Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мировосприятие через призму культуры
Существуя объективно, окружающий мир преломляется в человеческом сознании через призму культуры, модифицированную на основе индивидуальных восприятий личности. Таким образом, языковая картина мира включает универсальные черты, общие для всего человечества, черты культурно-специфические, а также индивидуальные черты, присущие определенной личности. Мир воспринимается не пассивно и определяется системой философских воззрений, религиозных верований, культурных традиций, нравственных ценностей, убеждений, предрассудков и стереотипов. На формирование картины мира также влияет множество субъективных факторов, начиная от остроты зрения индивида, его роста, жизненного настроя (пессимист видит мир в мрачном свете), отношения к воспринимаемому объекту (любовь преображает: не по хорошему мил, а по милому хорош; beauty lies in loving eyes) и кончая глубиной знания о мире. В процессе познания человек создает так называемые «ментальные карты» мира – концептуальные модели, в упрощенном виде представляющие перцептивные образы окружающей действительности. Упрощение помогает личности ориентироваться в сложном мире: наши поступки в известной мере определяются тем, каким мир кажется нам, а не тем, каков он на самом деле. Характер картины коммуниканта зависит от того, каким образом в ней уравновешиваются универсальный, культурно-специфический и личностный компоненты. С точки зрения МК, картина мира человека, родившегося и прожившего всю свою жизнь в небольшом городке или деревне, будет существенно отличаться от картины мира индивида, привыкшего путешествовать по свету и регулярно совершать трансконтинентальные перелеты. При этом нельзя утверждать, что последний будет иметь преимущества с точки зрения глубины знаний о мире: ученый, всю жизнь проживший на одном месте, может иметь глубочайшие знания о конкретном фрагменте действительности и энциклопедические знания о мире в целом. В данном случае речь идёт о разном соотношении ситуативного (фрагментарного) и внеситуативного (глобального) образов мира (в терминологии А. А. Леонтьева). Самое важное условие успешной МК – перцептивная готовность к восприятию различий и расширению картины мира при столкновении коммуниканта с явлениями, ему не знакомыми или отличными от его предшествующего опыта. Картина мира многофункциональна. А. Уоллес выделяет следующие ее функции: 1) объяснительная (explanatory); 2) оценивающая (evaluating); 3) подтверждающая (validating), т. е. оправдывающая определенные общественные порядки, уклады и воззрения; 4) усиливающая (reinforcing), т. е. психологически подкрепляющая социально-групповые устои; 5) интегративная (integrating), т. е систематизирующая восприятие окружающей действительности; 6) адаптивная (adaptational), т. е. служащая для разрешения конфликтов и ослабления культурного диссонанса. В качестве параметров, описывающих и характеризующих картину мира, могут выступать: 1) зрительные образы; 2) звуки; 3) запахи; 4) положение на шкале сопоставлений с другими объектами (большой / маленький; близкий / далекий; дорогой / дешевый и т. д.); 5) фреймовые структуры; 6) скрипты или сценарии действий в определенном контексте и т. д.
|