Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование развития малых инновационных предприятий в России






 

Развитие малого инновационного бизнеса является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики Российской Федерации, в силу этого поддержка малых предприятий рассматривается органами государственной власти в качестве одного из приоритетов государственной политики.

Целью государственной политики в области развития малых инновационных предприятий является создание экономических, правовых и организационных условий, обеспечивающих рост конкурентоспособности предприятий малого бизнеса, эффективное использование научно-технических результатов исследований, решение других задач социально-экономического развития.

В настоящее время определены следующие основные направления государственного регулирования развития малых инновационных предприятий[29]:

1) совершенствование нормативных правовых актов в сфере регулирования инновационной деятельности предприятий малого бизнеса;

2) выработка долгосрочной инновационной стратегии на основе долгосрочных и среднесрочных социально-технических, инновационных и экологических прогнозов с учетом предстоящих изменений конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка;

3) выбор инновационных приоритетов с целью концентрации ограниченных ресурсов на сравнительно узком круге передовых технологий, дающих наибольший эффект. При формировании приоритетов государственной политики в области развития малого инновационного бизнеса определены следующие принципы:

а) технологические потребности экономики России (насыщение потребительского рынка конкурентоспособными товарами и услугами; развитие социокультурной сферы, здравоохранения и медицины; освоение высокотехнологичной продукции, опережающее развитие машиностроения; ресурсообеспечение и ресурсосбережение, освоение новых поколений материалов, энергосберегающих и экологически чистых технологий; развитие современной инфраструктуры, новых поколений средств транспорта и связи; укрепление обороноспособности страны);

б) конкурентоспособность продуктов (технологий), уровень новизны, патентная защищенность;

в) эффективность, которая характеризуется ожидаемым сроком окупаемости инвестиций в инновации;

г) обеспеченность научным заделом, кадровым потенциалом, производственными мощностями;

4) формирование системы инновационных проектов и программ, в том числе федеральных целевых инновационных программ;

5) обеспечение государственной поддержкой стратегических направлений инновационного развития, т.е. создание экономических, информационных, организационных и кадровых условий для реализации приоритетов. Это обеспечивается сочетанием различных методов и инструментов прямой и косвенной государственной поддержки реализации инновационной политики.

Инструменты прямой государственной поддержки включают в себя:

- бюджетное финансирование инновационных программ и проектов в области науки, образования, здравоохранения, экологии, обороны;

- финансирование освоения и первоначального распространения новых поколений техники и технологии, имеющих ключевое значение для повышения технического уровня и конкурентоспособности экономики.

Данное направление государственной поддержки реализуется посредством разработки федеральных целевых программ и адресных инвестиционных проектов инновационного характера. В качестве примеров федеральных целевых программ, действующих в настоящее время, можно назвать федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 годы»[30], федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2013-2020 годы»[31] и т.д.

Инструменты косвенной государственной поддержки включают в себя:

- предоставление налоговых и таможенных льгот, налоговых и инвестиционных кредитов;

- нормативно-правовую охрану интеллектуальной собственности, используемой в процессе инновационной деятельности или создаваемой в этом процессе;

- оказание помощи в информационном обеспечении инновационной деятельности путем создания при бюджетной поддержке информационных фондов и баз данных по законченным НИОКР, изобретениям и патентам, инновациям, технологическим потребностям предприятий, инновационным фондам, венчурным фондам;

- кадровая поддержка инновационной деятельности посредством подготовки инновационных менеджеров, финансирования повышения квалификации в этой области, создания учебных и консультационных инновационных центров, организации зарубежных стажировок по этому направлению деятельности, организации издания учебной и справочной литературы по инновационной деятельности;

- формирования инновационных институтов - корпораций, консорциумов, холдингов, финансово-промышленных групп, транснациональных компаний, которые аккумулируют и вкладывают инвестиции в освоение и распространение новых поколений техники и технологий, осуществляют координацию деятельности участников инновационного процесса, ведут целенаправленный маркетинг на внешнем и внутреннем рынках.

Важную роль в государственном регулировании развития малого инновационного бизнеса играет разработка и использование соответствующих финансовых механизмов: создание условий повышения инновационной активности всех потенциальных инвесторов (предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности и т.д.); проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности; направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования; выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов; снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов. Таким образом, финансовый механизм государственного регулирования деятельности малых инновационных предприятий включает в себя государственную финансовую поддержку, налоговое и кредитное регулирование.

Финансовая поддержка в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[32] может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого бизнеса и организаций, образующих их инфраструктуру, за счет средств федерального бюджета – путем предоставления субсидий.

Субсидии малым инновационным предприятиям предоставляются из федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Обязательным условием предоставления субсидий является согласие их получателей на осуществление распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ[33]).

Особенностью бюджетных инвестиций юридическим лицам является то, что их предоставление влечет возникновение права на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов данных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ).

Государственные и муниципальные гарантии могут предоставляться для обеспечения надлежащего исполнения принципалом его обязательств перед бенефициаром (основного обязательства), так и возмещения ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера. Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы не исполненных на момент предъявления требования бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия (ст. 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ).

