![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контрольные тесты к модулю II
1. Системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера называется: a) сенсомоторной алалией; b) динамической афазией; c) сенсорной алалией; d) моторной алалией; e) кинетической апраксией. 2. Моторная алалия обусловлена несформированностью языковых операций процесса... речевых высказываний. a) восприятия; b) порождения; c) перекодировки; d) дифференциации; e) внутреннего программирования. 3. Моторная алалия характеризуется относительной сохранностью... операций. a) смысловых и сенсомоторных; b) коммуникативных и смысловых; c) вербальных и невербальных; d) сенсомоторных и знаковых; e) знаковых и символических. 4. Традиционные концепции объясняют речевую недостаточность при моторной алалии: a) несформированностью языковых операций; b) нарушением овладения знаковой формой языка; c) кинетической или кинестетической апраксией; d) нарушениями смысловой стороны речепроизводства; e) нарушением речевосприятия. 5. Исследователи, связывающие алалию с кинетической или кинестетической апраксией выделяют: a) обусловленную нарушением психической активности; b) обусловленную нарушением зрительного или слухового восприятия; c) обусловленную преимущественно речевыми или преимущественно эфферентную и афферентную формы моторной алалии; d) неречевыми симптомами; e) экспрессивную или импрессивную форму моторной алалии. 6. При афферентной моторной алалии механизм нарушения речи сводится к: a) кинетической апраксии; b) артикуляционной диспраксии; c) двигательной апраксии; d) моторной неловкости; e) кинестетической апраксии. 7. При эфферентной моторной алалии механизм нарушения речи сводится к: a) кинетической апраксии; b) зрительной атаксии; c) сенсорной депривации; d) моторной диспраксии; e) кинестетической апраксии. 8. Согласно психологическим концепциям механизм моторной алалии составляют: a) социальная депривация в сензитивные периоды формирования психических процессов; b) нарушения психических процессов; c) нарушения нейроонтогенеза; d) локальные мозговые поражения речевых зон; e) несвоевременное появление возрастных новообразований. 9. В психолингвистике утверждается, что первично нарушенным звеном при моторной алалии является: a) недостаточная мотивация речевой деятельности; b) нарушения операционных возможностей реализации высказывания; c) несформированность языковых операций производства высказывания кинетическая или кинестетическая апраксия; d) недостаточность развития контролирующего звена речевого высказывания. 10. Недоразвитие речи при моторной алалии охватывает: a) фонетическую и грамматическую стороны речи; b) фонетическую и фонологическую стороны речи; c) лексико-грамматическую сторону речи; d) фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны речи; e) фонолого-морфологический компонент речеязыковой системы. 11. В нейрофизиологии утверждается, что артикуляторные нарушения при моторной алалии возникают вследствие: a) недоразвития определенных зон коры, обуславливающих затруднения тонких артикуляционных дифференцировок; b) недоразвития моторных зон коры, обуславливающих основные артикуляционные движения; c) недоразвития анализаторных зон коры, обуславливающих кинестетический анализ; d) нарушения речеслуховой памяти; e) нарушения иннервации речедвигательного аппарата. 12. В психолого-педагогических исследованиях рассматривают фонетические нарушения при моторной алалии в связи с: a) интеллектуальным развитием детей; b) мнестическим развитием детей; c) физическим и соматическим развитием детей; d) общепсихическим развитием детей; e) лексическим и грамматическим развитием детей. 13. При моторной алалии не формируется: a) артикуляционный уклад отдельно взятого звука; b) акустико-интонационный компонент звука; c) динамический артикуляционный стереотип; d) акустическое восприятие артикуляции звуков; e) скоординированность голосоподачи и артикуляционного уклада. 14. При моторной алалии самостоятельная речь не развивается вследствие: a) частых соматических заболеваний; b) застойных очагов возбуждения или торможения в речедвигательном анализаторе; c) локальных мозговых поражений; d) общей моторной неловкости; e) нарушения иннервации артикуляционного аппарата. 15. У детей с моторной алалией ритмическая структура слова и фразы: a) частично сформирована; b) сформирована; c) соответствует норме развития речи; d) не сформирована; e) в стадии формирования. 16. По мере увеличения словарного запаса трудности детей с алалией в овладении структурой слова: a) становятся более заметными; b) уменьшаются; c) компенсируются; d) исчезают. 17. Словарный запас детей с моторной алалией: a) качественно полноценен; b) мало чем отличается от нормы развития; c) ограничен рамками обиходно-бытовой тематики; d) позволяет ребенку пользоваться средствами словообразования. 18. При грамматическом структурировании дети с моторной алалией: a) затрудняются в именном и глагольном управлении; b) используют предлоги и союзы; c) четко разграничивают родовые и числовые окончания; d) правильно используют смыслоразличительные приставки. 19. Экспрессивный аграмматизм – это нарушение: a) понимания грамматических конструкций; b) фонетического оформления собственного высказывания; c) грамматического строя собственной речи; d) фонематического анализа и синтеза; e) семантической стороны речепорождения. 