Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие общества. Соотношение общества и государства
Общество — это постоянная совокупность людей, наделенных сознанием и волей, объединенных общими интересами и стремящихся к достижению единых целей. Некоторые авторы определяют общество как совокупность не людей, а общественных отношений. При этом общественными отношениями считаются толь ко те социальные связи, субъекты которых выступают как носители определенной социальной роли (работник, продавец, пассажир, супруг и т.д.). Общество является формой существования человечества. Условиями существования любого общества считаются власть, порядок и согласие. Социальная власть — это способность одних индивидов или социальных групп влиять на поведение других индивидов или групп, подчинять их своей воле. Можно выделить два основных вида социального регулирования — индивидуальное и нормативное. Индивидуальное адресовано конкретным лицам и направлено на разрешение конкретной ситуации (например, вынесение судебного решения). Нормативное адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на разрешение не одной, а всех подобных ситуаций. Примером нормативного социального регулирования может служить принятие закона. Чтобы участвовать в общественных отношениях, индивиду необходимо пройти процесс социализации. Социализация — это приобщение индивида к ценностям общества и правилам поведения в нем. Составной частью процесса социализации является правовая социализация. В мировой науке проблема соотношения О. и Г. является традиционной. Существовали различные мнения относительно пределов государственного вмешательства в общественную жизнь. Еще легисты считали, что взаимоотношения государства и народа строятся по принципу «кто кого», поэтому государство должно быть сильным, а общество — слабым, автоматически реагирующим на любое указание властей. Много позднее получили развитие концепции «минимального государства». Анархизм исходил из необходимости уничтожения государства, а марксисты предполагали, что будущее коммунистическое общество сможет обойтись и без государственного регулирования. В XX в. в ряде государств были сделаны попытки реализовать на практике тоталитарные теории государству, суть которых была выражена в формуле: «Все для Г., ничего против Г., ничего кроме государства». Дискуссия о соотношении общества и государства продолжается и по сей день. Общество возникает раньше, чем государство, и затем сосуществует с ним. Государство является результатом общественного развития, общественным продуктом, социальным институтом. Особенности развития государства зависят от особенностей развития общества, его различных систем. Г. является аппаратом управления общественными процессами. Наиболее важные общественные отношения регулируются Г. посредством права. Вместе с тем для того, чтобы управлять социальными процессами, государство должно обладать определенной самостоятельностью, автономией по отношению к обществу. Автономия Г., по мнению некоторых авторов, затем трансформировалась в так называемое отчуждение Г. от общества. Классики марксизма предлагали преодолеть такое отчуждение путем постепенного уничтожения самого Г. и перехода к коммунистическому общественному самоуправлению. В современных странах Запада апробирован другой путь — партицинация, т. е. участие общества, населения в управлении делами Г. Формами выражения партицинации можно считать референдумы, свободные выборы, отзыв избирателями депутата и т.д. Г. призвано содействовать развитию О., удовлетворению общественных потребностей. Однако истории известны случаи, когда государство, наоборот, подавляло общественную активность, дотошно регламентировало общественную жизнь, сковывало инициативу индивидов и социальных групп. Во многих современных странах провозглашена концепция социального государства, согласно которой Г. должно обеспечивать достойный уровень жизни общества, оказывать помощь социально незащищенным слоям населения.
|