Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления логопедической коррекции на разных уровнях недоразвития речи
На I уровне речевого недоразвития в результате коррекции ребенок должен: - понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними; - называть некоторые части тела и одежды; - обозначать наиболее распространенные действия, некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния; - выражать желания с помощью простых просьб, обращений; - отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов. На II уровне речевого недоразвития: - соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением; - узнавать по словесному описанию знакомые предметы; - сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам; - понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов; - фонетически правильно оформлять согласные звуки раннего генеза, гласные звуки первого ряда; - воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов, используемых в рамках предложных конструкций; - общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения. На III уровне речевого недоразвития: - понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; - фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; - правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; - пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ; - владеть элементарными навыками пересказа; - владеть навыками диалогической речи; - владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.; - грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовые окончания должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно; - использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.); - владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы. На IV уровне речевого недоразвития: - свободно составлять рассказы, пересказы; - владеть навыками творческого рассказывания; - адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.; - понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги; - понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов; - овладеть навыками словообразования всех частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал; - оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка; - овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи. Вопросы для самопроверки 1. Понятие «общее недоразвитие речи» с точки зрения теории о системно-динамической организации речи. 2. Особенности формирования речемыслительной деятельности на разных уровнях недоразвития речи. 3. Содержание коррекционно-образовательного процесса при разных уровнях недоразвития речи. 4. Коммуникативные возможности детей на I, II, III и IV уровнях развития речи. 5. Основные методические требования к организации коррекционно-логопедической работы. 6. Предупреждение нарушений письменной речи. 7. Использования игр-упражнений для развития речевой активности детей на разных этапах коррекционной работы. 8. Характеристика детей, имеющих разные уровни (I, II, III и IV) речевого недоразвития. 9. Основные принципы построения коррекционно-педагогического процесса при ОНР. 10. Коррекционное обучение детей, имеющих I уровень недоразвития речи.
Тема 5. Логопедическое заключение при моторной алалии План 1. Проблема диагностики речевых расстройств. 2. Логопедическое заключение. Задания для самостоятельной работы 1. Определить речевую и неречевую симптоматику в рамках логопедического заключения при моторной алалии. 2. Составить два практических задания (варианты механизмов речевых и неречевых нарушений) для формулировки логопедического заключения при алалии.
Понятийно-терминологический аппарат темы: аморфные слова-корни, импрессивная речь, звукоподражания, клинико-педагогическая классификация, логопедическое заключение, психолого-педагогическая классификация, слова-предложения, экспрессивная речь.
Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения 1. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / Грибова О. Е. – М.: Айрис-пресс, 2005. 2. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – С. 58–86. 3. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С. 331–389. 4. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М.: Айрис-пресс, 2003. – С. 54–60. 5. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина – М.: Айрис-пресс, 2004.
|