20. Импрессивный аграмматизм – это затруднения: a) при структурировании грамматического строя собственной речи; b) при декодировании внутреннего замысла; c) при понимании грамматических конструкций; d) понимания значений слов; e) в словообразовании. 21. При моторной алалии: a) нарушаются номинативная и предикативная функции речи; b) развивается регулирующая функция речи; c) формируется когнитивная функция речи; d) в целом сохраняется коммуникативная функция речи. 22. Общая моторика детей с моторной алалией характеризуется: a) скоординированностью движений; b) четкостью выполнения движений; c) моторной неловкостью; d) равномерным темпом выполнения движений по инструкции. 23. Память детей с моторной алалией отличается: a) длительным хранением возникших следов; b) произвольностью; c) сужением объема; d) быстрым возникновением следов. 24. При моторной алалии отмечается: a) устойчивость внимания; b) достаточный уровень развития пространственного синтеза; c) устойчивость восприятия; d) высокий уровень развития временного синтеза; e) трудность формирования гнозиса, праксиса. 25. М. В. Богданов-Березовский, Р. А. Белова-Давид считают, что мышление у детей с моторной алалией: a) первично нарушено; b) вторично нарушено; c) сохранно; d) нарушается вследствие социальной депривации. 26. Р. Е. Левина, М. Е. Хватцев подчеркиваются, что интеллект у детей с моторной алалией: a) вторично изменен в связи с состоянием речи; b) не коррелирует с речевым развитием; c) сохранен; d) первично нарушен. 27. Задачи и содержание коррекционно-логопедической работы определяются: a) социальной средой развития и воспитания; b) медикаментозным лечением; c) биологическими предпосылками; d) речевыми возможностями ребенка; e) подготовкой учителя-логопеда. 28. На начальных этапах работы по коррекции моторной алалии формируется: a) фонетически правильная речь; b) мотивационная основа высказывания; c) фонематический слух; d) грамматическое структурирование высказывания; e) функции подражательной деятельности. 29. Работа над речью опирается на: a) социальную ситуацию; b) чтение художественной литературы; c) физическую активность ребенка; d) контроль со стороны окружающих взрослых; e) предметно-практическую деятельность. 30. Ключевыми звеньями для развития речи у ребенка с моторной алалией являются: a) компоненты фонологической системы; b) предикативная система и овладение элементами грамматического строя; c) синтагматическая система и овладение достаточным запасом лексем; d) фонетико-фонематические процессы. 31. Ведущим принципом коррекционно-воспитательной работы является принцип: a) учета этиопатогенеза; b) единства биологического и социального; c) от общего к частному; d) системного строения речевой деятельности. 32. Конечная цель логопедической коррекции моторной алалии – a) обогащение словарного запаса; b) нормализация фонетического компонента речи; c) нормализация языкового механизма; d) развитие фонематических процессов; e) формирование письменной речи. 33. На I этапе коррекционно-логопедической работы при моторной алалии: a) формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности; b) формируется фонетико-фонологическая система речи; c) формируется монологическая речь; d) формируется двигательная активность; e) формируется звукоподражание. 34. Основной целью II этапа коррекционно-логопедического воздействия является: a) первоначальные навыки коммуникации; b) речевое подражание; c) моторное развитие артикуляционного аппарата; d) эмоциональное воздействие; e) фразовая речь на фоне усложнения структуры.
35. На III этапе коррекционно-логопедической работы при моторной алалии: a) формируется отраженная речь; b) формируется связная речь; c) воспитывается речевая активность; d) преодолевается речевой негативизм; e) развиваются первоначальные навыки коммуникации. 36. Ориентировочный этап логопедического обследования неговорящего ребенка включает: a) сбор анамнестических данных; b) составление индивидуального коррекционно-образовательного маршрута ребенка; c) клиническую диагностику; d) формулирование логопедического заключения. 37. II этап логопедического обследования неговорящего ребенка предполагает: a) электроэнцефалографическое исследование головного мозга; b) обследование компонентов языковой системы; c) динамическое наблюдение в процессе обучения; d) сбор анамнестических данных. 38. III этап логопедического обследования ребенка с алалией предполагает: a) обследование сурдолога; b) ориентировочную беседу с ребенком; c) обследование компонентов языковой системы; d) динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения; e) выявление объема речевых навыков. 39. Логопедическое заключение включает в себя: a) форму речевой патологии и неврологический диагноз; b) состояние познавательной сферы ребенка и уровень речевого развития; c) состояние сенсорных возможностей ребенка и уровень его коммуникативного развития; d) уровень речевого развития и форму речевой патологии. 40. Логопедическое заключение ребенка с алалией формулируется так: a) моторная алалия; b) недоразвитие речи при моторной алалии; c) общее недоразвитие речи (I, II, III уровень) у ребенка с моторной алалией; d) системное недоразвитие речи у ребенка с моторной алалией. 