![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние недоразвития речи на общее развитие и деятельность ребенка
Для детей с моторной алалией, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. Данные клинического и электроэнцефалографического исследований этих детей свидетельствуют о наличии у них не только локальных корковых нарушений, но и о поражении глубинных образований мозга (ствол, зрительный бугор, подкорковые ганглии, гипоталамические образования и др.). При электроэнцефалографическом обследовании в большинстве случаев отмечено преобладание дисфункции срединных структур мозга. Вероятно, при моторной алалии может иметь место поражение не только корковых речевых зон, но и подкорковых структур.
Вопросы для самопроверки 1. Общее понятие о моторной алалии. 2. Симптоматика моторной алалии (речевая и неречевая). 3. Влияние недоразвития речи на общее развитие и деятельность ребенка. 4. Специфика коммуникативной функции речи при моторной алалии. 5. Характеристика лексико-грамматических средств языка при моторной алалии. 6. Специфика речевой деятельности детей с моторной алалией.
Тема 2. Обследование ребенка с моторной алалией План 1. Система обследования ребенка дошкольного возраста с недоразвитием речи. 2. Этапы обследования. 3. Системно-уровневый принцип в логопедическом обследовании.
Задания для самостоятельной работы 1. Подобрать наглядно-дидактический и речевой материал для изучения речи и личности ребенка с алалией. 2. Подготовить протоколы для изучения речи и личности ребенка. 3. Подобрать игры, по условиям которых дети должны называть предметы, действия, качества (что-то одно или комплексно) для оценивания лексического запаса детей. 4. Составить перечень игровых ситуаций, которые можно использовать для исследования коммуникативных возможностей детей.
Понятийно-терминологический аппарат темы: аграмматизм, аморфные фразы, анамнестические сведения, катамнестические данные, апраксия: кинетическая, кинестетическая, оральная, артикуляционная моторика, контаминации, негативизм речевой, парафазии, персеверации, симптомы, фонетическая система языка, фонематическая система языка, элизии, эхолалии.
Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения темы 1. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова – СПб.: «Детство-пресс», 2003. 2. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с. 3. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия / В. А. Ковшиков. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 4. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С. 331–389. 5. Мастюкова, Е. М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии / Е. М. Мастюкова // Дефектология. – 1981. – № 6. 6. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – М.: Айрис-пресс, 2003. 7. Изучение аномальных школьников / ред. А. Д. Виноградова и др. – Л., 1981. – С. 83– 115. 8. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
1. Система обследования ребенка дошкольного возраста Цель обследования: выявить возможные причины и механизмы расстройства, его динамику, симптоматику. Принципы обследования: 1. Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта; 2. Принцип системного подхода предполагает анализ связей между различными компонентами, понимание значимости этих связей; 3. Связь речи с другими сторонами психического развития; 4. Учета этиопатогенеза. Комплексный характер обследования: - клиническое обследование: невролог, психопатолог, оториноларинголог; - психологическое обследование, - педагогическое обследование, - собственно логопедическое обследование. Группы методов обследования: - организационные, - эмпирические, - статистические, - интерпретационные; - сравнительные (в сравнении с нормой и с другими формами патологии). Методы логопедического обследования: - педагогический эксперимент, - беседа с ребенком, - наблюдение за ребенком, - игра, - опрашивание, - анализ документации и работ ребенка. Итог обследования: - логопедическое заключение, соответствующе структуре речевого дефекта; - индивидуальный коррекционный маршрут ребенка; - определить прогноз.
|