Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные типы государств.
В экономической литературе известны две идеальные модели государства. Первая модель - «контрактное государство» - это такое государство, которое использует монополию на насилие только в рамках делегирования ему гражданами правомочий и в их интересах, а граждане рассматривают уплату налогов не как повинность, а как свою обязанность. Иными словами, роль государства ограничивается ролью гаранта по кругу тех сделок, в которых защиту прав собственности выгоднее поручить государству. Целью «контрактного государства» является достижение такого распределения прав собственности, которое максимизирует совокупный доход общества на основе передачи правомочий в руки тех экономических субъектов, которые могут распоряжаться ими оптимальным образом. Предпосылками «контрактного государства» являются: 1) Наличие четких конституционных рамок деятельности государства; 2) Существование механизма участия граждан в деятельности государства. 3) К политическим механизмам участия граждан в деятельности государства относятся процедуры демократии. Существование ex ante института рынка, как главного альтернативного механизма распределения прав собственности. Государство ориентируется на достижение такого распределения прав собственности, которое могло бы быть достигнуто на рынке при нулевых трансакционных издержках. Поэтому государство не может функционировать, периодически не сверяясь с рынком. 4) Наличие альтернативных механизмов спецификации и защита прав собственности. Наряду с использованием голоса, т.е. участием граждан в деятельности государства, должна существовать и альтернатива и «выхода» - обращение индивидов и другим гарантам исполнения контрактов. В качестве альтернативных гарантов могут выступать: другие государства, оппозиция контролирующей государства группы, мафия, социальная группа, третейский судья. «Эксплуатационное государство» - в отличии от контрактного государства для максимизации собственного дохода (налоговых поступлений), точнее – дохода группы, контролирующей государственный аппарат. Главной целью эксплуататорского государства при спецификации и защите прав собственности становится достижение такой «структуры собственности», которая максимизирует ренту правителя, даже если это достигается в ущерб благосостояния общества в целом. Кроме того, государство не ограничивается теми рамками, которые ему отведены социальным контролем (конституцией). Государственный аппарат находится в состоянии постоянной экспансии все в новые сферы взаимодействия людей. Экспансия объясняется стремлением эксплуататорского государства увеличить свои доходы и объем ресурсов, проходящий через государственный бюджет. При этом, надо учесть: как не существует оптимальной границы государства, так и не существует оптимальных размеров государственного вмешательства в экономику и социальную жизнь, безотносительно к конкретным историческим реалиям. С другой стороны, встречаются институциональные ловушки, которые могут служить основой «провала рынка» и «провала государства». Если имеются «провалы рынка», то они служат мотивацией расширения полномочий государства по текущему контролю за экономическими процессами. Классический пример «провала рынка»- загрязнение окружающей среды, в результате которого виновный (корпоративный монополизм) получает выгоды, не неся полного бремени издержек. Но государство, подобно рынку, часто не идеально. Правительство не всегда способно предотвратить последствия собственных действий и не учитывает того, каким образом частный сектор реагирует на эти действия. Например, ежегодный запрет на импорт нефтепродуктов в весеннее - осенний период ведет не к увеличению их количества внутри страны, а к ежегодному повсеместному повышению розничных цен на ГСМ в заправочных станциях. Однако, не всегда решения государственных органов страдают непродуманностью и, как и рынок, стихийностью. Гораздо чаще за такими решениями стоят чьи-то групповые интересы, либо какого-то бизнесмена, либо своей чиновничьей корпорации. Провалы государства чаще всего, происходят при авторитарном государстве, активном административном рвении, подавлении демократии и гражданского общества (ГО). Поэтому, при всех условиях, надо подумать, не будут ли последствия реализации чиновнической идеи, более негативными, чем наблюдаемые несовершенства рынка, со многими из которых (инфляцией, безработицей) в мире уже научились справляться, удерживать их в приемлемых рамках, кроме крайних ситуаций. В экономике выделяют такие «провалы государства», как: 1) «Несоответствие доходов и расходов». В отличии от обычной формы, степень жесткости бюджетного ограничения государства далека от абсолютной. Государство значительно сложнее превратить в банкрота, даже если лоно оказывается неспособным выполнять взятые на себя обязательства. 2) «Отсутствие четких критериев эффективности». В отсутствии таких четких критериев эффективности деятельности государства, каковым является прибыль для фирмы, государственные структуры подменяют их самостоятельно разработанными стандартами. Т.о., деятельность государства зачастую оценивается по задаваемым им самим критериям: росту бюджетных поступлений, экспансии государственного контроля. 3) «Высокая вероятность достижения, отличных от поставленных». Рост информационных издержек и издержек мониторинга и контроля, сопровождающий развитие государства, создает предпосылки для систематизированного отклонения реализованных задач от поставленных. Приведенная выше модель, в которой стремление государства ограничить частное использование насилия может привести к его эскалации – лучшее тому подтверждение. 4) «Неравномерное распределение ресурсов». В распоряжении государства, при распределении прав собственности на ресурсы, когда трансакционные издержки отличаются от нуля, находится несколько стандартов справедливости.
|