Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фирма в неоклассической теории (организация и фирма)
Организация – это совокупность людей, структурно- обособленных в рамках упорядоченных процессов получения и переработки информации, принятия решений по некоторому (специализированному с различной степенью определенности) набору вопросов, связанных с использованием ограниченных ресурсов. Как правило, организация возникает на основе властных отношений, когда в рамках взаимодействий людей происходит делегирование одним участником (агентом) права контроля над своими действиями другому участнику (принципалу). Организациями являются государство, фирмы, домашнее хозяйство (экономические единицы организации), профсоюзы и политические университеты, неприбыльные организации и множество других единиц координации. Из данного определения следует три основные характеристики организации: 1) совокупность участников 2) степень идентификации всех участников с целями организации, являющихся производными от интересов принципала; 3) формальная структура властных отношений, степень сложности иерархии. В любой организации существуют своя организационная культура в виде совокупности норм, правил и традиций, регулирующих взаимоотношения членов организации, принципала и агентов. Организация возникает в результате экономии трансакционных издержек. Согласно учения Коуза, одним из наиболее эффективных способов минимизации трансакционных издержек является организация фирмы. В новой институциональной экономической теории формула рассматривается как совокупности индивидов, объединенных для достижения определенной цели, но вместе с тем имеющих соответствующую функцию полезности, максимизация которой оказывает влияние на их поведение. Если рациональные индивиды объединяются для производства товаров или услуг, значит, они видят в этом определенные выгоды. Т.о., фирма есть та организация, которая преобразует исходные ресурсы в конечный продукт. Большая часть производства осуществляется фирмами, а эффективность всей экономической системы в большей степени зависит от того, что происходит внутри этих экономических молекул. Т.о., необходимость фирмы вызывается тем, что использованные рынки (обмен между индивидами) предполагает определенные издержки, которые можно избежать с помощью использования административной структуры за счет правильных взаимоотношений и управлением размещения ресурсов. При анализе природы фирмы в новейшей литературе подчеркиваются два аспекта: -с одной стороны, фирма предполагает наличие и совокупность долгосрочных контрактов между собственниками ресурсов, работниками и управляющими. Эти отношения часто выражаются формальными договорами- контрактами (например, трудовой договор о найме между работодателем и работником, контракт на поставку оборудования и т.д.). - с другой стороны, фирма заменяет товарный рынок факторов производства, где ценовые сигналы играют сравнительно малозначительную роль, и на смену обычному обмену приходят, как правило, иерархические отношения. (например, собственник трудового ресурса заключает контракт, в соответствии с которым он передает предпринимателю некоторые права использования своих трудовых ресурсов в обмен на месячный оклад (зарплату). В результате заключение такого контракта трудовой ресурс перестает реагировать на ценовые сигналы и становится управляемым ресурсом. Т.о. фирма, представляет собой совокупность контрактных отношений, сталкиваясь с двумя типами издержек взаимоотношений) – трансакционными издержками и издержками контрактов. Трансакционные издержки являются издержками горизонтальных рыночных взаимоотношений. Это издержки на совершения деловых операций, включающих в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта и обеспечение его выполнения. Если рассматривать ситуацию с точки зрения потребителя, то возникает значительная экономия затрат при заключении соглашения только с центральным агентом, а не с каждым собственником ресурса в отдельности (т.е. экономия затрат на составление и согласование условий договора, определения величины вознаграждения каждому участнику производства и выявления объекта претензий в случае нарушения контрактных обязательств). На стороне производства также наблюдается экономия трансакционных издержек. Во- первых, вместо двухсторонних контрактов между каждой парой собственных ресурсов возникает возможность заключить по одному контракту между центральным агентом и каждым собственником. Центральным агентом становится один из собственников ресурсов, который обладает сравнительным преимуществом в реализации функции посредника по отношению к другим собственникам. Во-вторых, выполнение координирующей функции центральным агентом предполагает, что он обладает возможностью отдавать приказы, по поводу использования вовлеченных в производственный процесс факторов производства (теперь шок не от цен, а от приказов). В-третьих, центральный орган контролирует действие остальных участников производства и имеет возможность обеспечить выполнения ими контрактных обязательств, исключая механизм принуждения. Внутрифирменное управление осуществляется с помощью приказов исполнителем- собственником человеческих отношений и передислокацией капитальных активов в соответствии с распоряжением лиц, принимающих решения. Т.о., фирма, есть долгосрочных двусторонних контрактов между собственниками ресурсов и центральным агентом, которые замещают рынок продуктов и ресурсов и в которых ценовые соглашения играют относительно небольшую роль в виду обеспечения координации посредством команд. Каждой организационной форме соответствует своя конфигурация трансакционных издержек и оптимальные размеры фирмы. Фирма будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не будут равны затратам на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на ее организацию другой фирмой.
|