Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные понятия. Материал для подготовки к контрольнойСтр 1 из 6Следующая ⇒
Материал для подготовки к контрольной РАЗДЕЛ 1. Введение в экономику и экономическую теорию. Тема 1. Экономика и экономическая теория: предмет, функции, Развитие.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Составьте пары из определений и понятий
ТЕСТЫ 1. Предметом экономической теории является: a) НТП; b) экономические ресурсы; c) производительные силы общества; d) экономические отношения людей. 2. Нормативная экономика отвечает на вопрос... a) Что есть в экономической жизни общества? b) Что должно быть в экономической жизни общества? c) Как производить? d) Что производить? 3. Позитивная экономическая теория изучает... a) оценочные сведения; b) то, что есть в экономической жизни общества; c) то, что должно быть в экономике; d) модели экономического развития страны. 4. К функциям экономической теории не относится a) распределительная; b) методологическая; c) практическая; d) познавательная. 5. Экономическая теория – это наука о (об) _________в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях ограниченности ресурсов. a) использования экономических ресурсов; b) производстве товаров и услуг; c) взаимоотношениях людей; d) богатстве, создаваемом. 6. Метод познания, основанный на соединении в единое целое отдельных частей явления, называется… a) синтезом; b) научной абстракцией; c) анализом; d) дедукцией. 7. Основными методами экономической теории являются… a) метод научной абстракции, дедукции и индукции, математического моделирования, позитивного и нормативного экономического анализа; b) социологические методы исследования; c) метод наблюдения, эксперимента, опроса и анкетирования; d) методы статистической и мозговой атаки. 8. Предметом изучения экономической теории не является проблема… a) ограниченности ресурсов; b) эффективности использования ресурсов; c) максимального удовлетворения растущих потребностей; d) избыточности производственных ресурсов. 9. Люди вступают в экономические отношения по поводу присвоения… a) экономических ресурсов и благ; b) только потребительских благ; c) природных ресурсов; d) только производственных ресурсов. 10. Отношения по поводу повышения качества и производительности труда – это: a) экономические отношения производства; b) экономические отношения распределения; c) экономические отношения обмена; d) экономические отношения потребления. 11. Общность экономических законов и законов природы состоит в том, что они.... a) создаются людьми и используются в практической деятельности; b) действуют стихийно; c) устанавливаются государством для регулирования экономики; d) действуют независимо от воли и сознания людей. 12. К характеристике экономических законов не относится то, что они… a) познаваемы; b) носят объективный характер; c) создаются людьми; d) действуют только в экономических системах. 13. Кто из древнегреческих мыслителей считал, что в городах, где много покупателей можно прокормиться, занимаясь лишь одним ремеслом: a) Анаксимандр; b) Ксенофонт; c) Аристотель; d) Платон. 14. Основные идеи, какой школы сводились к тому, что богатством общества является драгоценные металлы или металлические деньги, а источником увеличения богатства – внешняя торговля: a) физиократы; b) меркантилисты; c) марксистская политэкономия; d) институционалисты. 15. Кто из ученых был представителем школы физиократов? a) А. Тюрго; b) У. Петти; c) Дж. Ло; d) В.К. Дмитриев. 16. Согласно учению Ф. Кенэ о «чистом продукте» последний создается в… a) торговле; b) бизнесе; c) промышленности; d) сельском хозяйстве. 17. Теорию трех факторов производства (труд, земля, капитал) обосновал… a) Милль; b) Мальтус; c) Сей; d) Риккардо. 18. Метод предельного анализа является инструментом исследования… a) социалистов-утопистов; b) кейнсианцев; c) классической политэкономии; d) маржиналистов. 19. Одним из представителей теории маржинализма является… a) Менгер; b) Монкретьен; c) Мизес; d) Маркс.
Проблемные вопросы для обсуждения на семинарских занятиях 1. Чем различаются экономическая теория, политэкономия, экономикс? 2. Почему предмет экономической теории у разных школ различен? 3. Какие методы использует экономическая теория для познания экономических явлений и процессов? 4. Каково содержание метода научной абстракции и для чего его следует применять? 5. Что такое позитивный и нормативный анализ? Приведите примеры. 6. Какие функции выполняет экономическая теория? 7. На каких уровнях экономическая теория изучает экономические явления и процессы? 8. Какие экономические отношения не являются производственными? 9. В чем единство и различие экономических законов и категорий? 10. Какое значение для науки и практики имеет наличие многообразия современных экономических направлений и школ? 11. Назовите фамилии известных ученых в области экономической теории (в том числе Нобелевских лауреатов по экономике).
