Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика этнокультурной ситуации в Европе. Формирование Европейского союза.






Особенностью процесса становления единой французской нации явилось то обстоятельство, что в него на протяжении многих веков вовлекались, помимо основного, самые разные народы и этносы, гораздо более неод­нородные, чем, к примеру- в бывшей Югославии. Разумеется, становле­ние государства не проходило безболезненно, однако нельзя сказать, что оно шло по преимуществу насильственным путем. Французская нация сложилась в результате многочисленных взаимопроникновений и сме­шений. Национальная французская самобытность не уничтожила про­винциальную специфику, она лишь подчинила ее себе и переняла неко­торые особенности, обогатившись этим.

Именно так шел во Франции многовековой процесс образования на­ции и государства. За это время Французская революция внедрила в ге­нетический код самосознания французов принцип духовного и нацио­нального единства. В нынешних условиях назревает новое изменение ситуации в этой области.

Французская культура очень сильна. Это городская культура, обладающая к тому же мощной всеобщей системой образова­ния. Это гражданская культура, имеющая светский характер, что уже само по себе наделяет ее способностью к политической и интеллекту­альной интеграции этнического разнообразия. С другой стороны, концепция многоликого национального самосоз­нания переживает кризис. Единство сознаний, национального и местно­го, распадается, если этническое смешение начинает угрожать провин­циальной специфике. Отсюда провинциальное движение в защиту языка, культуры и экономики во имя спасения исчезающей самобытности. По­хожая проблема встает и перед иммигрантами, которые хотят жить во французской цивилизации, не забывая при этом- какой они националь­ности. в труде француз, как и прежде, стремился быть рациональным и эффек­тивным, ориентируясь на материальное преуспевание, престиж и успех. В повседневной жизни ориентацию на традиционные нормы протестант­ской этики заменила ориентация на удовольствие и творческое самовы­ражение в досуге. Кроме того, бюджет свободного времени француза значительно вырос. Представления о комфорте и досуге опустились к подножию социальной пирамиды - другими словами, если ранее они отличали лишь аристократию и буржуазию, то теперь стали достоянием среднего класса и достигли нижних этажей пирамиды - рабочих и кре­стьян.

Увеличилось благосостояние французов, что повлекло изменение модели потребления: потребление стало умеренным (на смену количе­ству пришло качество). Качество жизни стало центральной темой в 70-80-е годы. В этой идее воплотились стремления к здоровому образу жиз­ни, чистоте окружающей среды, естественности. Современный тип по­требления далек от аристократической утонченности, он более демокра­тичен, тяготеет к удобству, уюту, красоте и простоте. И что самое важ­ное - в новых условиях потребление приобрело сильную эмоциональ­ную окраску: оно призвано нести радость, хорошее настроение и само­чувствие, так что ряд французских социологов назвали его «разумным гедонизмом»". В то же время потребление дает возможность выразить себя как личность - это важный шаг в воспитании индивидуального вку­са.

Новый стереотип потребления и высокий уровень благосостояния привели к сдвигам в структуре бюджетных расходов. В своей повсе­дневной жизни французы крайне расчетливы и не любят пускать деньги на ветер.

Статистический подход к анализу культурно-досуговой практики французов свидетельствует об относительном благополучии в этой об­ласти, которое на деле, по мнению культурологов, оказывается мнимым:

- посещение учреждений культуры и культурных мероприятий по-прежнему носит для большинства французов эпизодический характер;

- потребность в образовании сменилась потребностью в развлече­нии: среднестатистический 4> ранцуз проводит у экрана телевизора или у монитора персонального компьютера в 9 раз больше времени, чем с кни­гой»;

- тенденции приватизации досуга предопределяют его преимущест­венное проведение у себя дома.

_________________________________________________________________________________________________


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал