНП х 100% Как правило, для определения общего уровня цен и темпа инфляции используются ИПЦ (если набор товаров, включаемых в потребительскую рыночную корзину, достаточно велик) и дефлятор ВНП. Отличия ИПЦ от дефлятора ВНП, помимо того, что при их подсчете используются разные веса (базового года для ИПЦ и текущего года для дефлятора ВНП), заключаются в следующем:
· ИПЦ рассчитывается на основе только цен товаров, включаемых в потребительскую корзину, а дефлятор ВНП учитывает все товары, произведенные экономикой; · при подсчете ИПЦ учитываются и импортные потребительские товары, а при определении дефлятора ВНП только товары, произведенные национальной экономикой; · для определения общего уровня цен и темпа инфляции могут использоваться и дефлятор ВНП, и ИПЦ, но ИПЦ служит также основой для расчета темпа изменения стоимости жизни и «черты бедности» и разработки на их основе программ социального обеспечения; Зная индексы цен и в частности дефлятор ВВП можно рассчитать темп инфляции. Показатель темпа (или уровня) инфляции (rate of inflation - ) рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:
где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.
Рост уровня цен приводит к снижению покупательной способности денег. Под покупательной способностью (ценностью) денег понимают количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на одну и ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, поэтому ценность денег падает.
В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции. Если критерием служит темп (уровень) инфляции, то выделяют: умеренную инфляцию, галопирующую инфляцию, высокую инфляцию и гиперинфляцию. · Умеренная инфляция измеряется процентами в год, и ее уровень составляет 3-5% (до 10%). Этот вид инфляции считается нормальным для современной экономики и даже считается стимулом для увеличения объема выпуска. · Галопирующая инфляция также измеряемую процентами в год, но ее темп выражается двузначными числами и считается серьезной экономической проблемой для развитых стран. · Высокая инфляция измеряется процентами в месяц и может составить 200 - 300% и более процентов в год (заметим, что подсчете инфляции за год используется формула «сложного процента»), что наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой. · Гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40-50% в месяц или более 1000% в год. Классическими примерами гиперинфляции являются ситуация в Германии в январе 1922- декабре 1924 г. когда темпы роста уровня цен составили 1012 и в Венгрии (август 1945 – июль 1946 г.), где уровень цен за год вырос в 3.8 * 1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз. Если критерием выступают формы проявления инфляции, то различают: явную (открытую) инфляцию и подавленную (скрытую) инфляцию. · Открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен. · Подавленная (скрытая) инфляция имеет место в случае, когда цены устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения на товарном рынке) (рис.). Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров.
В зависимости от причины нарушения равновесия на рынке выделяют два вида инфляции: инфляцию спроса и инфляцию предложения (издержек). Если причиной инфляции служит рост совокупного спроса, то такой тип называется инфляцией спроса (demand-pull inflation). Рост совокупного спроса может быть вызван либо увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта), либо увеличением предложения денег. Основной причиной инфляции спроса большинство экономистов (особенно представители школы монетаризма) считают увеличение денежной массы (предложения денег), приходя к этому выводу из анализауравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена или уравнением Фишера). Как отмечал глава монетаризма, известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман: «Инфляция всегда и повсеместно есть чисто денежное явление».
Если инфляция вызвана сокращением совокупного предложения (что происходит в результате увеличе-ния издержек), то такой тип инфляции называется инфляцией издержек (cost-push inflation). Инфляция издержек ведет к уже известной нам ситуации стагфляции - одновременному спаду производства и росту уровня цен.
В зависимости от сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную Сбалансированная инфляция – это инфляция при которой цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными. Несбалансированная инфляция – это инфляция при которой цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу причем в различных пропорциях.
|