Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль малых инновационных предприятий в развитии экономики России
Малые инновационные предприятия играют важную роль в становлении и развитии рыночной экономики в России, являясь ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, представляя собой один из наиболее эффективных механизмов преобразования отечественной экономики из сырьевой в инновационную, формируя благоприятную конкурентную среду, создавая новые рабочие места, способствуя возрождению национальных промыслов, рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств и т.д. Значимость данного сектора экономики обусловлена тем, что малые предприятия имеют ряд преимуществ по сравнению с крупными предприятиями, такие как: организационная обособленность от крупного текущего производства, отсутствие бюрократических процедур, высокий профессионализм кадрового состава. Они более быстро адаптируются к новым требованиям, выдвигаемым научно-техническим прогрессом, способны быстро начинать новое производство, изменять технологии, осваивать выпуск мелкосерийной и уникальной продукции. По некоторым оценкам, малые инновационные предприятия затрачивают на треть меньше времени на разработку и доведение до рынка нового продукта по сравнению с крупными предприятиями[19]. Эта черта малого бизнеса приобретает особую значимость в современных условиях в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, возрастания номенклатуры производимых товаров и услуг. Важным достоинством малых инновационных предприятий является и то, что они осуществляют инновации, которые не требуют значительных инвестиций (по некоторым оценкам они составляют около 2% от их общей суммы) и привлечения существенных материальных, трудовых и энергетических ресурсов. Следует также отметить, что характерными чертами малых фирм является узкая специализация (на 1- 2 видах продукции), наличие значительной доли высококвалифицированных специалистов в структуре занятых, характеризующихся высоким уровнем личной мотивации в достижении успеха, а также возможности в реализации своих идей, и высокая доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. При этом они ориентированы на внедрение наукоемких видов продукции и технологических процессов, на повышение конкурентоспособности производства. Малые инновационные предприятия играют также существенную социально – экономическая роль посредством создания новых рабочих мест и удовлетворения нужд крупных предприятий в научно – технических разработках. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств. По оценкам, американских социалистов, в США около половины патентов принадлежит независимым изобретателям и мелким предприятиям, на которых работают почти половина трудоспособного населения, обеспечивая производство около 40 % ВВП страны. В Китае сектору малого бизнеса принадлежит 65 % патентов, 75% технических новшеств, и более 80% новой продукции страны. В странах Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) доля малых предприятий в производстве инноваций составляет 55%, в экспорте – 25%. Количество малых предприятий на 1000 человек в ОЭСР составляет 50-70 предприятий. Для сравнения в РФ на 1000 жителей – 5, 6 предприятий. В Японии более 90% фирм – это малые предприятия, на которых работают 77-78% занятого населения. В Российской Федерации по данным Минфина России действует 880 тысяч малых предприятий и более 4 млн. предпринимателей без образования юридического лица, на их долю приходится около 11 % ВВП и около 80 млн. человек занятых в экономике России[20]. Также отметим роль малого инновационного бизнеса в формировании конкурентной среды, что имеет большое значение для российской высокомонополизированной экономики, и в смягчении социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации. Однако, как отмечает С.И. Бондарев[21], в настоящее время потенциал малых инновационных предприятий используется в России недостаточно результативно: по оценкам для эффективного функционирования экономики на рыночных началах нужно иметь 10-15 млн. малых предприятий, в России же действует порядка 1, 5 млн. Кроме того, за последние годы число малых инновационных предприятий снижается, сокращается рентабельность их деятельности и предпринимательская активность. Это обусловлено тем, что малые инновационные предприятия сталкиваются с рядом проблем, нерешенность которых снижает эффективность их деятельности. Так, к числу проблем экономического характера следует отнести недостаток собственных денежных средств, высокую стоимость нововведений, низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений, нестабильность экономической ситуации на фоне вводимых мировым сообществом экономических санкций. Факторы производственного характера, сдерживающие развитие малого инновационного бизнеса, включают в себя собственный низкий инновационный потенциал, обусловленный слабым уровнем исследовательской базы и неготовностью некоторых малых инновационных предприятий к освоению новейших научно – технических достижений, отсутствие производственных площадей, неразвитость рыночной инфраструктуры, нацеленной на обслуживание предприятия малого бизнеса.. Недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта продукции и высокий уровень коррумпированность экономики также затрудняют деятельность малых инновационных предприятий. Инновационная деятельность в России еще не имеет должного правового регулирования, хотя в настоящее время значительные усилия органов законодательной и исполнительной власти направлены на совершенствование нормативной базы инновационных процессов по поддержке и развитию малого инновационного бизнеса. Общую законодательную базу правового регулирования инновационной деятельности составляют Конституция РФ[22], Гражданский кодекс РФ[23], Налоговый кодекс РФ[24], ряд законов и иных нормативно – правовых актов (Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», [25] Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»[26] и т. д.). Федеральным законом от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»[27] был определен статус малого инновационного предприятия при вузах, однако пока нет нормативного акта, который специально регулировал бы инновационную деятельность всех малых инновационных предприятий с учетом ее специфики. Эффективность деятельности малых инновационных предприятий во многом зависит от государственной поддержки. В зарубежных странах накоплен значительный опыт в данной области, который может быть полезным для государственной поддержки малых инновационных предприятий в России[28]. Так, в ряде стран действуют государственные программы финансирования и технической поддержки инновационных разработок малых инновационных предприятий по тематике правительственных организаций. Существуют различные законодательные, финансовые, налоговые рычаги на государственном и региональном уровне, которые способствуют развитию инновационной деятельности во всех сферах бизнеса, в том числе и малого. В мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования инновационной деятельности малых предприятий: 1) государственные программы финансовой и технической поддержки малых инновационных предприятий (США, Японии, Великобритании, Индии, Китае и других странах). Прямое финансирование (субсидии, займы), достигает 50% расходов на создание новой продукции и технологий в таких странах как Франция, США и других; 2) целевые дотации на научно-исследовательские разработки, а также ссуды, в том числе без выплаты процентов (Швеция), безвозмездные ссуды на покрытие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия); 3) фонды внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды); 4) государственные программы по снижению рисков и возмещению убытков, связанных с наличием рисков (США, Япония) Во всех развитых странах на законодательном уровне действует система обеспечения защиты интеллектуальной собственности и авторских прав; стимулируется сотрудничество крупного и малого бизнеса (франчайзинг), особенно в торговле и сфере услуг; создается система инкубаторов, технопарков, технополисов, которые оказывают содействие малым инновационным предприятиям в отношении финансирования, предоставления площадей в аренду, помогают в проведении выставок инновационной продукции, налаживанию связей между малыми инновационными и крупными промышленными предприятиями и т.д. Таким образом, малые инновационные предприятия играют значимую роль в рыночной экономике России, являясь эффективным инструментом постоянного обновления всех производственных процессов и обеспечения высокой конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Однако для повышения эффективности деятельности малых инновационных предприятий необходимо усилить организационную, информационную, правовую и экономическую поддержку со стороны государства, в том числе опираясь на опыт зарубежных стран. Это будет способствовать ускорению перехода российской экономики из сырьевой в инновационную, что является важнейшей стратегической задачей государственной экономической политики.
|