Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные понятия. Составьте пары из определений и понятий А) такая ситуация на рынке, при которой конкурентные силы спроса и предложения устанавливают цену
Составьте пары из определений и понятий
ТЕСТЫ 1. Закон предложения при прочих равных условиях устанавливает: a) обратную связь между ценой и количеством предлагаемого товара; b) прямую связь между ценой и количеством предлагаемого товара. 2. Кривая рыночного спроса показывает: a) как будет снижаться потребление благ при снижении доходов покупателя; b) по какой цене будет осуществляться подавляющая часть сделок; c) что потребители склонны покупать больше товаров по более высоким ценам; d) какое количество блага потребители желают и могут приобрести в единицу времени при различных ценах. 3. Какое понятие выражает способность и желание людей платить за товар? a) потребность; b) нужда; c) спрос; d) предложение. 4. Рыночное равновесие возникает, если: a) увеличиваются доходы потребителей; b) спрос равен предложению; c) совершенствуется технология производства; d) растет объем производства. 5. В результате строительства нового предприятия количество произведенных в стране телевизоров выросло. В этом случае, скорее всего… a) возрастут цена и объем продаж; b) возрастет объем продаж и снизится цена; c) снизятся цена и объем продаж; d) снизятся объем продаж и цена. 7. На рисунке показаны кривые спроса и предложения фруктов. Если будет собран хороший урожай фруктов… a) предложение сдвинется влево и цена товара повысится; b) спроса сдвинется влево и цена товара понизится; c) спроса сдвинется вправо и цена товара повысится; d) предложения сдвинется вправо и цена товара снизится. 8. На рисунке показаны кривые спроса и предложения. Если при прочих равных условиях уменьшится количество покупателей, то (2 ответа) a) увеличится объем продаж; b) цена товара не изменится; c) уменьшится объем продаж; d) снизится равновесная цена товара. 9. При прочих равных условиях сдвиг кривой спроса вправо для товаров низшей категории может быть связан: a) с увеличением цен на дополняющие товары; b) с уменьшением цен на замещающие товары; c) с ростом цен на данный товар; d) с уменьшением доходов потребителей. 10. При прочих равных условиях сдвиг кривой предложения вправо приводит: a) к росту равновесной цены и равновесного количества; b) к снижению равновесной цены и равновесного количества; c) к росту равновесной цены и снижению равновесного количества; d) к снижению равновесной цены и росту равновесного количества. 11. Что случится на рынке, где существует конкуренция, если величина предложения превысит величину спроса? a) потребительский спрос возрастет; b) производители увеличат выпуск товаров; c) рыночная цена упадет; d) рыночная цена поднимется. 12. Эффект дохода проявляется в увеличении количества покупок товаров в случае… a) роста номинальной заработной платы; b) постоянного роста цен; c) непредвиденной инфляции; d) снижения цены на отдельный товар или товары. 13. Определите товар, спрос на который более эластичен: a) бензин; b) бензин на отдельной бензоколонке в Москве. 14. Если изменение объемов продаж с 4000 до 4600 ед. было вызвано снижением цен на 2 %, спрос на этот товар a) единичной эластичности; b) абсолютно эластичный; c) эластичный; d) неэластичный. 15. Если цена на сигареты увеличилась на 10%, а число курильщиков уменьшилось на 4 %, то в данном случае имеет место спрос… a) единичной эластичности; b) неэластичный; c) эластичный; d) совокупный. 16. При повышении цены товара на 10%, спрос на него снизился на 12%. Это означает, что коэффициент ценовой эластичности спроса равен… a) коэффициент 1, 2; спрос эластичный; b) коэффициент 1, 2; спрос неэластичный; c) коэффициент 5/6; спрос эластичный; d) Коэффициент 5/6; спрос неэластичный. 17. Цена товара снизилась на 9%, спрос на товар при этом увеличился на 6%. Это означает, что коэффициент эластичности спроса равен… a) коэффициент 1, 5; спрос неэластичный; b) коэффициент 2/3; спрос эластичный; c) коэффициент 1, 5; спрос эластичный; d) коэффициент 2/3; спрос неэластичный. 20. При каком из видов конкуренции продавцы делают упор на отличительные особенности своего товара, его качество, продвижение, упаковку, сервис: a) отраслевая конкуренция; b) межотраслевая конкуренция; c) ценовая конкуренция; d) неценовая конкуренция. 21. Непреодолимые барьеры входа в отрасль характерны для… a) чистой монополии; b) монополистической конкуренции; c) олигополии; d) совершенной конкуренции. 22. Отличительной чертой модели монополистической конкуренции от модели совершенной конкуренции является… a) отсутствие барьеров для притока других капиталов; b) отсутствие влияния отдельной фирмы на объем отраслевого предложения; c) наличие на рынке дифференцированного продукта; d) Присутствие на рынке большого множества фирм. 23. Отрасли, в которых функционирует 3-8 крупных фирм, относят к… a) монополистической конкуренции; b) монополии; c) олигополии; d) совершенной конкуренции. 24. Обязательной характеристикой рынка в модели олигополии не является … a) отсутствие барьеров на вход и на выход с рынка; b) наличие барьеров на вход и на выход с рынка; c) ограниченное число фирм; d) стремление каждой фирмы на рынке к получению максимально возможной прибыли. 25. Применение ценовой дискриминации возможно, если фирма… a) занимается перепродажей благ; b) обладает значительной рыночной властью; c) продает благо разным потребителям по одной цене; d) не обладает рыночной властью. 26. Предоставление более продолжительного срока гарантийного обслуживания на купленный товар относится к… a) монополистической конкуренции; b) методам ценовой конкуренции; c) ценовой дискриминации покупателей; d) методам неценовой конкуренции. ЗАДАЧИ Задача 1. В таблице приведены данные об объемах индивидуального спроса на рыбу потребителей Иванова, Петрова и Сидорова. Постройте графики индивидуальных и рыночного спроса на данный товар.
