Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет № 21. 1 Власть, лидерство, авторитет: разновидности, формы
1 Власть, лидерство, авторитет: разновидности, формы. Их использование в управление туристскими предприятиями. Понятие власть означает способность того или иного лица влиять на окружающих с целью подчинения своей воле. Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть — это власть должности, к-ая обусловлена официальным местом должности ее занимающего в структуре управления организацией и измеряется либо числом сотрудников, к-ые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, к-ыми данное лицо может распоряжаться. Реальная власть — это как власть должности, так и влияние авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений. Границы формальной и реальной власти не всегда совпадают, часто их обладатели являются разными лицами. Существует несколько основ власти в организации: - Законная власть предоставляется индивиду в рамках его официальной должности в организации. - Экспертная власть основана на признании окружающими наличия у индивида недоступных им специальных знаний. - Власть, основанная на принуждении, подчинение, возникающее в результате страха, что отказ выполнить требования того, в чьих руках находится власть, повлечет за собой различного рода неблагоприятные последствия (страх физического насилия, страх перед официальными санкциями: штрафом, лишением премии). - Власть, основанная на вознаграждении, исполнитель уверен, что влияющий может оценить его действия и отметить определенным вознаграждением (увеличение зарплаты, повышение в должности, социальные выплаты). Другой основой власти является собственность на ресурсы, которыми данное лицо располагает, а другое нет, но в них нуждается - материальные ресурсы, необходимых для удовлетворения потребностей, и для того, чтобы их получить, нуждающееся в ресурсах лицо позволяет их обладателю властвовать над собой. - Информационная власть. основана на том, что координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью позволяют человеку или группе людей влиять на других. - Эталонная (референтная) власть — добровольное подчинение одних лиц другим. У такого подчинения может быть три причины: традиция, личная харизма и убежденность. Для эффективного руководства руководитель должен быть лидером. Лидерство — это целенаправленное влияние на людей, для того чтобы объединить их усилия ради достижения цели, которую все они разделяют. В теории управления используются три подхода к определению эффективности лидерства. 1. Личностный подход предполагает, что лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств, и если эти качества выявить, люди могут научиться воспитывать их в себе и становиться эффективными руководителями. Некоторые из них — уровень интеллекта и знаний, честность, здравый смысл, инициативность, хорошее образование, высокая степень уверенности в себе. 2. Поведенческий подход основан на утверждении, что эффективный руководитель определяется не личными качествами, а манерой поведения по отношению к подчиненным (стилем руководства). Его основной недостаток заключается в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. 3. Ситуационный подход основан на предположении, что для эффективного управления стили поведения и личные качества руководителя должны соответствовать конкретным ситуациям: руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. Признание коллективом личности руководителя, оценка соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям говорит о заслуженном авторитете, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Авторитет следует рассматривать как систему отношений, ценностей и результатов работы. Различают 2 источника авторитета: официальный А, определяемый занимаемой должностью (должностной статус); реальный А — фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус). Решение авторитетного менеджера принимается без внутреннего сопротивления и выполняется без дополнительного административного нажима. Менеджер, не пользующийся авторитетом, не вызывает доверия подчиненных, что оборачивается недоверием к его решениям. Приемы создания (формирования) авторитета должны отвечать действующим в обществе нормам этики и морали. Искусственные приемы формирования авторитета приводят к созданию мнимого, или ложного, авторитета (псевдоавторитета). Выделяют следующие разновидности псевдоавторитета. Авторитет расстояния. А вторитет возрастает, если рук-ль держится с подчиненными официально, на расстоянии. Авторитет доброты. Девиз руководителя — «Всегда быть добрым». Такая доброта снижает требовательность. Авторитет педантизма. прибегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненными. Авторитет чванства. Рук-ль высокомерен, гордится бывшими, мнимыми заслугами, старается их подчеркнуть. Авторитет подавления. П рибегает к угрозам, считая, что такие приемы укрепят его авторитет.
