![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нематериальные активы как объект оценки
Нематериальные активы состоят из трех основных групп: • интеллектуальная собственность (ИС) — это права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, к защите против недобросовестной конкуренции; а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях; • деловая репутация бизнеса (гудвилл) — это преимущества, которые получает покупатель при покупке уже существующей и действующей компании, по сравнению с организацией новой фирмы. Деловая репутация не существует отдельно от предприятия. Это неотчуждаемый актив. Ею нельзя распорядиться отдельно от предприятия. Эта черта отличает данный вид активов от всех иных объектов бухгалтерского учета, включая другие виды нематериальных активов. Деловая репутация может быть: - положительная — означает, что стоимость предприятия превышает совокупную стоимость его активов и пассивов; что предприятию присуще нечто такое, что не определяется стоимостью его активов и пассивов. Таким нечто может быть наличие стабильных покупателей, выгодное географическое положение, репутация качества, навыки маркетинга и сбыта, техническое ноу-хау, деловые связи, опыт управления, уровень квалификации персонала и т. п. Эти факторы обеспечивают более высокий уровень прибыли, чем тот, что может быть получен при использовании аналогичных активов и пассивов, но в отсутствие отмеченных нематериальных факторов; - отрицательная — свидетельствует об обратном (неудобное географическое положение, плохие деловые связи, скандалы, судебные процессы в прошлом и др.); • организационные расходы — это гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги за регистрацию фирмы и так далее, осуществляемые в момент создания. Расходы по переоформлению учредительных документов, изготовление новых печатей и штампов в состав нематериальных активов не включаются. Нематериальные активы неоднородны по своему составу, по характеру использования в процессе производства, по степени влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому необходима классификация нематериальных активов, которая может быть произведена по ряду признаков: 1) уровню использования в производстве: • функционирующие (работающие) объекты, применение которых приносит предприятию доход в настоящий период; • нефункционирующие (неработающие) объекты, которые не используются по каким-либо причинам, но могут применяться в будущем; 2) степени влияния на финансовые результаты предприятия: • объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию; • объекты, опосредованно влияющие на финансовые результаты; 3) степени правовой защищенности: • защищенные охранными документами (патентами и др.); • не защищенные охранными документами. Основные характеристики нематериальных активов: • отсутствие материально-вещественной (физической) структуры; • использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд; • использование их в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем; • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.). Оценка стоимости нематериальных активов проводится в следующих случаях: • купля-продажа лицензий, патентов; • определение вида и размеров лицензионных платежей, условий предоставления франшизы; • внесение прав на нематериальные активы в качестве вклада в уставный капитал предприятия; • приватизация или национализация предприятий; • реструктуризация предприятия; • определение стоимости НМА и ИС для общей оценки стоимости предприятия; • определение или уточнение налогооблагаемой базы предприятия; • кредитование с использованием объектов НМА и ИС в качестве залога; • переход предприятия на МСФО; • принудительное лицензирование; • определение ущерба при нарушении исключительных прав; • переуступка долговых обязательств; • имущественные споры.
|