Налоговое регулирование деятельности малых инновационных предприятий осуществляется посредством установления льготных налоговых ставок и специальных налоговых режимов, регламентируемых налоговым законодательством. Так, в соответствии с пп. 145.1 и 246.1 Налогового кодекса РФ[34] организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре Сколково»[35], в течение 10 лет со дня получения данного статуса освобождаются от обязанностей уплаты налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость. Кроме того, упрощенная система налогообложения для предприятий малого бизнеса, объектом налогообложения которых являются доходы, предусматривает налоговую ставку в размере 6 %, а в случае если объектом налогообложения выступают доходы, уменьшенные на величину расходов, - 15 %, при этом за субъектами Российской Федерации сохраняется право дифференцировать данную налоговую ставку в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков. Однако применение упрощенной системы налогообложения возможно только, если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика не превысили 60 млн. руб.

Также пенсионным законодательством предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования на период 2011-2017 г. (ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»[36]): в Пенсионный Фонд РФ - 8 % с до 2018 г., 13% в 2018 г., 20 % в 2019 г.; в Фонд социального страхования РФ – 2% до 2018 г., 2, 9% в 2018-2019гг.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 4 % до 2018 г., 5, 1% в 2018-2019 гг.

Кредитное регулирование заключается в определении Банком России размера учетной ставки процента по кредитам (ставки рефинансирования), которая служит основой депозитного и ссудного процента коммерческих банков, поскольку рост и снижение ставок по банковским кредитам определяются ставкой рефинансирования и состоянием рынка кредитных ресурсов. Важную роль кредитном регулировании играет также создание фондов содействия кредитования (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для малого бизнеса, и т.п. Однако сложный механизм получения финансово-кредитных ресурсов, нестабильное состояние финансового рынка, осторожность банков в предоставлении кредитов малому бизнесу существенно сдерживает развитие малого предпринимательства в России.

Таким образом, развитие малого инновационного бизнеса рассматривается органами государственной власти в качестве одного из приоритетов государственной политики. Целью государственной политики в данной области является создание экономических, правовых и организационных условий, обеспечивающих рост конкурентоспособности предприятий малого бизнеса, эффективное использование научно-технических результатов исследований, решение других задач социально-экономического развития. Для достижения данной цели используются различные механизмы: совершенствование нормативных правовых актов в сфере регулирования инновационной деятельности предприятий малого бизнеса; информационное обеспечение инновационной деятельности путем создания информационных фондов и баз данных по законченным НИОКР, изобретениям и патентам, инновациям, технологическим потребностям предприятий, инновационным фондам, венчурным фондам; формирование инновационных институтов (корпораций, консорциумов, холдингов и т.д.), которые аккумулируют и вкладывают инвестиции в освоение и распространение новых поколений техники и технологий, осуществляют координацию деятельности участников инновационного процесса, ведут целенаправленный маркетинг на внешнем и внутреннем рынках и т.д. Важную роль в государственном регулировании развития малого инновационного бизнеса играет разработка и использование соответствующих финансовых механизмов: создание условий повышения инновационной активности всех потенциальных инвесторов (предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности и т.д.); проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности (предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий); направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования; выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов; снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов; установление льготных налоговых ставок и специальных налоговых режимов и т.п.

 

Выводы:

1. Под малым инновационным предприятием следует понимать коммерческую организацию, созданную в форме хозяйственного товарищества, общества или партнерства, средняя численность работников которой за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, а выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) составляет не более 400 млн. руб. в года, систематически осуществляющую инновационную деятельность, в результате которой производится высокотехнологичная (наукоемкая) продукция либо создается инновационная инфраструктура и обеспечивается ее деятельность.

2. Малые инновационные предприятия играют значимую роль в рыночной экономике России, являясь эффективным инструментом постоянного обновления всех производственных процессов и обеспечения высокой конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Это фактор ускорения перехода российской экономики из сырьевой в инновационную, что является важнейшей стратегической задачей государственной экономической политики;

3. Развитие малого инновационного бизнеса рассматривается органами государственной власти в качестве одного из приоритетов государственной политики. Целью государственной политики в данной области является создание экономических, правовых и организационных условий, обеспечивающих рост конкурентоспособности предприятий малого бизнеса, эффективное использование научно-технических результатов исследований, решение других задач социально-экономического развития. Для достижения данной цели используются различные механизмы: совершенствование нормативных правовых актов в сфере регулирования инновационной деятельности предприятий малого бизнеса; информационное обеспечение инновационной деятельности путем создания информационных фондов и баз данных по законченным НИОКР, изобретениям и патентам, инновациям, технологическим потребностям предприятий, инновационным фондам, венчурным фондам; формирование инновационных институтов (корпораций, консорциумов, холдингов и т.д.), которые аккумулируют и вкладывают инвестиции в освоение и распространение новых поколений техники и технологий, осуществляют координацию деятельности участников инновационного процесса, ведут целенаправленный маркетинг на внешнем и внутреннем рынках и т.д. Важную роль в государственном регулировании развития малого инновационного бизнеса играет разработка и использование соответствующих финансовых механизмов: создание условий повышения инновационной активности всех потенциальных инвесторов (предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности и т.д.); проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности (предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий); направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования; выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов; снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов; установление льготных налоговых ставок и специальных налоговых режимов и т.п.


2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЧИСТОПОЛЬТРАНССИГНАЛ»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал