Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика культурной политики Франции.
Специфика французской культурной политики придает Франции уникальное положение не только в Европе, но и в мире: это одно из немногих государств, где за последние годы государство не дистанцировалось, а, наоборот, приблизилось к участию в культуре. Первые шаги к этому были предприняты в 60-е годы. Тогда во всех крупных провинциальных центрах открывались различные культурные учреждения с целью уменьшения культурного влияния столицы. Создание культурных учреждений «везде, где хочется» было явным перегибом политики 60-х, так как зачастую не учитывало ни наличие средств, ни наличие потребителей. ни руководителей проектов. Поворотным этапом в культурной политике Франции стало создание (Министерства культуры в 1981 г. вместо Государственного секретариата 4 по делам культуры и информации. В его ведение вошли также такие области, как информация, проблемы культуры франкоговорящего сообщества, реализация крупных проектов, К Основными направлениями деятельности Министерства культуры ' стали политика демократизации культуры и культурной децентрализации. Политика демократизации культуры. В «Социалистическом проек-м те для Франции 80-х годов», с которым Ф.Миттеран и его команда пришли к власти в 1981 году, указывалось, что «культура не должна быть рынком привилегированных потребителей», она «глобальна» и является одной из «составных частей жизни». Для культурной политики социалистов характерно стремление дать новое определение «культурного пространства» с целью расширить его, освободить из «тисков» элитарности, вовлекая как можно большее число граждан в процесс созидания и распространения культуры. Подспудная идея социалистов - сгладить доминирующую роль буржуазной культуры во французском обществе, устранить параллель, существующую между принадлежностью к определенному классу и потребностью в соответствующей культуре. Таким образом, политика демократизации культуры подразумевала включение в ее сферу областей, которые до сих пор напрямую не были связаны с идеей культуры. Например, такие музыкальные мероприятия, как «Буржская весна». «Генеральные штаты рока» и др., были нацелены на то, чтобы публика, общество, средства массовой информации признали существование иных музыкальных жанров, отличных от так называемой классической музыки. Еще одна область, долгое время находившаяся вне сферы культуры -цирк, значительно выиграла в результате расширения культурного пространства. В 1978 г. цирк был включен в сферу Министерства культурных дел (до этого он относился к Министерству сельского хозяйства Франции), а в 1979 г. был создан фонд модернизации цирка, значительно пополнившийся в 1981 г. Затем в 1984 г. был создан национальный центр циркового искусства, а национальной ассоциации циркового искусства поручено управлять дотациями Министерства культуры в этой области. В новые границы культурного пространства вошла также мода (открытие музея моды) и фотография (проведение выставок под названием «фотобезумства»), театры марионеток и т.д. Другим важнейшим аспектом новой политики в области культуры явилось широкое участие населения. Идея состояла в том, чтобы определить как относящиеся к культуре те культурные занятия, которые имели наиболее массовый характер, были привычными для французов и наилучшим образом отражали их причастность к национальному наследию, к французской самобытности. Оказались вновь в почете местные кулинарные специальности, реставрировались сельские достопримечательности - мельницы, фермы, церкви. Прикоснуться к культурным богатствам своей страны можно было прямо на рабочих местах (выставки на заводах, концерты и спектакли в пустующих помещениях) и в местах отдыха (культурный туризм).
|