Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зарождение рынка. Основные типы рынков
Организационными формами трансакций являются рынок и фирма. (трансакции – деятельность человека в форме отчуждения прав собственности и прав свободы, принятых в обществе, которые осуществляются в процессе планирования, адаптации, за выполнение взятых обязательств) В новой институциональной экономической теории рынок и фирма рассматриваются как крайние точки обширного сектора контрактных альтернатив, а в рамках экономической теории – этот подход принимается заданным (т.е. существенное отличие от направления новой институциональной экономики). Фирмы оказываются специализированными на функциях производства, обеспечивающих трансформацию ресурса в продукт, а рынки- специализированными на обмене, в рамках которого осуществляется аллокация ресурсов, с одной стороны и распределение произведенных продуктов- с другой. В первом приближении рынок можно определить как особый тип обмена. Его отличительной чертой является равенство продавцов и покупателей в выборе контрагентов, предмета и пропорций обмена. Рынок, в отличии от организации является институтом. Основой рынка является классический контракт. Он предполагает заключение всеобъемлющего соглашения, т.к. в нем специально оговорены все условия и действия сторон в случае наступления того или иного события. Данный контракт является стандартным и не требует соответствия сторон друг другу. Классический контракт может рассматриваться как характеристика рыночных отношений, в которых цены выполняют доминирующую роль в обеспечении координации, контроля и стимулирования. На заре человеческого развития господствовал тип обмена, характеризуемый персонифицированным отношением сторон. Его отличительными чертами были повторяемость, культурная гомогенность (т.е. наличие и осознание всеми участниками обмена общих ценностей) и отсутствие необходимости контроля и принуждения со стороны третьих лиц, что возможно по ряду причин. Во-первых, на этой стадии обмена и производства, товары и услуги были значительно просты, что снижало издержки оценки их полезных свойств. Во- вторых, рот повторяющемся обмене важным механизмом принуждения к выполнению условий соглашения становится необходимость поддержания репутации и опасения ответных действий контрагентов. В- третьих, дополнительной мотивацией частного поведения является наличие общего набора ценностей. Обмен, основанный на этих принципах, называется персонифицированным рынком. Он объединяет лично знакомых людей и лиц, которые принадлежат одной и той же социальной группе. При этом издержки измерения вообще могут отсутствовать – репутация партнеров лишает необходимости специфицировать качество товара (КТ) и услуг, по поводу которых совершается сделка. (Например, постоянный покупатель фруктов у определенного продавца на рынке, не выбирает их, а доверяет продавцу). К принятым социальным институтам относятся кровные связи, распределение прав и обязанностей на основе положения в семье. Со временем развивается специализация и разделение труда. Обмен становится разнообразнее, число сделок растет. Трансакции внутри одного общества перестают удовлетворять потребности его членов, и становится сложно наладить устойчивые отношения, с каждым партнером. В результате появляется более эффективный второй тип обмена – неперсонифицированный- в рамках которого снижается значение репутации и наличия общих ценностей. Прежние механизмы обеспечения выполнения соглашений перестают удовлетворять участников обмена и даже становятся препятствием для осуществления новых сделок (кровные связи, залоги – не способствуют обмену), их заменяют сложные ритуалы и религиозные предписания для ограничения партнеров. Развитие новых институтов позволило расширить границы рынка и реализовать выгоды боле сложного производства и обмена. Дальнейшее снижение риска в условиях неперсонифицированного обмена способствует появлению посредников, которые устанавливают частные правила и следят за их выполнением. В отличии от персонифицированного обмена теперь важна репутация не только каждого контрагента, сколько посредников, являющихся гарантами качества товаров и услуг и выполнения других условий соглашений.