Задача 2. Если рост дохода на 30% привел к увеличению спроса на телевизоры на 6%, то эластичность спроса по доходу на этот товар равна:
Задача 3. Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнением: Qd=2400-100P, Qs=1000+250P. Рассчитайте равновесную цену и равновесный объем. Администрация установила цену в 2 у.е. Каковы последствия этого решения? Задача 4. Спрос и предложение на рынке описываются уравнением: Qd = 600-2Р; Qs= 300+4Р. Рассчитайте равновесную цену и равновесный объем. Администрация установила цену в 10 у.е. Каковы последствия этого решения? Задача 5. Цена на каждый из приведенных ниже товаров снизилась на 20%. Спрос на какой из них, вероятнее всего, возрастет в наибольшей степени:
Задача 6. Если спрос и предложение заданы функциями Qd=25-2P, Qs=10+Р, государство устанавливает минимальную цену продаж в размере 6 д.ед., то в результате этих действий на рынке образуется излишек товара в размере_____ ед. продукции. Задача 7. Гипотетические шкалы спроса и предложения для яиц показаны в приводимой ниже таблице.
А) Начертите кривые спроса и предложения для яиц и найдите равновесную цену и равновесное количество. Б) Если цена товара равна 12 руб., возникнет дефицит / избыток? А если цена станет 18 руб.? Задача 8. Изменение точки равновесия под влиянием неценовых факторов. В таблице приведены различные факторы, которые могут оказывать влияние на рынок парусных судов.
Укажите результат, который каждый фактор может оказывать на рынок, используя следующие обозначения: «+» - увеличение, «-«- уменьшение, 0 – отсутствие изменений. Проиллюстрируйте ответы графически. Задача 9. Кривая спроса на туристические рюкзаки в небольшом городке Энск описывается следующим уравнением: Qd = 700- 2Р, где Qd – объем спроса в месяц, Р – цена. Кривая предложения рюкзаков описывается следующим уравнением: Qs= - 100+2Р, где Qs – месячный объем предложения. Каковы равновесные цена и объем товара?
Задача 10. Кривая спроса на карандаши описывается следующим уравнением: Qd =800-20Р, где Qd – объем спроса в месяц, Р – цена. Кривая предложения рюкзаков описывается следующим уравнением: Qs= - 400+40Р, где Qs – месячный объем предложения. Каковы равновесные цена и объем товара? Проблемные вопросы для обсуждения на семинарских занятиях 1. Что такое рыночный механизм? Каковы его элементы? 2. Какие доводы можно привести в пользу того, что при изучении парной категории «спрос и предложение» анализ начинается со спроса, а не с предложения? 3. Какие факторы оказывают воздействие на рыночный спрос, а какие – на рыночное предложение? 4. Всегда ли между ценой и объемом спроса присутствует обратная зависимость? Ответ проиллюстрируйте. 5. Спрос какой группы потребителей проявляет более высокую степень эластичности: высокооплачиваемой или низкооплачиваемой? Аргументируйте свой ответ? 6. Проиллюстрируйте графически изменение предложения отечественных автомобилей при увеличении пошлин на ввоз импортных авто. 7. Объясните влияние фактора времени на ценовую эластичность предложения. 8. Укажите неценовые факторы предложения. Можно ли к ним отнести цены на используемые ресурсы? Ответ аргументируйте. 9. Как возникает рыночное равновесие и что показывает цена равновесия? 10. Товары А и Б являются взаимозаменяемыми. Как изменится спрос на товар Б, если цена на товар А повысится (понизится)? Что произойдет, если товары А и Б дополняют друг друга? 11.Назовите критерии рынка совершенной конкуренции. 12.Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? 13.В чем отличие несовершенной конкуренции от совершенной? Опишите общие черты рынков несовершенной конкуренции. В чем состоит критерий несовершенной конкуренции? 14.Проанализируйте плюсы и минусы рынка монополистической конкуренции. 15.Опишите особенности олигополистического рынка. Каковы основные барьеры на пути проникновения на данный рынок? 16.Какую роль играет реклама в процессе дифференциации предлагаемого товара? Опишите позитивный и негативный опыт современной российской рекламы. 17.Опишите особенности монополистического рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм? 18.Объясните понятие «ценовая дискриминация». 19.Как измеряется степень монопольной власти фирмы? 20.Опишите возможности, которые предоставляют обществу фирмы типа монополий и олигополии, а также их угрозы. 21. Правомерно ли утверждение, что монополия – это во всех случаях потери для общества и всегда ли необходимо осуществлять жесткую антимонопольную политику?
|