41. Основные задачи логопедического воздействия на первом этапе коррекции алалии: a) подготовка фонематической базы речевого развития; b) коррекция фонетических нарушений; c) обогащение словарного запаса; d) расширение объема понимания речи. 42. На I этапе развития понимания речи основная задача логопедического воздействия: a) развитие фонематического восприятия; b) накопление активного словарного запаса; c) накопление пассивного словарного запаса; d) коррекция звукопроизношения; e) развитие общей и мелкой моторики. 43. При активизации речевого подражания необходимо: a) создать потребность подражать слову взрослого; b) заставить ребенка повторить за взрослым слово; c) следить за правильностью звукового оформления слова; d) разучивать правильно произносимые слова; e) ставить звуки. 44. II этап логопедического воздействия при алалии Н. С. Жукова назвала: a) этап двусоставного предложения; b) этап предложения из нескольких слов; c) этап первых форм слова; d) этап сложного предложения. 45. Одной из основных задач логопедического воздействия при алалии на II этапе является: a) научить произносить ударный слог слова; b) вызвать звукоподражания; c) вызвать потребность подражать слову; d) сформировать простейшие навыки связной речи; e) сформировать артикуляционный праксис. 46. III этап логопедического воздействия при алалии Н. С. Жукова назвала: a) этап аморфных слов-корней; b) этап первых форм слова; c) этап предложений из нескольких слов; d) этап двусоставного предложения; e) этап сложного предложения. 47. Показателем перехода на III этап становится появление в речи ребенка с алалией: a) звуков раннего онтогенеза; b) глаголов 3-го лица ед. числа; c) слов-звукоподражаний; d) предложений, состоящих из 2–3 слов; e) аморфных слов-корней. 48. К концу III этапа обучения дети с алалией должны: a) согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-ем лице ед. и мн. числа; b) осознанно относиться к слогу как к части слова; c) выделять отдельные звуки речи из состава слова; d) овладеть точными артикуляционными укладами; e) хорошо пересказывать короткие тексты. 49. IV этап логопедического воздействия при алалии Н. С. Жукова назвала: a) этап однословного предложения; b) этап двусоставного предложения; c) этап предложения из нескольких слов; d) этап первых форм слов; e) этап расширения объема предложения. 50. Основными задачами IV этапа обучения при алалии являются: a) сформировать произношение свистящих, шипящих, аффрикат, соноров; b) составлять связные рассказы по представлению; c) пересказывать сказки; d) грамматически правильно строить предложения из 3–5 слов. 51. V этап логопедического воздействия при алалии Н. С. Жукова назвала: a) этап аморфных слов-корней; b) этап двусоставного предложения; c) этап расширения объема предложения; d) этап первых форм слов; e) этап предложения из нескольких слов. 52. V этап коррекционной работы предназначен детям с алалией: a) владеющим фразовой речью с проявлениями аграмматизма; b) без видимых нарушений речевого развития; c) с фонетико-фонематическим недоразвитием; d) с начатками речи; e) с выраженными нарушениями звукопроизношения. 53. Основная задача V этапа обучения при недоразвитии речи: a) научить первоначальному самостоятельному словоизменению; b) научить детей правильно строить двухсловные предложения; c) научить детей строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; d) расширить объем понимания чужой речи; e) заучить отдельные обиходные словосочетания. 54. Итоговый этап логопедического воздействия Н. С. Жукова назвала: a) этап предложения из нескольких слов; b) этап совершенствования связной речи; c) этап первых форм слов; d) этап аморфных слов-корней. 55. Диагностическим показателем недоразвития речи является: a) нарушение слоговой структуры наиболее сложных слов; b) нарушение звукопроизношения; c) нарушение моторной сферы ребенка; d) минимальные нарушения слуха; e) фонематическое недоразвитие; f) нарушение анатомической целостности артикуляционного аппарата. 56. Механизм речевой деятельности структурируется в таком порядке: - формируется мотив; - возникает коммуникативное намерение; - формируется внутренняя программа высказывания; - идет лексическая разверстка; - отбор лексико-грамматических средств; - грамматическое структурирование. 57. Логопедическое обследование ребенка с алалией включает в себя основные моменты в такой последовательности: - выявление объема речевых навыков; - сопоставление с возрастными нормативами; - сопоставление с уровнем психического развития; - определение соотношения дефекта и компенсаторного фона; - определение соотношения речевой и познавательной активности. 58. Формирование первых форм слова идет в такой последовательности: - вызывание потребности подражать слову взрослого; - научить воспроизводить ударный слог; - научить воспроизводить интонационно-ритмический рисунок односложных слов; - научить воспроизводить интонационно-ритмический рисунок двусложных слов; - научить воспроизводить интонационно-ритмический рисунок трехсложных слов. 59. Работу над расширением объема предложения следует выстраивать в такой последовательности: - простые распространенные предложения; - двухсловное предложение; - простые предложения с однородными членами; - сложноподчиненные предложения; - сложносочиненные предложения. 60. Развитие связной речи на последнем этапе коррекции алалии условно ведется в такой последовательности: - пересказ художественных текстов; - обогащение словарного запаса; - обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок; - разучивание стихотворений; - обучение составлению пересказа; - отгадывание загадок.
|