2 В отличие от регулярных и дополнительных рейсов, вылеты которых строго регламентированы расписанием, чартерные авиалинии являются перевозками вне расписания и имеют ряд характеристик: ■ чартерный рейс выполняется по чьему-то заказу, то есть в отношения с авиакомпанией вступает другая сторона, готовая полностью оплатить стоимость чартерной перевозки и в полном объеме взять риск по продаже билетов на себя; ■ чартерные авиарейсы могут назначаться на любую дату и время вылета по требованию заказчика рейса, с согласованием со службами движения воздушных судов указанных аэропортов (вылета и назначения) и самой авиакомпанией; ■ дестинация чартерного авиарейса указывается заказчиком, но требует дополнительного согласования возможностей аэропорта назначения (особенно при заказе чартерных рейсов принципиально новых направлений); ■ обычно возможно приобретение билетов на чартерные авиарейсы только в оба конца (в ряде стран, согласно национальных правил чартерных воздушных перевозок, продажа авиабилетов на чартерные рейсы в одну сторону категорически запрещена!); ■ правом на распространение авиабилетов на чартерный рейс обладает только его заказчик или уполномоченные агенты и представители заказчика (в том числе, ими могут быть и билетные службы летящей авиакомпании); ■ политика ценообразования, предоставления скидок и льгот на чартерных авиалиниях находится в ведении заказчика рейса. Он назначает размер тарифа, исходя из собственных коммерческих интересов, а также размеры льгот, скидок для различных категорий граждан; ■ в ряде государств мира, согласно правил чартерных воздушных перевозок запрещается продажа билетов на чартерный авиарейс иностранным гражданам и лицам без гражданства. Экономический смысл чартера заключается в полной передаче риска незаполняемости салонов и простоя кресел авиаперевозчика на заказчика авиарейса в обмен на значительный дисконт на среднюю стоимость одного кресла со стороны авиакомпании. Заказчиками чартерной перевозки может быть какое угодно физическое или юридическое лицо, имеющее необходимую для своевременной оплаты чартера сумму денежных средств и возможность распространения и продажи авиабилетов. На практике чаще всего заказчиками чартеров являются: ■ единичные туристические операторы, организующие туры на массовых направлениях и имеющие собственные возможности обеспечения максимальной загрузки бортов; ■ пулы туристических операторов — то есть их временные объединения, усилия которых направлены на совместный выкуп чартерной линии и активную продажу кресел. В пуле обычно выделяют консолидирующих туроператоров, то есть имеющих либо максимальные блоки мест на бортах, либо явившихся инициаторами данной чартерной программы. При такой форме чартера операторы распределяют между собой блоки кресел на борту, а в дальнейшем их финансовая ответственность (обязанность своевременной оплаты и риск реализации билетов) ограничивается размером этих блоков; ■ авиаброкеры — имеющие непосредственное отношение либо к туристическому, либо к рынку авиаперевозок организации, занимающиеся фрахтованием воздушных судов с целью последующей оптовой перепродажи чартера (либо полностью программы, либо блоками кресел) туристическим операторам. Несмотря на необходимость переплаты за услуги брокеров, многие операторы прибегают к их услугами, поскольку последние либо не имеют возможности вести переговоры с авиакомпанией (географическая удаленность, отсутствие опыта, «подмоченная» репутация оператора), либо возможностей своевременной оплаты чартера (авиаброкеры обычно предлагают систему более выгодных для оператора отсрочек платежа по реализуемым креслам), либо готовы приобрести блок мест, размер которого неприемлем для авиакомпании (обычно, авиакомпании устанавливают минимальный блок кресел на чартерные перевозки, оплатить который мелким туроператорам не представляется возможным). В нашей стране авиаброкеры кроме связей на туристическом и авиарынках обычно имеют солидную поддержку финансовых структур, позволяющую им производить раннюю оплату чартерных программ (что является поводом требования дополнительных дисконтов со стороны авиакомпании), а потом в собственных коммерческих интересах проводить политику перепродажи блоков субъектам туристического рынка, учитывая их возможности и потребности (например, политика дробления блоков на более мелкие, дробление чартерных программ, предоставление рассрочки платежей и т.д.); ■ собственно авиакомпания также может организовывать чартерные программы на своих воздушных судах (особенно, если летная загрузка лайнеров это позволяет) с целью освоения новых дестинаций, привлечения клиентов, получения дополнительной прибыли.
3 Социо-культурные деффекты международного туризма
Таким образом, негативное воздействие въездного туризма на социальную сферу жизнедеятельности местного сообщества происходит в следующих направлениях: — создание дисбаланса в социальной структуре местного общества посредством появления как нового социального образования — класса работников туристической сферы, так и в результате присутствия в социальной структуре местного сообщества принципиально нового, непривычного «лжепраздного» класса приезжих туристов, обладающих собственными социальными статусами, ценностями, амбициями, нормами поведения и оказывающих колоссальное влияние на традиционные социальные страты; — эрозия традиционных социальных институтов (особенности института семьи и брака, отношении между поколениями) местного сообщества в результате ценностной и принципной ассимиляции ряда индивидов — членов местного сообщества с приезжающими туристами; — рост дивиантного поведения среди местного населения вследствие как демонстративности праздного поведения приезжающих туристов, так и экономических условий занятости в туристической индустрии; — криминализация местного сообщества, рост преступности как последствия стремительного роста активности местного потребительского рынка и объема иностранных инвестиций. Таким образом, международный туризм, оказывая воздействие на политическую сферу жизнедеятельности местного общества через экономические рычаги, несет в себе ряд негативных для местной политической системы последствий: — становясь предметом политических игр и спекуляций как на национальном, так и на международном уровнях, что влечет дисбаланс в политической сфере местного сообщества; — заставляя местные власти идти на послабления ради туризма, способные подорвать безопасность и суверенитет местного сообщества; — формируя ведущий к определенной зависимости от политической воли других регионов или государств политический курс местных властей.
|