Основные типы рынков Рассматривая историческую эволюцию процесса рыночного обмена, можно выделить пять типов рынков: 4) открытый публичный рынок 5) ремесленную лавку 6) ярмарку 7) биржу 8) универсальный магазин
1) Первый тип рынка - Открытый публичный рынок – это бабушки у метро, торгующие хлебом и сигаретами, разносчики газировки в парках, торговцы сигаретами и семечками и т.д. Основное удобство для покупателей – доступность рынка. Продавец сам ищет, кому предложить свой товар. Соответственно, снижаются издержки поиска партнера для совершения обмена. Данный тип рынка предполагает возможность торга и установления цены на очень низком уровне, поскольку торговец не платит арендную плату, не закупает специализированное оборудование и имеет возможность избежать уплаты налогов. Это обуславливает снижение роли государства, как гаранта обмена на данном рынке. Следовательно, повышаются издержки спецификации и защиты прав собственности, а в условиях ….. и издержки переговоров. Единственной защитой от оппортунистического поведения продавцов на таких рынках является легкость разрыва отношений. Купив один раз некачественный товар, вы будете обходить человека, предложившего его (товар), стороной. Это накладывает ограничения на ассортимент предметов обмена на открытом публичном рынке. 2) Второй тип рынка – ремесленная лавка – основными участниками которого являются продавцы ремесленных лавок, издержки поиска альтернатив существенно выше: необходимо обойти несколько точек, чтобы найти интересующий товар. В то же время, благодаря наличию определенного помещения, в котором осуществляется торговля, снижается вероятность оппортунизма в форме продажи некачественного товара. Гарантом качества выступает сам продавец, дорожащий своей репутацией, а также государство, взимающее с него налоги и имеющие возможность осуществлять периодические проверки. 3) Третий тип рынка – ярмарка, на котором уместен торг покупателя и продавца, что повышает издержки переговоров и заключенных контрактов. В то же время, на этом рынке сравнительно низкие издержки поиска альтернатив, т.к. в известное время и в определенном месте сообщаются продавцы различных товаров. Если ярмарка функционирует постоянно, то появляется структура, схожая с широко распространенными оптово- розничными рынками. Отличительной чертой ярмарок является наличие определенных правил торговли, за выполнением которых обязательно следит организатор. Он, как правило, обеспечивает защиту покупателей и продавцов и является, в некоторой степени гарантом качества выставляемых товаров и их ассортимента. 4) Четвертый тип рынка – биржа – представляет собой более сложную рыночную структуру, которая позволяет снижать практически все виды трансакционных издержек, благодаря разработке стандартных процедур торга. Биржа, как более развитая форма централизованного рыночного обмена, объединяет группы торговцев, владельцев или арендаторов помещений, внутри которых заключается соглашение. Все биржи подробно регламентируют деятельность тех, кто торгует на их площадках, включая время, отведенное для совершения сделок, возможные объекты торговли, условия соглашений, ответственность сторон. Они определяет механизмы разрешения споров и при меняют санкции против тех, кто нарушает внутренние правила. На бирже возможна торговля товаром, которого еще нет в наличие (заключение контракта под будущих урожай пшеницы), благодаря одновременному существованию нескольких гарантов обмена. Самым удивительным способом пресечения оппортунистического поведения является лишение доступа на площадку. Регламентация касается даже уровня цен (при большой амплитуде торги могут быть приостановлены). В настоящее время очень важна роль государства, как гаранта обмена на бирже. 5) Пятый тип рынка – универсальный магазин – где существуют четко запланированные правила торговли, основным из которых следует признать отсутствие возможности торга, что снижает до минимума издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Широкий ассортимент предлагаемой продукции обуславливает снижение издержек поиска альтернатив, т.к. получают дополнительную информацию, которая позволяет оценить потребительские качества товаров. Дирекция универсама больше всех устроителей отвечает за качество товара. В рамках данного типа рынка сильны также гарантии государства, поскольку между покупателем и продавцом заключается самый полный контракт, в виде чека. Т.о., одновременное существование всех пяти типов рынков связано с наличием сравнительных преимущества в снижении трансакционных издержек, зависящих от правил поведения обменов. Этим также определяется спектр предметов обмена, торгуемых на тех или иных рынках. В то же время деятельность на децентрализованных рынках регулируется правовой системой государства. Появление прейскурантов, новых развитых методов аудита и бухучета, делает менее затратным получение информации и контрактов над осуществлением трансакций. Кроме обычного, легального рынка, современный рынок может осуществляться и в других формах. Под «теневым рынком» понимается любая экономическая деятельность, которая осуществляется вне рамок закона и без использования легальных средств. Теневой рынок включает в себя следующие сегменты: неофициальный, административный, фиктивный и криминальный рынки. 1. Неофициальный – включает в себя те сделки, которые не контролируются государством и поэтому не отражены в системе национальных счетов. Например, производство «домашних хозяйств» служит одним из основных источников продуктов и услуг, циркулирующих на неофициальном рынке. 2. Административный – идея, лежащая в основе этого рынка, заключается в превращении в товары любых значимых в командной экономике вещей, в их присвоении и «приватизации». Своим рождением административный рынок обязан тенденцией к персонификации «общественных» отношений, что, в сою очередь, создает предпосылки для присвоения общественных товаров. Взятка отражает цену, которую приходится платить за те «де юре» общественные товары или услуги, которые «де факто» были приватизированы и предназначены для своих.
|