Тема 2. Экономические системы.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Составьте пары из определений и понятий
ТЕСТЫ 1. Функциями экономической системы являются (2 ответа): a) воспроизводственная; b) регулирующая; c) практическая; d) контролирующая. 2. Какой субъект экономической системы производит общественные блага? a) домашние хозяйства; b) предпринимательский сектор; c) государство; d) заграница. 3. Домохозяйства – это экономическая единица, которая… a) покупает ресурсы с целью получения максимального дохода; b) покупает ресурсы с целью минимизации своей полезности; c) владеет ресурсами и стремится получить максимальный доход; d) владеет ресурсами и стремится получить максимальное удовлетворение потребностей. 4. Собственность как юридическая категория характеризуется чертами (2 ответа): a) субъективностью; b) собственность как отношение присвоения- отчуждения; c) условия и результаты производства как объекты собственности; d) отношением человека к вещи. 5. Общественная собственность – это собственность, при которой: a) различные объекты принадлежат всему обществу; b) условия и результаты производства принадлежат отдельной группе лиц; c) каждый индивид реально имеет право владеть, распоряжаться и пользоваться условиями и результатами производства с учетом своих интересов. 6. Собственность как экономическая категория характеризуется чертами (2 ответа): a) субъективностью; b) собственность как отношение присвоения- отчуждения; c) условия и результаты производства как объекты собственности; d) отношение человека к вещи. 7. К недостаткам государственной собственности не относится… a) монополизм в экономике; b) концентрация ресурсов и централизованное управление после войны; c) невозможность разделить экономику и политику; d) тенденция к банкротству. 8. Права _____входят в триаду основных правомочий собственности a) использования, управления и суверена; b) управления, суверена и на безопасность; c) владение, управление и остаточный доход; d) владения, пользования, распоряжения. 9. Если производство осуществляется в интересах отдельного индивидуума, то имеет место… a) коллективная собственность и коллективное присвоение; b) общественная собственность и общественное присвоение; c) коллективная собственность и частное присвоение; d) частная собственность и частное присвоение. 10. Какая черта характеризует рыночную экономику? a) госпланирование; b) централизованное распределение ресурсов; c) приоритет производителя; d) приоритет потребителя. 11. Для смешанной экономической системы не характерно: a) товарное производство; b) осуществление экономической власти через административно-бюрократические методы; c) активное участие государства в рыночных процессах; d) социальная направленность. 12. Для какой модели смешанной экономики характерно всемерное поощрение предпринимательства: a) немецкой; b) американской; c) японской; d) шведской. 13. К основным характеристикам шведской модели смешанной экономики относятся…(2 ответа): a) эффективная социальная политика; b) огромная роль государства в обеспечении высокого уровня жизни; c) ставка на личный успех, непризнание социального равенства; d) поощрение и свобода предпринимательской деятельности. 14. К признакам американской модели экономики можно отнести…2 a) сохранение национальных традиций; b) минимальная безработица; c) поощрение предпринимательства; d) Обеспечение НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок) 13. Для какого типа экономической системы характерно централизованное распределение ресурсов по установленному плану: a) для рыночной экономики; b) для административно-командной экономики; c) для смешанной экономики. 14. Для какого типа экономической системы характерно эффективное распределение ресурсов, которые с помощью конкуренции направляются в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается: a) для традиционной экономической системы; b) для рыночной экономики; c) для административно-командной экономики. 15. В командной экономике распределение осуществляется…(2 ответа) a) на основе механизма «невидимой руки»; b) децентрализовано; c) на основе директивного государственного планирования; d) централизованно. 16. Для традиционной экономики характерны… a) замкнутость, низкая производительность труда; b) распределение благ на основе обычаев; c) экономическая свобода, совершенная конкуренция; d) преобладание государственной собственности, отсутствие конкуренции. 17. Градуализм – это экономическая концепция, предполагающая… a) резкое сокращение государственных расходов; b) одномоментную либерализацию цен; c) минимальную роль государства в формировании рынка; d) проведение последовательных реформ. 18. Переходная экономика не характеризуется a) воспроизводством уже сложившейся системы; b) неустойчивостью, нестабильностью развития; c) многоукладностью; d) разрушением сложившейся системы. 19. Акционерная собственность относится к … a) общей долевой; b) частной долевой; c) общей совместной; d) частной индивидуальной. 20. В переходной экономике к основным направлениям социальной политики государства не относят … a) гарантирование членам общества стабильного дохода; b) обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг; c) поддержание способностей членов общества к труду; d) обеспечение защиты от безработицы и инфляции. 