![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение государства и права
Вопрос о соотношении государства и права включает три основных аспекта: сходства, различия, взаимодействие. Сходство государства и права проявляется в следующем: 1. Они возникают одновременно в силу одних и тех же причин. Возникновение государства и права является объективным процессом, имеющим длительный характер, а не одномоментным актом. 2. Государство и право сходны в типологии. Это значит, что определенному типу государства всегда соответствует определенный тип права. 3. И государство, и право определяются экономическими условиями жизни общества, потребностями людей, а также особенностями общественного сознания, культуры народа. Логически завершенную форму естественно-правовая теория получила в XVII—XVIII вв. в трудах Гоббса, Локка, Гроция, Радищева и др. В качестве основных положений ЕПД можно отметить следующие: 1. Разделение права и закона, естественного и позитивного права. По своему содержанию позитивное право должно в максимальной степени соответствовать естественному праву как идеалу, образцу. 2. Источник прав человека усматривался не в государстве и не в законе, а в самой человеческой природе. Различные представители ЕПД видят источник естественного права в общественной воле, разуме человека, морали, мировых ценностях, природных условиях, началах человеческой психики и т.д. Наиболее известными сторонниками естественно-правовых доктрин XIX—XX вв. являются: Штаммлер (доктрина естественного права с изменяющимся содержанием), Джон Роулз (естественное право как справедливость), Франсуа Жени (естественное право как объективно данная ценность), Лон Фуллер (естественное право как разумность, проявляющая себя в человеческих отношениях, как внутреннее моральное ядро закона). Достоинствами естественно-правовых доктрин являются следующие: 1) В них верно указывается, что законы могут быть неправовыми, поэтому их нужно приводить в соответствие с правом как выражением справедливости, свободы, равенства, разума. 2) Провозглашение прав человека естественными является препятствием для административного произвола. В современном мире естественный характер прав человека закреплен в конституциях многих государств, в том числе в Конституции РФ 1993 г. Критика концепции естественного права: 1. Провозглашая дуализм права, доктрины естественного права вводят путаницу между ценностью и реальностью, идеальным и фактическим. Объекту познания — праву — навязывается искусственная двойственность. 2. Ссылки на естественный закон освобождают человека от ответственности от принятия этических решений. 3. Естественно-правовые доктрины ведут к историческому детерминизму. Усилия человека оказываются напрасными перед действием естественного права. 4. Недостатком ранних естественно-правовых доктрин считается провозглашение ценностей естественного права абсолютными, универсальными. Это ведет к игнорированию культурного плюрализма человечества.
|