Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика этнокультурной ситуации в Европе. Формирование Европейского союза.
Особенностью процесса становления единой французской нации явилось то обстоятельство, что в него на протяжении многих веков вовлекались, помимо основного, самые разные народы и этносы, гораздо более неоднородные, чем, к примеру- в бывшей Югославии. Разумеется, становление государства не проходило безболезненно, однако нельзя сказать, что оно шло по преимуществу насильственным путем. Французская нация сложилась в результате многочисленных взаимопроникновений и смешений. Национальная французская самобытность не уничтожила провинциальную специфику, она лишь подчинила ее себе и переняла некоторые особенности, обогатившись этим. Именно так шел во Франции многовековой процесс образования нации и государства. За это время Французская революция внедрила в генетический код самосознания французов принцип духовного и национального единства. В нынешних условиях назревает новое изменение ситуации в этой области. Французская культура очень сильна. Это городская культура, обладающая к тому же мощной всеобщей системой образования. Это гражданская культура, имеющая светский характер, что уже само по себе наделяет ее способностью к политической и интеллектуальной интеграции этнического разнообразия. С другой стороны, концепция многоликого национального самосознания переживает кризис. Единство сознаний, национального и местного, распадается, если этническое смешение начинает угрожать провинциальной специфике. Отсюда провинциальное движение в защиту языка, культуры и экономики во имя спасения исчезающей самобытности. Похожая проблема встает и перед иммигрантами, которые хотят жить во французской цивилизации, не забывая при этом- какой они национальности. в труде француз, как и прежде, стремился быть рациональным и эффективным, ориентируясь на материальное преуспевание, престиж и успех. В повседневной жизни ориентацию на традиционные нормы протестантской этики заменила ориентация на удовольствие и творческое самовыражение в досуге. Кроме того, бюджет свободного времени француза значительно вырос. Представления о комфорте и досуге опустились к подножию социальной пирамиды - другими словами, если ранее они отличали лишь аристократию и буржуазию, то теперь стали достоянием среднего класса и достигли нижних этажей пирамиды - рабочих и крестьян. Увеличилось благосостояние французов, что повлекло изменение модели потребления: потребление стало умеренным (на смену количеству пришло качество). Качество жизни стало центральной темой в 70-80-е годы. В этой идее воплотились стремления к здоровому образу жизни, чистоте окружающей среды, естественности. Современный тип потребления далек от аристократической утонченности, он более демократичен, тяготеет к удобству, уюту, красоте и простоте. И что самое важное - в новых условиях потребление приобрело сильную эмоциональную окраску: оно призвано нести радость, хорошее настроение и самочувствие, так что ряд французских социологов назвали его «разумным гедонизмом»". В то же время потребление дает возможность выразить себя как личность - это важный шаг в воспитании индивидуального вкуса. Новый стереотип потребления и высокий уровень благосостояния привели к сдвигам в структуре бюджетных расходов. В своей повседневной жизни французы крайне расчетливы и не любят пускать деньги на ветер. Статистический подход к анализу культурно-досуговой практики французов свидетельствует об относительном благополучии в этой области, которое на деле, по мнению культурологов, оказывается мнимым: - посещение учреждений культуры и культурных мероприятий по-прежнему носит для большинства французов эпизодический характер; - потребность в образовании сменилась потребностью в развлечении: среднестатистический 4> ранцуз проводит у экрана телевизора или у монитора персонального компьютера в 9 раз больше времени, чем с книгой»; - тенденции приватизации досуга предопределяют его преимущественное проведение у себя дома. _________________________________________________________________________________________________
|