21. В Российской Федерации детские сады преимущественно являются объектом _________ собственности. a) федеральной; b) региональной; c) общенародной; d) муниципальной. 22. В современной экономической системе _____________ относится к объекту муниципальной собственности. a) троллейбусный транспорт; b) скутер; c) кафе; d) косметика. 23. В экономической системе, называемой индустриальным обществом, ведущим сектором является. a) сельское хозяйство; b) промышленность; c) банки; d) наука. 24. В экономической системе, называемой постиндустриальным обществом, ведущим сектором является … a) промышленность; b) сельское хозяйство; c) наука; d) банки. 25. Государственная собственность относится к … a) общей совместной; b) общей долевой; c) частной совместной; d) частной индивидуальной. 26. Государственная форма собственности в России не характерна для … a) легкой промышленности; b) фундаментальной науки; c) экологической защиты; d) Центрального Банка России. 27. Директивный способ распределения производительных сил является характерной чертой _______ экономики. a) традиционной; b) чисто рыночной; c) административно-командной; d) смешанной. 28. Для ________ модели смешанной экономики присущи преобладание «семейного» типа собственности, активное участие государства в производственном процессе, экспортная специализация в отраслях среднего технологического уровня. a) итальянской; b) французской; c) немецкой; d) японской. 29. К субъектам собственности среди прочего относят … a) трудовой коллектив; b) имущество предприятия; c) автомобиль; d) квартиру. 30. Отставание уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда характерно для _________ модели смешанной экономики. a) японской; a) французской; b) американской; c) шведской. 31. Предметы личного потребления выступают объектами ________ или личной форм собственности. a) общей совместной; b) муниципальной; c) семейной долевой; d) общественной. 32. При реализации «шоковой терапии» одним из первых шагов будет … a) сохранение централизованного планирования; b) проведение политики протекционизма; c) проведение либерализации цен; d) психологическое привыкание субъектов к новым условиям хозяйствования. 33. Приоритетная роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, а также высокий уровень социальной дифференциации являются характерными чертами _________ модели экономики. a) американской; b) японской; c) немецкой; d) французской. 34. Производство, которое характеризуется применением ручных орудий труда и тем, что главной отраслью экономики является сельское хозяйство, называется __________ производством. a) инструментальным; b) доиндустриальным; c) индустриальным; d) постиндустриальным. 35. Развитая система пожизненного найма на работу характерна для смешанной экономики … a) Японии; b) Швеции; c) США; d) России. 36. Экономика, невосприимчивая к достижениям технического прогресса, плохо поддающаяся реформированию, называется … a) традиционной; b) рыночной; c) смешанной; d) командной. 37. Экономики Японии, Южной Кореи, Франции являются примерами ______ экономической системы. a) традиционной; b) административно-командной; c) смешанной рыночной; d) чисто рыночной. 38. Экономическая система, в которой связь между производством и потреблением осуществляется только посредством государственного регулирования, называется … a) традиционной; b) административно-командной; c) смешанной рыночной; d) чисто рыночной. 39. Экономическая система, в которой связь между производством и потреблением осуществляется только посредством конкурентного механизма, называется … a) традиционной; b) административно-командной; c) смешанной рыночной; d) чисто рыночной. 40. Экономическое содержание собственности не характеризуют отношения a) владения; b) присвоения; c) хозяйственного использования; d) экономической реализации.
1. Сравнительный анализ натурального и товарного производства. А) сопоставьте натуральное и товарное производство по следующим основным признакам: замкнутое или открытое хозяйство; развитое или неразвитое разделение труда; прямая или косвенная связь производства с потреблением продуктов. Б) Установите, совместимы или несовместимы между собой натуральное и товарное хозяйство.
Проблемные вопросы для обсуждения на семинарских занятиях 1. В чем сущность экономической системы? 2. Охарактеризуйте основные субъекты экономической системы, опишите их роль. 3. Какую роль играет хозяйственный механизм в экономической системе? 4. В чем отличие в понимании собственности у разных экономических школ? 5. Какова сущность собственности как экономической категории? 6. В чем различия собственности по экономическому и юридическому содержанию? 7. Каково содержание отношений присвоения-отчуждения? 8. Какие типы и формы собственности существуют в современной экономике России? 9. Почему смешанная экономика имеет больше преимуществ перед остальными экономическими системами? 10. Перечислите важнейшие черты традиционной экономики. 11. В чем состоят достоинства и недостатки рыночной и административно-командной системы? 12. В чем плюсы и минусы социальной дифференциации, которую привносит рыночная система?
Тема 3. Общественное производство.
|