№ п/п
| № раздела дисциплины (модуля)
| Тематика практических занятий (семинаров)
| Трудоемкость (час.)
|
|
|
|
|
Тема 1
| Модуль 1
| Естествознание и его роль в культуре 1) естествознание и гуманитарное знание; 2) место и роль науки в культуре; 3) принципы развития науки; 4) фундаментальная и прикладная наука; 5) псевдонаука и ее социальная роль; 6) наука как социальный институт
|
|
|
|
|
|
Тема 2
| Модуль 1
| Методы научного познания 1) метод и методология; 2) уровни научного познания; 3) эмпирические методы; 4) теоретические и общелогические методы; 5) роль в научном исследовании традиционных представлений и интуиции
|
|
Тема 3
| Модуль 1
| Античная и средневековая наука. Научная революция XVII в. 1) знания на Древнем Востоке; 2) появление науки в Древней Греции; 3) натурфилософия античности; 4) наука в Средние века и эпоху Возрождения; 5) научная революция XVII века
|
|
Тема 4
| Модуль 1
| Развитие классической науки в Новое время (XVIII – XIX вв.) 1) основные черты классической науки; 2) наука XVIII века, механическая картина мира; 3) наука XIX века, основы классической термодинамики и статистической физики; 4) основы электродинамики и электромагнитная картина мира; 5) кризис классической науки
|
|
Тема 5
| Модуль 1
| Научная революция XX в. Современная физическая картина мира (занятие проходит в интерактивной форме) 1) становление современной физики; 2) основы специальной и общей теории относительности; 3) физики микромира, строение атома; 4) поле и вещество, элементарные частицы; 5) фундаментальные физические взаимодействия; 6) концепции Великого объединения и Суперобъединения; 7) динамические и статистические законы и теории; 8) синергетические представления о самоорганизации материи; 9) от неклассической к постнеклассической науке
|
|
Тема 6
| Модуль 2
| Современная астрономическая картина мира1) структурность и системность материи; 2) основные представления о мегамире; 3) проблема возникновения Вселенной; 4) образование Солнечной системы; 5) строение Солнца и его системы; 6) многообразие галактик и звезд, их рождение и эволюция
|
|
Тема 7
| Модуль 2
| Современная геологическая картина мира1) сравнительные характеристики планет земной группы; 2) форма, размеры, возраст, эволюция Земли; 3) геодинамические процессы, породы и минералы; 4) строение Земли, ее внутренние и внешние оболочки; 5) климат Земли, его формирование и факторы изменения, климатические зоны
|
|
Тема 8
| Модуль 2
| Современная химическая картина мира 1) становление химии как науки; 2) открытие основных законов химии; 3) химические элементы и соединения и их рациональное использование; 4) методы управления химическими процессами; 5) эволюционная химия и ее основные проблемы
|
|
Тема 9
| Модуль 2
| Современная биологическая картина мира (занятие проходит в интерактивной форме) 1) проблема специфики живого; 2) основные свойства и уровни организации живых систем; 3) становление клеточной теории; 4) строение, размножение, типы клеток; 5) проблема происхождения жизни и подходы к ее решению; 6) основные этапы развития жизни на Земле; 7) становление эволюционной концепции; 8) современная теория эволюции; 9) основы генетики и молекулярной биологии
|
|
Тема 10
| Модуль 2
| Человек в свете современного естествознания 1) человек как объект естественнонаучного изучения; 2) основные этапы антропогенеза; 3) анатомические, физиологические и психические особенности человека; 4) природные основы сознания, творчества и нравственности человека; 5) человек как биосферное и космическое существо; 6) концепции ноосферы и устойчивого социального развития
|
|
Итого
| 8 часов
|
|
|