![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура дефекта при моторной алалии
Этиология моторной алалии комплексна: - генетически детерминирована; - экзогенно-органические повреждения ЦНС; - социально обусловлена. Статистика моторной алалии: - 2 % случаев от общего количества детского населения старшего дошкольного возраста; - ОНР у 5, 4 % детского населения; - 2, 7 на 1000 детей старшего дошкольного возраста (А. Н. Корнев, 2006) Статистика по гендерному соотношению: - неосложненная форма моторной алалии 1: 14 в пользу мальчиков; - осложненная психоорганической симптоматикой форма моторной алалии 1: 2 в пользу мальчиков; - смешанная группа детей с моторной алалией 1: 5 (А. Н. Корнев, 2006). При алалии нарушается процесс актуализации слова по его звуковым, семантическим, ритмическим и морфологическим признакам. Особенно трудными для актуализации оказываются слова, выражающие обобщения и абстрактные понятия, не несущие за собой конкретного зрительного представления. Структура нарушений при моторной алалии: 1) выраженное недоразвитие всех сторон речи: - фонетической, - слоговой структуры слова, - фонематической, - лексической, - синтаксической, - морфологической, - всех видов речевой деятельности, - всех форм устной и письменной речи; 2) трудность актуализации даже хорошо знакомых слов. Особенности фонетического оформления высказывания при моторной алалии: - просодика наиболее сохранна; - наличие многочисленных, разнообразных нерегулярных замен звуков (чаще согласных); - резкая диссоциация между качеством повторения изолированных звуков (приближающегося к норме) и их использованием в собственной спонтанной речи или при повторении слов. При синдроме вербальной диспраксии наблюдаются следующие процессы: - нарушение фонологической организации при порождении слов и словосочетания; - фонологические матрицы слов долго не автоматизируются; - ребенок каждый раз как бы заново конструирует слово из слогов и фонем; - фонетический облик слов крайне нестабилен, ошибки носят нерегулярный характер и контекстуально сильно зависимы. Слоговой структуре слова при моторной алалии свойственны: - упрощение; - опускание звуков и слогов; - литеральные (буквенные или звуковые), вербальные (словесные) и слоговые парафазии (замены); - перестановки, - нестойкость и разнообразие искажений. Синтатико-морфологические нарушения: - затруднения порождения высказывания; - фразы короткие, редуцированные по структуре, с пропусками служебных слов (чаще предлогов); - предложения простые нераспространенные; - межпадежные замены – ошибки выбора падежных окончаний. Фразовая речь при алалии характеризуется: - в дошкольном возрасте дети могут воспроизвести лишь простые по синтаксической структуре предложения (в результате систематической коррекционной работы); - в школе среди членов распространенного предложения могут выделить только подлежащее и значительно реже сказуемое; - самостоятельно элементами грамматического строя речи дети не овладевают. На всех этапах развития ребенка с алалией происходит дезавтоматизация речевого процесса, недоразвитие динамического стереотипа речевой деятельности, что обуславливает формирование особого патологического типа лингвистического поведения. Первичное нарушенное звено в структуре дефекта при моторной алалии – несформированность произвольной речевой деятельности. Вторичное нарушенное звено в структуре дефекта при моторной алалии – нарушение коммуникативной функции речи с частыми проявлениями речевого и поведенческого негативизма.
|