![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Признаки государства
Признаки государства — это его существенные характеристики, которые отличают государство от других политических организаций. В литературе признаки государства делят на две группы: вертикальные и горизонтальные. Если первые отличают государство от политической организации первобытного общества, то вторые — от современных государству политических организаций, например, политических партий, общественных движений. Выделяются следующие признаки государства: 1. Наличие публичной власти. Публичная власть государства отличается от общественной власти первобытного общества, т.е. от власти, совпадавшей со всем взрослым населением. Публичная государственная власть не совпадает с населением и осуществляется специальными государственными органами и должностными лицами. 2. Территориальная организация. Если первобытное общество было организовано по кровнородственному признаку, то общество, объединенное в государство — по территориальному. Территория государства очерчена государственной границей. К государственной территории относятся земная поверхность, внутренние воды, воздушный столб над ними, недра, а также территория посольств, консульств за рубежом, борт военных кораблей и самолетов, космических аппаратов, а также гражданских самолетов и кораблей, находящихся в нейтральных водах. 3. Наличие системы специальных государственных органов, совокупность которых именуется государственным аппаратом. 4. Государственный суверенитет, т. е. самостоятельность государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. 5. Связь с правом. Государство обладает монополией на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения по отношению к населению. 6. Система налогов и сборов. Государство, в отличие от других политических организаций, взимает налоги с физических и юридических лиц. В литературе иногда указываются и другие признаки, например, наличие вооруженных сил, единый язык для общения, единая денежная система, единая информационная и энергетическая системы, наличие определенной идеологии.
Монтескье привел принцип разделения властей в классическую форму, разделив власть на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Монтескье считал, что власти должны быть равноправны. Впоследствии Адамс дополнил теорию разделения властей идеей их взаимного сдерживания, и в США эта теория получила наименование системы сдержек и противовесов. Первыми нормативными актами, закреплявшими принцип разделения властей, явились Конституция США 1787 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г. во Франции. В РФ принцип разделения властей был впервые провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. До этого в СССР данный принцип не признавался, так как считалось, что власть едина и принадлежит народу в лице Советов народных депутатов. Принцип разделения властей выражается в следующем: 1. Законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным государственным органам и должностным лицам. 2. Власти автономны в своем функционировании, не могут быть устранены друг другом. 3. Никакая ветвь власти не может пользоваться теми полномочиями, которые по конституции предоставлены другой ветви власти. Идея разделения властей имела и своих противников. Например, Гегель считал идею взаимного ограничения властей ошибкой, так как при таком подходе как бы уже предполагается враждебность каждой из властей по отношению к другим, их взаимные опасения и противодействие. Один из американских президентов Вильсон указывал, что «чем больше власть подвержена разделению, тем более безответственной она становится». К недостаткам разделения властей относят их борьбу за перераспределение властных полномочий, перекладывание ответственности на другие ветви власти. Принцип разделения властей закреплен в Конституции РФ 1993 г. (ст.10). Действующая Конституция совмещает принцип разделения властей с разграничением полномочий федерального центра и субъектов Федерации (иногда такое разграничение называется вертикальным разделением властей). В науке и практике выделяется так называемая четвертая власть, причем одни понимают под ней контрольно-надзорные органы, другие — средства массовой информации.
34. Правовой статус личности: понятие и виды Правовой статус личности — это юридически закрепленное положение личности в обществе, в общественной жизни. Это правовое положение человека, отражающее его взаимоотношения с обществом и государством. От правового статуса следует отличать социальный статус, т. е. реальное положение человека в общественных отношениях. Право лишь закрепляет это фактическое положение, оформляет его. Социальный и правовой статус соотносятся как содержание и форма. В литературе используется также термин «социально-нормативный статус», т. е. такой, который определяется различными видами социальных норм, а правовой статус рассматривается как часть социально-нормативного. Слово «статус» в переводе с латинского означает «положение». В отечественной науке существуют две основные точки зрения на соотношение правового статуса и правового положения. Одни авторы (Матузов) отождествляют указанные понятия, другие (Витрук) считают правовой статус лишь частью правового положения личности. Основу правового статуса личности составляют субъективные права и юридические обязанности, которые закреплены в законодательных актах, прежде всего в конституций. Кроме того, в правовой статус личности иногда включают законные интересы, правосубъектность, правовые принципы и ряд других эл-тов. Правовой статус личности имеет исторически изменчивый характер и зависит от целого ряда факторов: экономического развития, вида политического режима, уровня правовой культуры и т.д. Наиболее простой классификацией видов правового статуса является его деление на общий, специальный и индивидуальный (единичный). Общий правовой статус — это положение лица как гражданина государства, причем во многих странах, в том числе в Российской Федерации, закреплен равный для всех общий правовой статус. Специальный статус отражает правовое положение человека как представителя определенной социальной группы (студенты, пенсионеры, государственные служащие и т.п.). Индивидуальный правовой статус определяется особенностями конкретного человека (возраст, пол, профессия, семейное положение и т.д.). Общий и индивидуальный правовой статус соотносятся как общее и единичное. Иногда в литературе приводится более развернутая классификация видов правового статуса. Например, В.Д. Перевалов различает общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности. При этом в международный статус входят права, свободы и обязанности, выработанные мировым сообществом и закрепленные в международных документах. В конституционный статус входят права, свободы и обязанности, закрепленные в основном законе страны. Отраслевой статус состоит из прав, обязанностей, законных интересов, закрепленных нормами определенной отрасли права.
|